Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (Теоретические и методологические аспекты кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические аспекты кадровой стратегии
1.1. Понятие кадровой стратегии
1.2. Основные направления и задачи кадровой стратегии
1.4. Основные аспекты разработки кадровой стратегии
2. Структура кадровой службы и ее роль в формировании и реализации кадровой стратегии
2.1. Понятие кадровой службы организации
2.2. Структура кадровой службы
2.3. Функции кадровой службы в реализации кадровой стратегии
3. Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой
3.1. Общая характеристика предприятия OA «Краснодаргазстрой»
3.2. Анализ деятельности кадровой службы АО «Краснодаргазстрой»
B зависимости от степени отношения кадровой стратегии к внешней среде, она делится на два типа:
- открытая кадровая стратегия используется руководством при неустойчивом положении предприятия, когда утеряны квалифицированные кадры, а внутренние трудовые ресурсы не соответствуют профессиональным требованиям.
- закрытая кадровая стратегия реализуется на предприятии при наличии так называемого ядра квалифицированных работников, способных к повышению своего профессионального уровня и адаптации к новым условиям деятельности предприятия [9].
B большинстве своём персонал является пусть и ведущим, но лишь одним из факторов производства, а кадровая стратегия, реализуемая на них, относится к разряду функциональных и зависит от стратегии предприятия. Стратегии функционирования организации связаны с поведением организации на рынке.
Можно выделить 3 базовых стратегии функционирования организаций каждой из которых соответствует своя кадровая стратегия:
- минимизация издержек
Kадровая стратегия в данном случае строится на следующих принципах:
- преобладание внешних стимулов (преимущественно материальных) над мотиваторами;
- измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном периоде на основе индивидуальных критериев оценки;
- предпочтительное использование внешних источников набора персонала (если рынок труда позволяет нанять дешевых работников);
- минимальные возможности карьерного роста для сотрудников (работник, занявший определенную ячейку в структуре предприятия, практически не имеет шансов на продвижение);
- низкая гарантия сохранения занятости;
- жесткая иерархия и «дистанцирование власти»;
- минимизация вложений в персонал [10].
Если предприятие не может удовлетворить свою потребность в сотрудниках за счет рынка труда (например, готовые специалисты необходимого профиля стоят слишком дорого), то кадровая стратегия должна предусматривать возможность постоянного внутреннего обучения и развитие сотрудников до уровня квалификации, необходимого в настоящий момент и в перспективе.
Некоторые предприятия, применяющие стратегию минимизации издержек, снижают свои расходы на персонал за счет экономии фонда заработной платы и урезания объема, предоставляемых работникам дополнительных льгот, что предполагает наличие высокого уровня текучести. Организации определяют свой «оптимальный уровень текучести», при котором выгоды от экономии на персонале существеннее выше издержек текучести. К издержкам текучести можно отнести: расходы на поиск, ввод в должность и адаптацию новых сотрудников; затраты на увеличение объема документов по оформлению приема и увольнений, недополучение прибыли вследствие низкой производительности труда новых и увольняющихся работников; потери от болезней и прогулов нелояльных сотрудников.
- стратегия повышения качества
Если стратегия предприятия опирается на качество продукции и потребность в трудовых ресурсах может быть легко удовлетворена на внешнем рынке труда, то приоритетными направлениями кадровой стратегии могут быть:
- подбор квалифицированных работников (особое внимание уделяется совершенствованию тактик поиска и оценки кандидатов);
- разработка и внедрение программ по мотивации, ориентированных на обеспечение вовлеченности работников в деятельность предприятия и обеспечения баланса между целями организации и целями работников;
- создание и внедрение системы вознаграждения, направленной на стимулирования качества. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть: выбор адекватных данной ситуации форм и критериев премирования;
- измерение эффективности деятельности работников в краткосрочном и среднесрочном периодах как на основе индивидуальных, так и групповых критериев оценки;
- предоставление гарантий занятости. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть: с какими категориями работников заключать трудовые договора, а с какими – контракты и на какой срок;
- создание системы обучения и развития сотрудников, занятых в организации. Вопросами тактического характера в этом случае могут быть выбор между вводом штатных единиц внутренних тренеров или создания собственного учебного центра и использовании услуг внешних обучающих организаций.
- Стратегия фокусирования (ориентация предприятия на определенные рыночные ниши)
Выбор организацией данной стратегии практически не налагает значительных требований к работе с кадровым ресурсом [11].
Отдельно можно выделить и инновационную стратегию деятельности предприятия, в основе которой лежит ориентация предприятия на постоянные нововведения, систематическое обновление продукции (услуг). Производство новой продукции, отвечающей потребностям рынка, позволяет предприятию получить конкурентное преимущество (например, за счет более привлекательной цены и (или) ее качественных характеристик, a также за счет быстрого реагирования на запросы заказчиков). Гибкость производства обеспечивается за счет наличия у предприятия резервных ресурсов, включая и трудовые. Окупить затраты, связанные c содержанием резервов, предприятие может за счет быстрой перестройки производства, выпуска новой продукции параллельно с основной, a также за счет более высоких цен на новую продукцию.
Соответствующая кадровая стратегия данному типу:
Дополнительные человеческие ресурсы могут резервироваться на предприятии за счет использования гибкой занятости (через режимы неполной занятости или сотрудничество co специалистами на проектной основе), за счет создания базы потенциальных работников, a также за счет откладывания во времени замены устаревшего оборудования новым, обеспечивающим более высокую производительность труда. Создание запаса кадров за счет излишней численности работников по отношению к текущей потребности производства экономически не оправдано.
Изменение ориентации производства на выпуск новой продукции может по-разному отражаться на профессионально-квалификационной структуре персонала. Чем больше конструктивно-технологических различий в старой и новой продукции, тем выше расхождения между имеющейся и требуемой структурой рабочих. Эти различия могут быть столь существенными, что иногда требуется практически полная замена кадров. B этом случае кадровая стратегия должна предусмотреть программы по сокращению старых работников и массовому привлечению новых, соответствующих новым потребностям производства. При незначительных различиях старой и новой продукции можно обойтись переподготовкой имеющегося персонала. Чем шире базовая профессиональная подготовка работников, тем больше возможностей использовать их трудовой потенциал на предприятии. Таким образом, гибкость производства при обновлении ассортимента выпускаемой продукции и других нововведениях в значительной степени зависит от формирования на предприятии достаточно эластичного в использовании персонала. Это достигается за счет профессионального обучения и переобучения работников, а также развития у сотрудников способности эффективно адаптироваться к постоянным изменениям и умения развиваться. При разработке формировании штата, организация должна учитывать необходимость наличия у работников готовности приспосабливаться к новым условиям, желание постоянно развиваться и способность гибко меняться в соответствии с новыми условиями. Кадровая стратегия также должна продумывать соответственную систему морального и материального стимулирования, побуждающую персонал полностью реализовывать свой потенциал и внедрять нововведения (например, привлекать работников к участию в разработке инноваций, премировать их за внесение предложений, идей по усовершенствованию продукции (услуг)) [12].
По отношению к внешней среде предприятие может разрабатывать и реализовывать различные кадровые стратегии. На рисунке 1 представлена матрица возможных кадровых стратегий в зависимости от уровня устойчивости предприятия и уровня роста численности персонала, работающего в нем. Устойчивость предприятия в сфере кадровой политики определяют ряд факторов, непосредственно связанных с качественными характеристиками персонала.
Рисунок 1 – Матрица кадровых стратегий
В соответствии с данными устанавливаются условия оценки экспертами качества персонала, а также разрабатывается примерный перечень качества персонала, а также разрабатывается примерный перечень качеств персонала и определяется их весомость по категориям в зависимости от специфики деятельности предприятия.
Варианты кадровых стратегий в зависимости от уровня устойчивости предприятия и уровня роста численности персонала представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Кадровые стратегии в зависимости от уровня устойчивости предприятия
Наименование поля |
Возможный вариант кадровой стратегии |
Поле 1 «Рост» |
Рост общей потребности в кадрах; Появление новых рабочих мест; Привлечение, отбор и оценка персонала; Разработка программ обучения и повышения квалификаций персонала; Повышение уровня заработной платы; Улучшение условий и организации труда Повышение уровня мотивации и стимулирование персонала |
Поле 2 «Стабильность» |
Численность персонала –постоянно незначительно изменяющаяся; Повышение уровня квалификации работников, соответствующего их личным возможностям; Уровень заработной платы носит стабильный характер Мотивация и стимулирование персонала осуществляющегося по стандартным программах без каких –либо новшеств |
Поле 3 «Спад» |
Сокращение численности персонала; Потеря квалифицированных специалистов; Неудовлетворительные условия и организация труда работников; Низкая заинтересованность персонала в конечных результатах труда; Снижение уровня производительности труда работников; |
1.4. Основные аспекты разработки кадровой стратегии
Процесс разработки и реализации кадровой стратегии является непрерывным. Это находит отражение в тесной взаимосвязи с решением стратегических задач предприятия как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на длительную перспективу. Такого рода конкретизация кадровой стратегии воплощается в стратегическом плане, где содержатся задачи и конкретные мероприятия по ее выполнению, сроки выполнения, ответственные лица по каждой отдельно взятой задаче, объем ресурсов необходимых для реализации (финансовых, информационных и др.) [13].
Разрабатываемая стратегия должна способствовать:
усилению возможностей предприятия противостоять конкурентам на рынке труда, максимально эффективно использовать свои сильные и слабые стороны во внешнем окружении;
увеличению конкурентных преимуществ предприятия посредством создания условий для эффективного использования и развития трудового потенциала, формирования компетентного и квалифицированного персонала;
раскрытию способностей работников к инновационному (см. также - инновационный менеджмент), творческому развитию, для достижения не только целей предприятия, но и личных целей сотрудников [14].
При разработке кадровой стратегии организации необходимо учитывать пять следующих факторов:
экономический;
социальный;
политический;
правовой;
фактор внешней среды [15].
Каждый из вышеперечисленных факторов должен быть тщательно проанализирован и обязательно отражен в итоговом документе.
Разработка осуществляется на основании глубокого постоянного анализа факторов внутренней и внешней среды. По итогам этого анализа может быть представлена общая концепция развития как персонала, так и предприятия в целом соответствии с поставленными задачами.
Слабые и сильные стороны предприятия в сфере управления персоналом в той же мере, что возможности и угрозы, определяют условия успешного его существования. Поэтому в рамках разработки кадровой стратеги, при анализе внутренней среды, необходимо выявить слабые и сильные стороны отдельных направлений управления персоналом и системы управления предприятия в целом. Для этого используются такие применяемые в стратегическом менеджменте методы, как: метод SWOT, составление профиля среды, матриц угроз, возможностей.
При проведении анализа внутренней и внешней среды при помощи метода SWOT выявляются слабые и сильные стороны предприятия в сфере управления персоналом, а также имеющиеся у него возможности и угрозы, которых следует избегать. Выявление слабых и сильных сторон, кроме всего прочего, отражает самооценку организации и дает возможность сравнить себя с конкурентами на рынке труда [16].
Также можно провести оценку по функциям управления персоналом и отдельным показателям при помощи конкурентного профиля предприятия. Оценка функций управления проводится экспертным методом, оценка отдельных показателей – методом сравнительного анализа.
Важными факторами, которые должны учитываться при разработке кадровой стратегии с учетом анализа внешней и внутренней среды предприятия, влияющими на их изменение, являются сложившийся уровень: