Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Развитие налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В России не ругает налоги только ленивый.

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, высказывают различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Налог- одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог-понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

На самых ранних ступенях налогообложения начальной можно было считать жертвоприношение храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали иметь более или менее систематический характер, в следствии чего "приношение" постепенно превратилось в "в выплату или сбор".Естественно, это еще далеко не "налог". Так же на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т.е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав. На данном этапе налог выступает индивидуально безэквивалентным движением средств от индивидуума к государству, причем сначала даже не собственно к государству, а, возможно, к частному лицу, так как сборщики налогов, внеся определенную сумму в казну, стремились обеспечить прибыльность своей деятельности.

По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потом оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии как в военное, так и в мирное время и многие другие требующие соответствующего финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов. Различные определения налога доказывают, что понятие налога - эволюционирующая категория, содержание которой изменятся вслед за развитием породившего государства. В любом случае, конкретное содержание налога всегда определяется 3 факторами: экономическим строением общества, социальной политикой, конкретными целями стратегии развития государства. [1]


Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие ,как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти.

Налоговая система России начала 20-го в. характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета. Исходя из того, что 82% населения России проживало в сельской местности, а прямые налоги с крестьян составляли всего 8% доходов бюджета, правомерно сделать вывод о том, что бюджет мог формироваться только за счет косвенных налогов.

За последние годы налоговая система в России претерпела некоторые изменения. К 2003 году система сформировалась: появились современные акцизы, НДС, НДФЛ, специальные налоговые режимы. Так же координально изменились налоговый режим, налоговое администрирование. Перемены в налогообложении происходят постоянно. Это связано с защитой различных интересов, с природой экономики. В современных условиях налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Так же в России после ужесточения налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщика наметились массовые уклонения от налогов, сокращение налоговой базы. Такие результаты побудили государство пойти на снижение тяжести налогового процесса.

С 1 января 2007г. произошло окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России, т.е. наступает, наконец период некоторой стабилизации, исключающей резкие изменения в виде введения или отмены новых налогов. Тем не менее предусмотрена дальнейшая "доводка" системы налогообложения, в части, касающейся налогообложения имущества граждан и реализации политики снижения налогового бремени. [2]

Изучение опыта налогов и налоговой политики России еще раз свидетельствует о необходимости сочетания уровня развития экономики и размера налогообложения. При спаде экономического развития сумма налоговых изъятий должна быть минимальной- тогда образуется инвестиционные возможности; при экономическом подъеме размер налогов должен возрастать. При реформировании налоговой системы в настоящее время весьма полезно обращаться к истории налогообложения в России, с тем чтобы избежать возможных ошибок и максимально учесть позитивные моменты.


В данной курсовой работе будут приведены и рассмотрены понятие налогов, их сущность и влияние на общество в РФ. Подробно раскрыто экономическое значение, а также функции и принципы деятельности налоговой службы и налогового контроля.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня подоходный налог имеет тесную связь с доходом плательщика независимо от его вида. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, которые впоследствии перераспределяются в бюджетные и внебюджетные фонды.

Глава 1.Развитие налоговой системы РФ, ее структура и основные принципы

1.1. Налоговая политика, ее роль в регулировании экономики

Для обеспечения процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительства каждой страны используют арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику. В послевоенный период истории действовали три основных модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе:

1) "Либеральная" модель

2) Планово-административная модель

3) Модель "стратегии ускоренного развития"[3]

Все эти модели сходны в одном- даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его основная часть. Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

  • обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;
  • обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;
  • обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;
  • оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;
  • сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

Методы государственного регулирования условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.[4]

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого- интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. [5]

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.[6]

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 2 основные группы:

  • фискальная- мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
  • экономическая ,или регулирующая,- направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.

Условно выделяют 3 возможных типа налоговой политики.

1. Первый тип- высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.

2. Второй тип налоговой политики- низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков.


3. Третий тип- налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.[7] На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложения. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые и косвенные налоги существует два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью. Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств.[8]

При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени.

1.2 Роль налогов в формировании доходов бюджетов

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и их исполнения -сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране в текущем и следующем финансовом году, на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности (и особая ответственность) связаны с планированием налоговых поступлений и их мобилизацией. [9]