Файл: Государственное социальное страхование (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
Страховые медицинские компании в настоящее время проводят информационное сопровождение застрахованных граждан, через своих страховых представителей, о:
- медицинских учреждениях, которые осуществляют свою деятельность в области ОМС на территории конкретного региона Российской Федерации, порядке их работы;
- праве и порядке выбора или замены) страховой медицинской компании, медицинском учреждении и персонале;
- правилах получения полиса;
- видах, особенностях и о качестве оказания медицинских услуг в рамках государственной и территориальной программ;
- прохождении профилактических медицинских мероприятий (диспансеризации и осмотра), перечне предоставленных медицинских услуг и их стоимости;
- обнаруженных нарушениях по итогам проведенной проверки о количестве, сроках, качестве и условиях оказанных медицинских услуг застрахованным гражданам (по жалобам застрахованных граждан)[18].
На третьем этапе к информационному сопровождению застрахованных граждан присоединятся страховые представители 3-го уровня - высококвалифицированные специалисты и эксперты контроля качества медицинских услуг страховых медицинских компаний, согласовывающие с застрахованным лицом проведение анализа своевременности диспансеризации, плановых госпитализаций и других предложений по итогам диспансерного наблюдения и при необходимости обеспечивающие организацию проведения медицинской лечения застрахованному гражданину.
Таким образом, институт страховых представителей - это механизм, который направлен на разрешение проблем застрахованного лица, нуждающегося в медицинском лечении. Страховая медицинская компания становится для застрахованного не абстрактным страховщиком, а конкретным лицом: с именем, фамилией и телефоном.
2.2 Предоставление социальных услуг и государственных услуг фондом социального страхования Российской Федерации
В ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено положение о Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация данного положения обеспечивается государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением гарантий социальной защиты, охраны здоровья и медицинской помощью.
Особое место в системе социального обеспечения России занимает социальное обслуживание, предусматривающее предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц[19]. Предоставление социальных услуг регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах социального обслуживания граждан)[20]. В п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона социальное обслуживание определяется как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, а социальная услуга - как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Следует отметить, что сформулированные таким образом определения понятий социального обслуживания и социальной услуги не позволяют нам выделить признаки социальной услуги. Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении Примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
В перечне социальные услуги разделены на восемь видов, в их числе социально-бытовые услуги, социально - медицинские, социальнопсихологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги во всех формах социального обслуживания, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов, во всех формах социального обслуживания, а также срочные социальные услуги.
Предоставление социальных услуг осуществляется поставщиками социальных услуг - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, устанавливаются по видам социальных услуг порядком предоставления, включающим стандарт социальной услуги. Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг утверждаются уполномоченными в сфере социального обслуживания органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 Закона об основах социального обслуживания граждан Приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания.
Помимо Закона об основах социального обслуживания граждан, специальные вопросы предоставления некоторым категориям граждан социальных услуг урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи). При этом, с точки зрения терминологии, Закон о государственной социальной помощи использует понятие набора социальных услуг, под которым подразумевается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с указанным законом.
В набор социальных услуг в соответствии со ст. 6.2. Закона о государственной социальной помощи включены:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Во исполнение Закона о государственной социальной помощи принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (ред. от 25.12.2017) «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, ред. от 01.03.2012 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», которыми определяется порядок предоставления приведенных выше социальных услуг.
В рамках настоящей работы остановимся на социальных услугах по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. По Постановлению Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 организация приобретения путевок на санаторнокурортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Следовательно, источником правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг должен быть Закон об основах социального обслуживания граждан. На основании закона, социальные услуги предоставляются в соответствии с индивидуальной программой поставщиками социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг и в соответствии с Порядком их предоставления (ст. 16, 17, 27 Закона о государственной социальной помощи).
Однако, анализ нормативных источников деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) показал, что фактически гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Фондом оказывается государственная услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Порядок ее предоставления установлен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 № 271н.
Основы правового регулирования предоставления государственных услуг в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг). Как следует из ст. 1, 2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, государственные внебюджетные фонды отнесены к числу субъектов предоставляющих государственные услуги. На официальном сайте Фонда в сети Интернет (fss.ru) и на Портале государственных услуг представлена информация о 19 государственных услугах Фонда.
В контексте рассмотрения социальных услуг Фонда также представляет интерес Ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями центрами реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденный приказом ФСС РФ от 02.03.2017 № 74 (далее - Ведомственный перечень государственных услуг). Перечень содержит три государственных услуги: медицинская реабилитация, санаторно-курортное лечение, предоставление социального обслуживания в стационарной форме. Посредством этих услуг реализуются гарантии, установленные Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Следует обратить внимание на государственную услугу по предоставлению социального обслуживания в стационарной форме. Содержание государственной услуги определено Ведомственным перечнем государственных услуг как предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Социальное обслуживание в стационарной форме является способом предоставления социальных услуг в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона об основах социального обслуживания граждан. Повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов - это в свою очередь один из видов социальных услуг, предусмотренных Примерным перечнем социальных услуг. При этом реабилитационные центры Фонда могут быть отнесены к организациям, осуществляющим стационарное социальное обслуживание согласно Примерной номенклатуре организаций социального обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, две социальные услуги из набора социальных услуг объединяются и гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Фондом социального страхования Российской Федерации оказывается одна государственная услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Порядок предоставления данной государственной услуги одновременно регулируется Порядком финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан и Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент). На примере обеспечения граждан санаторно-курортным лечением можно увидеть, что в Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан представлено специальное регулирование процедуры приобретения и распределения путевок, однако имеются и общие с Административным регламентом разделы. Например, оба документа содержат указание на круг заявителей, способы подачи заявления, требования к заявлению и прилагаемым документам, которые существенно не противоречат друг другу. Поскольку Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан и Административный регламент утверждены приказами Минздравсоцразвития России, для Фонда они имеют равную юридическую силу, что вызывает значительные трудности в правоприменительной практике. Вместе с тем, в числе одной из причин, оправдывающих столь сложное правовое регулирование данной области служит разнообразие органов оказывающих услугу в субъектах РФ: в зависимости от соглашений ее могут предоставлять органы социальной защиты населения либо иные уполномоченные органы, что и отражает Порядок предоставления набора социальных услуг (п. 3.3., 3.7.).