Файл: КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ГРУППЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, а прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель.

Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.

Также используют принцип ясности и доброжелательности. Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.

Сотрудники ООО «Столичное грузовое предприятие» учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.

Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

- готовностью идти на сближение позиций;

- положительная оценка некоторых действий другой стороны;

- критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения.

После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.

Как показал первичный анализ по управлению конфликтами в ООО «Столичное грузовое предприятие», директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно.

Директор чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу. Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.

Заключение

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера — спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.


Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

В общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально; социально-психологические; социально-демографические.

Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов: диагностика конфликта; разработка стратегии разрешения и технологии; непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.

Существуют пять стилей поведения индивидов в конфликтной ситуации: стиль конкуренции, уклонения, сотрудничества, компромисса, приспособления.

Открытое акционерное общество «Столичное грузовое предприятие» осуществляет перевозку пассажиров на транспорте общего пользования по государственному или областному заказу. Миссия предприятия - это максимальное удовлетворение клиентов в транспортных услугах с высокой степенью надежности и комфорта, обеспечение своевременности и безопасности перевозки пассажиров.

На ООО «Столичное грузовое предприятие» большая часть работников – люди в возрасте 30-49 лет. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций на ООО «Столичное грузовое предприятие».

Основными причинами организационных конфликтов в ООО «Столичное грузовое предприятие» являются: недовольство организацией трудовой деятельности; противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности; неудовлетворительные условия труда; личные претензии и амбиции работников.

Также мы выяснили, что в ООО «Столичное грузовое предприятие» слишком высокий уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе, что и является главной причиной возникновения конфликтов.

На предприятии не ведется никакой фиксации конфликтных ситуаций.

Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.


В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта.

Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест диагностики самооценки конфликтности. Результаты этого теста свидетельствуют о неконфликтности сотрудников ООО «Столичное грузовое предприятие».

Проведя анализ ранговой корреляции, выяснено, что конфликтные личности выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.

Также выявили главное: руководитель должен стараться быть как можно более гибким и вариативным. Использовать разные тактики, вести себя по-разному, но всегда эффективно. Помнить, что сила руководителя – в его гибкости и умении с каждым партнером или подчиненным найти общий язык.

Необходимо понимать, чем меньше уровень конфликтности, тем благоприятней будет организационный климат на предприятии.

Так же были разработаны общие рекомендации по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ООО «Столичное грузовое предприятие».

Список использованной литературы

1.  Альбрехт, К. Стресс и менеджер / К. Альбрехт. - М.: Дело, 2013. - 366 с.

2.  Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2014. - 207 с.

3.  Блэих, Р. Психология менеджмента / Р. Блэих, Дж.Мутон. - М.: Академия, 2013. - 289 с.

4.  Вергилес, Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации. / Э.В. Вергилес/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2013. - 26 с.

5.  Володько, В.Ф. Основы менеджмента / В.Ф. Володько: Учеб.пособие для вузов.- Мн: Адукация и выживание, 2016.- 304 с.

6.  Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В.В. Горанчук. - СПб: Нева, 2014. - 143 с.

7.  Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2015. - 320 с.


8.  Дафт, Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 352 с.

9.  Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М., 2015. – 2005с.

10.  Емельянов, С.М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов. – М.: Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2017. – 256 с.

11.  Зигерт Вернер. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 2015. - 506 с.

12.  Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 539 с.

14.  Кошелев, А.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления / А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: «Альфа-Пресс», 2014. – 216 с.

15.  Лысов, О. Е. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения /О.Е. Лысов. -СПб.: ИПК СП, 2013. - 67 с.

16.  Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майерс. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 512 с.

17.  Малиновский, П. Методы оценки персонала / П. Малиновский. - М., 2014. - 298 с.

18.  Маслов, Е.Б. Управление персоналом предприятия / Е.Б. Маслов. -М.: ИНФА-М, 2014. - 238 с.

19.  Михайлов, Я. В. Эффективный менеджмент / Я.В. Михайлов. - М.: ГЕЛАН, 2015. - 263 с.

20.  Рутицкая, В. Конфликты в организации / В. Рутицкая// Журнал «Справочник кадровика», март, 2013. – 135 с.

21.  Старобинский, Э.К. Как управлять персоналом / Э.К. Старобинский. - М.: Бизнес-школа Интелсинтез, 2016. - 486 с.

22.  Субботин, Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2017. - 372 с.

23.  Травин, В. В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2013. - 365 с.

24.  Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2014. – 504 с.

25.  Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их решение / В.П. Шейнов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 203 с.

26.  Шейнов, В.П. Управление конфликтами. Теория и практика / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2013. – 912 с.

27.  Щербина, В. В. Социальные теории организации / В.В. Щербина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 186 с.

28.  Эрика Регнет. Конфликты в организации. Формы, функции и способы преодоления. – М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр» , 2015. – 396 с.

29.  www.rosbuh.ru

30.  www.psylab.info

Приложение 1

Анкета

(для выявления причин возникновения организационных конфликтов)

 1.  Довольны ли вы своим рабочим местом?

А. Да

Б. Нет (чем именно)

____________________________________________________________

2.  Как вы оцениваете организацию трудового процесса на предприятии? (Оцените по пятибалльной шкале).


____________________________________________________________

3.  Каково отношение руководителя к подчиненным?

А. Жесткое, требовательное

Б. Доброжелательное, требовательное

В. Мягкое, нетребовательное

Г.Другое_____________________________________________________

4.  Каковы требования руководителя к дисциплине?

А. Формальные, жесткие

Б. Разумные

В. Неопределенные

5.  Каков интерес к работе в организации?

А. Низкий

Б. Высокий

6.  Какая атмосфера царит в организации?

А. Напряженная

Б. Свободная

7.  Какие способы стимулирования использует руководитель чаще всего?

А. Административные

Б. Экономические

В. Моральные

Г.Другое_____________________________________________________

8.  Меняет ли руководитель свой стиль управления в критической ситуации?

А. Да

Б.Нет

9.  Довольны ли вы своим руководителем?

А. Да (почему)________________________________________________

Б.Нет(почему)_____________________________________________

10.  Считаете ли вы, что в организации сложились определенные стереотипы, которые в критических ситуациях мешают эффективной работе коллектива?

А. Да

Б.Нет

11.  Считаете ли вы работу коллектива слаженной?

А.Да

Б.Нет

12.  Возникают ли у вас разногласия с коллегами в процессе трудовой деятельности?

А. Да

Б. Нет

13.  Считаете ли вы, что ваши интересы ущемляются в процессе трудовой деятельности?

А.Да(как)____________________________________________________

Б. Нет

14.  Довольны ли вы своим служебным положением?

А. Да

Б. Нет

15.    Как вы считаете, часто ли возникают конфликтные ситуации в организации?

А.Очень часто

Б. Часто

В.Редко

Г. Очень редко

16.    Каковы причины возникновения конфликтов, по вашему мнению?

____________________________________________________________

17.    Довольны ли вы тем, как разрешаются конфликты?

А. Да

Б.Нет

  1. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2014. - 207 с.

  2. Вергилес, Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации. / Э.В. Вергилес/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2013. - 26 с.

  3. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М., 2015. – 2005с.

  4. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их решение / В.П. Шейнов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 203 с.

  5. Щербина, В. В. Социальные теории организации / В.В. Щербина. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 186 с.

  6. Маслов, Е.Б. Управление персоналом предприятия / Е.Б. Маслов. -М.: ИНФА-М, 2014. - 238 с.

  7. Зигерт Вернер. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 2015. - 506 с.

  8. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 539 с.

  9. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М., 2015. – 2005с.

  10. Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2014. – 504 с.

  11. Субботин, Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2017. - 372 с.

  12. Дмитриев, А. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. - М., 2015. – 2005с.

  13. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 539 с.

  14. Кошелев, А.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления / А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. – М.: «Альфа-Пресс», 2014. – 216 с.

  15. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их решение / В.П. Шейнов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 203 с.

  16. Альбрехт, К. Стресс и менеджер / К. Альбрехт. - М.: Дело, 2013. - 366 с.

  17. Блэих, Р. Психология менеджмента / Р. Блэих, Дж.Мутон. - М.: Академия, 2013. - 289 с.

  18. Маслов, Е.Б. Управление персоналом предприятия / Е.Б. Маслов. -М.: ИНФА-М, 2014. - 238 с.

  19. Лысов, О. Е. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения /О.Е. Лысов. -СПб.: ИПК СП, 2013. - 67 с.

  20. Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В.В. Горанчук. - СПб: Нева, 2014. - 143 с.

  21. Вергилес, Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации. / Э.В. Вергилес/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2013. - 26 с.

  22. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2014. - 207 с.

  23. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2015. - 320 с.

  24. Емельянов, С.М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов. – М.: Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2017. – 256 с.

  25. Фролов, С.С. Социология организации / С.С. Фролов. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2014. – 504 с.

  26. Рутицкая, В. Конфликты в организации / В. Рутицкая// Журнал «Справочник кадровика», март, 2013. – 135 с.

  27. Шейнов, В.П. Управление конфликтами. Теория и практика / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2013. – 912 с.

  28. Зигерт Вернер. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 2015. - 506 с.