Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Развитие налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде чем приступить к рассмотрению роли налогов в формировании доходов бюджетов, уточним некоторые термины:

- Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

- Бюджетный план - юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается получение и распределение денежных ресурсов государства в целом и каждой территории, необходимых для выполнения возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления функций.

- Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

- Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расход.

- Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

- Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. [10]

В соответствии с бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и не налоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, и местные налоги.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- другие не налоговые доходы.[11]

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:


- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

- субвенций из Федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и /или территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. [12]

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к конкретному уровню бюджета, но и к особенностям структуры доходов по означенным видам.

Нужно отметить, что параллельно реформе налоговой системы улучшается администрирование бюджетных доходов. Серьезными шагами в этом направлении стали изменения в налоговом законодательстве, позволившие повысить текущую собираемость налогов, и меры, направленные на погашение просроченной задолженности налогоплательщиков. В частности, были отменены неденежные формы расчетов с бюджетом, предприятиям предложены схемы реструктуризации задолженности перед бюджетом в обмен на полное и своевременное исполнение текущих налоговых обязательств. Достигнутое повышение налоговой дисциплины и собираемости доходов бюджета, в том числе и таким образом, позволило снизить налоговую нагрузку на предприятия без особой угрозы для сбалансированности бюджетной системы. [13]

1.3 Функции налогов как экономическая категория

В учебном пособии "Налоги" под редакцией Д.Г. Черника[11] отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирующую подфункцию. Большинство авторов признают две налоговые функции: фискальную и регулирующую. В учебнике Т.Ф. Юткиной "Налоги и налогообложение" [26] автор считает, что "налог" не исполняет ни каких функций. Последнее есть атрибут только системы налогообложения, так как "теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции"[26,c.85],-соответственно фискальная и распределительная. В учебнике белорусских авторов 2000г.[10] выделяют 3 функции налогов: фискальную, стимулирующую и регулирующую. [14]


Функции любой экономической категории выражают ее общественное назначение, присущее именно данной категории. Государственные финансы- не распределительная, а перераспределительная категория, т.е. на их основе перераспределяется на макроуровне то, что уже было распределено на микроуровне: на восстановление потребленных средств производства (с),выплату заработной платы и социальные платежи (v) и прибавочный продукт (m). Таким образом, распределение совокупного продукта на c+v+m в условиях рынка производится под действием рыночных отношений, спроса и предложения на факторы производства, предпринимательских интересов и интересов наемных рабочих (профсоюзов).[15]

Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и представляет собой атрибут налога: нет денежных перечислений в бюджетный фонд- нет и налога. Государственным финансам как экономической категории присущи функции формирования и использования денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач.

Налогам как относительно самостоятельной подсистеме более сложной системы государственных финансов присуща прежде всего их первая функция-"формирование бюджетного фонда государства",т.е.фискальная, в которой полностью и проявляется общественное назначение этой категории- обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами. Именно эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 75% до 95% (в России в 2004г.-75,5%).[16]

До начала 1930-х.гг.фискальная функция являлась единственно присущей налогам, которые, как и другие общественные явления, определенным образом эволюционируют, их глубинное экономическое содержание по мере развития государственного устройства, главными ориетирами которого уже становится обеспечение экономического роста и социального спокойствия, изменяется.

На определенном этапе своего развития экономическое содержание налогов проявляется и в функции регулирования. Данная функция тесно связана с фискальной, и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом, создавая некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям и зонам, стимулируя отдельные виды деятельности и достижения определенных, не фискальных, а социальных целей. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения "обычных" ставок налогов. [17]


Глобализация мирохозяйственных связей, интеграционные процессы, создание международных корпораций требуют определенного единообразия и в построении налоговых систем различных стран. Что же касается других делегируемых налогам функций (контрольной, стимулирующей),то они не имеют никакого отношения к налогу как экономической категории, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения.

Что касается других делегируемых налогам функций (контрольной, стимулирующей),то они не имеют никакого отношения к налогам как экономической категории, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения. Взаимосвязь и последовательность формирования конкретного налогового механизма может представлена достаточно упрощенной схемой.[18]

Глава 2.Налогообложение физических лиц

2.1.Становление и развитие налогообложения в Российской Федерации на доходы физических лиц

В 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В РФ был введен, например, НДС, который фактически восполнил отмену налога с оборота- одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально перечень налогов, установленный Законодательством РФ "Об основах налоговой системы в РФ",отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционно применяющиеся в европейских странах налоги, как НДС ,налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т.д. В тоже время в состав налогов включалось и не мало "экзотических" налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, налог на нужды образовательных учреждений, сбор за парковку автотранспорта и др.Перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляло желать лучшего. С первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства. [19]


Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые в России. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В момент вступления в силу Закона РФ "об основах налоговой системы РФ"в 1992г. число налогов значительно превышало цифру 40. В редакции НК РФ предполагалось изначально установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы- сокращение налогового бремени. [20]

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Нужно обратить внимание: сборы устанавливаются только на федеральном уровне.

Перечень налогов России является закрытым. Иначе говоря ,ни какой орган власти ,за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем. Однако так было не всегда. [21]

В 1994 г.законодательные органы власти субъектов федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх установленного перечня. Такое ,с первого взгляда- демократическое, право породило волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных и местных структур. Поэтому налоговый перечень "закрыли".