Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Развитие налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении налоговых полномочий исполнительных органов власти НК РФ регламентирует следующий порядок: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по разработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ; исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативно правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В связи с проводимой административной реформой и вхождением Федеральной налоговой службы в структуру Министерства финансов РФ все функции по разъяснению законодательных актов переданы Минфину РФ.В настоящее время накоплено большое количество ответов Минфина РФ по различным вопросам, интересующим налогоплательщиков. [22]

2.2.Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

Налогообложение граждан в различных странах базируется на сопоставимых принципах. Первый из них -обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй -обеспечение государством населению определенного набора"неделимых благ". Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги, к сокрытию ими значительной части доходов. Государство должно "беречь" своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. [23]

Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем таком периоде база для их уплаты может резко сократится. Снижение налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, всех налоговых поступлений.

В России взимание налогов имеет длительную историю. После 1917г.доходы основных слоев населения были низкими. Поэтому в определенные периоды строительства социализма даже самые высокие налоги с населения не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а подоходный налог- в пределах 6-8%.Но уже с начала 1990-х.гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место (16%),уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Ниже представлена схема отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов, сборов и других платежей. [24]


Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:

- обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;

- регулирования уровня доходов населения и структуры личного потребления и сбережений граждан;

- стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов;

- облегчения положения наименее защищенных категорий населения.

Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе определяется следующими факторами:

- данный налог является личным, т.е.его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

- подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения- всеобщности, равномерности и эффективности;

- налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения доходов бюджетов;

- основной способ взимания налога на доходы физических лиц- у источника его выплаты- является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременность перечисления в бюджет. [25]

Подоходный налог с физических лиц- один из важнейших источников государственных доходов. Второй по значению налог с населения- налог на имущество физических лиц играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20млн физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество ,предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференцию населения, создают стимулы к накоплению богатства. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходу физических лиц, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев частично "уходят" от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество, транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.


2.3 Виды налогов с физических лиц

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а так же физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных ней в течении 12 следующих подряд месяцев.[26]

Объектами налогообложения у физических лиц-резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников в России, а так же за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, а так же доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки. Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты.[27]

Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров(работ, услуг),которые определены ст.40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки.

Доходы в виде материальной выгоды означают: получение экономии на процентах за пользование заемными средствами; приобретение товаров(работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам, более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы и услуги; приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимости этих бумаг.

Под налогообложение попадают суммы:

  • пенсий физическим лицам ,выплачиваемые по договорам, заключенным организациями(или иными работодателями) с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющие соответствующую лицензию;
  • пенсий в пользу других лиц, выплачиваемых по договорам, заключенным физическими лицами с российскими негосударственными пенсионными реформами;
  • страховых взносов, уплаченных за физическое лицо работодателем(кроме обязательного и добровольного страхования, предусматривающего возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц);
  • разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества по договору добровольного имущественного страхования.[28]

При определении налогооблогаемой базы необходимо также руководствоваться перечнем доходов, которые, согласны ст.217 НК РФ ,не подлежат налогообложению:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
  • государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
  • все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
  • вознаграждение донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
  • алименты, получаемые налогоплательщиком;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой: в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами; работодателями налогоплательщика, являющимся членами семьи умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена семьи;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических),выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, а так же суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, а так же их супругов, родителей, детей;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
  • доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

При определении размера налоговой базы в соответствии со ст.218-220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или льготы. Налогоплательщикам ,имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляют вычеты на детей.[29] Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, имеющие частную практику, также уплачивают налог на доходы со своей деятельности. Эти налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога, руководствуясь общепринятыми правилами. Авансовые платежи учитываются плательщиками согласно налоговым уведомлениям:


  • за январь- июнь- не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль- сентябрь- не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь- декабрь- не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Следует отметить, что реформирование налогообложения доходов физических лиц направлено на решение двух первостепенных задач: снижение налогового бремени и сближение российского законодательства в данной области с межнародным.[30]

Налог на имущество физических лиц является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные поданные и лица без гражданства).Объект налогообложения включает жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения. Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждый из них соразмерно его доле в этом имуществе.

Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость определяется сложением инвентаризационных стоимостей всех строений ,помещений и сооружений в качестве объектов обложения, находящихся на территории представительного органа местного самоуправления.[31]

Действующим законодательством по налогу на имущество физических лиц установлен широкий круг льгот. К наиболее значимым можно отнести льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на имущество следующих категорий граждан:

  • Героев Советского Союза или Российской Федерации, а так же лиц, Награжденных ордером Славы трех степеней;
  • участников Гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций по защите СССР;
  • инвалидов 1 и 2 групп, инвалидов с детства;
  • граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, аварии в 1957г.на производственном объединении "Маяк",сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного, термоядерного оружия.

Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают:

  • пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • деятели культуры, искусства и народные мастера за принадлежащие им по праву собственности творческие мастерские, ателье, студии;
  • собственники жилого строения площадью до 50 кв.м. и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 59 кв.м., расположенных на участках садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан;
  • судьи и работники аппаратов судов РФ, которым присвоены властные чины.[32]