Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты конфликтов в организации
I .1 Сущность и природа конфликта
1.2 Причины возникновения и управление конфликтами
1.3 Разрешение конфликтных ситуаций в организации
II. Анализ конфликтных ситуаций и управления конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Столичное грузовое предприятие»
2.2 Анализ количественно-качественного состава рабочих кадров ООО «Столичное грузовое предприятие»
III. Анализ работы по профилактике и управлению конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие»
II. Анализ конфликтных ситуаций и управления конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Столичное грузовое предприятие»
Общество с ограниченной ответственностью «Столичное грузовое предприятие» коммерческая организация, цель деятельности которой заключается в получении прибыли от производства и реализации своей продукции.
Предмет деятельности ООО «Столичное грузовое предприятие» четко определен в Уставе организации. К основному виду деятельности ООО «Столичное грузовое предприятие» следует отнести:
- организация и выполнение пассажирских перевозок;
- транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, в том числе международные перевозки грузов и пассажиров и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги на автомобильном транспорте;
- перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем в качестве таможенного перевозчика;
- оказание платных образовательных услуг в сфере подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, а также в сфере осуществления специальной профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств на автомобильном транспорте;
- производство и реализация товаров народного потребления
- оказание бытовых услуг населению и др.
В настоящем исследовании был проведён анализ конфликтных ситуаций и управления конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие».
2.2 Анализ количественно-качественного состава рабочих кадров ООО «Столичное грузовое предприятие»
Проведём анализ количественного и качественного состава рабочих кадров на ООО «Столичное грузовое предприятие» и дадим оценку их соответствия потребностям предприятия.
Изучение структурных сдвигов в составе персонала позволяет выявить основные тенденции в качественном изменении кадров, таблица 1.
Таблица 1 - Структура персонала ООО «Столичное грузовое предприятие» на 2015-2017 г., человек
Категория занятых |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 г. в % к 2015 г. |
Водители автобусов |
68 |
68 |
66 |
97 |
Бригада грузовых ТО |
5 |
4 |
4 |
80 |
Бригада легковых |
2 |
2 |
1 |
50 |
Кондуктора |
58 |
55 |
53 |
91,4 |
Кассиры |
6 |
5 |
6 |
100 |
Контролеры СБ |
10 |
10 |
11 |
110 |
Ремонтники |
32 |
30 |
28 |
87,5 |
Подсобники |
26 |
23 |
23 |
88,5 |
Итого рабочие |
207 |
197 |
192 |
92,7 |
ИТР |
41 |
41 |
39 |
95,1 |
ИТОГО |
248 |
238 |
231 |
93,1 |
Из данных таблицы 1 видно, что численность персонала в 2017 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 17 человек или на 6,9 %. В том числе численность рабочих уменьшилась на 15 человек или на 7,3 %. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест и, следовательно, о снижении производительности труда.
Квалифицированный уровень рабочих кадров во многом зависит от их возраста, образования и опыта работы. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменение в составе рабочих кадров по возрасту, образованию и опыту. Представим возрастную структуру ООО «Столичное грузовое предприятие» путём группировки, таблица 2.
Таблица 2 - Возрастная структура рабочих кадров ООО «Столичное грузовое предприятие» 2015-2017г.г. (в % к общей численности)
Возраст, лет |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
20-29 |
11,9 |
11,4 |
10,6 |
30-39 |
35,2 |
36,5 |
36,4 |
40-49 |
36,1 |
36,6 |
37,8 |
50-54 |
10,8 |
9,5 |
9,4 |
55 и старше |
6,0 |
6,0 |
5,8 |
Из данных таблицы 2 видно, что на предприятии наибольшая процентная доля приходится в возрасте от 40 до 49 лет, и она продолжает увеличиваться за счёт сокращения доли группы 20-29 и 50-55 летних рабочих кадров. Также значительно увеличивается доля группы 30-39 летних рабочих.
В дальнейшем это может положительно сказаться на эффективности работы предприятия, так как 40-49 летние рабочие – это люди с высокой степенью квалификации и с продолжительным стажем и опытом работы. Но с другой стороны, чем больше молодых кадров на предприятии, тем больше новых идей и предложений.
Большинство сотрудников (46%) имеют опыт работы более 10 лет, 26% сотрудников имеют опыт работы от 5 до 10 лет, 20% сотрудников – менее 5 лет. И только 8% не имеют опыта вообще. Это говорит о высокой квалификации персонала на предприятии, и в то же время наглядно подтверждает отсутствие обновления кадрового состава.
Существует взаимосвязь образования и текучести рабочих кадров. Наблюдается тенденция сокращения размеров текучести с повышением образовательного ценза. По мере роста уровня общего образования изменяются мотивы текучести рабочих кадров.
Характеристика движения рабочих кадров не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение рабочей силы следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия.
Коэффициент текучести кадров в ООО «Столичное грузовое предприятие» невысок (10,3%), с каждым годом этот показатель увеличивается (по сравнению с 2015 годом он изменился на 1,6%). Это может плохо сказаться на дальнейшей деятельности предприятия.
Далее проанализируем причины возникновения организационных конфликтов в ООО «Столичное грузовое предприятие».
Для выявления причин организационных конфликтов в данном отделе было проведено анкетирование сотрудников (см. приложение 1), в котором приняло участие 85 человек [17, с.175].
Таким образом, согласно проведенному анкетированию, видно, что 15 человек (18% работников) указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 41 человек (48%) – часто, 22 человека (26%) отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 7 человек (8%) утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы.
Делаем вывод, что конфликтные ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.
По итогам анкетирования выяснили, что в ООО «Столичное грузовое предприятие»:
- 75% подчеркнули наличие противоречий интересов работников, их функций в трудовой деятельности;
- 68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности;
- 25% сотрудников недовольны условиями труда;
- 8% опрошенных недовольны нынешним руководителем.
Таким образом, большинство сотрудников (75%) считают главной причиной организационных конфликтов противоречие интересов работников, их функций в трудовой деятельности. И 68% отметили неэффективность организации трудовой деятельности.
Это могут быть конфликты между начальниками отделов и заместителями генерального директора. Данные конфликты появляются часто из-за недостатка времени у начальников на выполнение возложенной на них работы. Этот конфликт разрешается распределением работы между всеми начальниками отделов. Но чаще на предприятии возникают конфликты между отделом эксплуатации и техническим отделом. Это вызвано тем, что технический отдел не может оперативно выполнять свою работу, так как большинство деталей (например, для починки автобусов) поставляется из г. Москва, и часто их нет в резерве. А отделу эксплуатации срочно необходим исправный автотранспорт. Между группами или личностью и группой конфликты возникают, как правило, редко, поскольку обычно внутри коллектива царит полное взаимопонимание.
Таким образом, на основе конфликта, связанного с неэффективной организацией труда персонала, возникает совсем другое противоречие: сталкиваются интересы работников, и их функций в трудовой деятельности.
25% опрошенных недовольны условиями труда:
- устаревшее оборудование;
- неудовлетворительное состояние рабочих мест;
- возможность травматизма в процессе работы.
8% опрошенных работников недовольны руководителем. Причинами этого могут быть:
- личные амбиции работника;
- недовольство заработной платой;
- недовольство стилем руководства.
Согласно результатам анкетирования, стиль руководителя ООО «Столичное грузовое предприятие» можно охарактеризовать как демократический с элементами диктата. Это самый эффективный метод руководства.
67% опрошенных считают, что Генеральный директор ООО «Столичное грузовое предприятие» тщательно планирует работу, т.е. составляет для подчиненных подробные инструкции, разрабатывает графики выполнения работ. 24% опрошенных считают, что руководитель единолично принимает решения, не советуясь с подчиненными. 57% опрошенных думают, что руководитель в основном использует административные методы стимулирования, т.е. распоряжения и приказы, и недостаточно использует материальные стимулы; 54% опрошенных считают, что руководитель поощряет инициативу подчиненных. 70% работников отмечают доброжелательное отношение руководителя к сотрудникам. 75% сотрудников подчеркивают, что руководитель требует соблюдения строгой дисциплины на рабочем месте. Таким образом, Из рисунка 8 видно, что руководитель сочетает демократический стиль управления и авторитарный.
Таким образом, делаем вывод, что 8% сотрудников, указавших причиной организационных конфликтов в организации неэффективность деятельности руководителя, основывались лишь на собственных амбициях.
Итак, причинами организационных конфликтов в ООО «Столичное грузовое предприятие» являются:
- недовольство организацией трудовой деятельности;
- противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности;
- неудовлетворительные условия труда;
- личные претензии и амбиции работников.
Рассчитаем коэффициент социально-психологической напряженности в организации по следующей формуле [19, с.154]:
К = (x1 + x2 + x3 + x4) / n
Где К – коэффициент социальной напряженности;
х1 – противоречие интересов работников (доля неудовлетворенности);
х2 – фактор организации трудовой деятельности (доля неудовлетворенности);
х3 – условия труда (доля неудовлетворенности);
x4 – неудовлетворенность руководством;
n – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Таким образом, К = (0,75+0,68+0,25+0,08)/2=0,88
Значение К = 0,88 соответствует неудовлетворенности 88% от количества опрошенных, что свидетельствует об опасном уровне социально-психологической напряженности в трудовом коллективе.
III. Анализ работы по профилактике и управлению конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие»
Анализ работы по управлению конфликтами является первым этапом по определению вида конфликта в трудовом коллективе ООО «Столичное грузовое предприятие».
В первую очередь выяснили, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдения в естественных условиях.
В процессе деятельности ООО «Столичное грузовое предприятие» ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты.
Генеральный директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, ему делают предупреждение или увольняют.