Файл: Государственное социальное страхование (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день страхование в РФ обретает большую актуальность. В стране происходит значительный рост количества страховых организаций, а соответственно и страхователей как физических так и юридических лиц. Из всего многообразия видов страхования в России, хотелось бы выделить такой вид обязательного страхования как государственное личное страхование госслужащих, а именно сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Учитывая важность осуществляемых ими функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и по их охране и конвоированию, государство стремится защитить эту категорию служащих, посредством осуществления государственного страхования их жизни и здоровья.
- рассмотреть организационно-правовые формы социального обеспечения в России;
- изучить государственное страхование как важнейшая составляющая социальной поддержки;
- рассмотреть систему обязательного медицинского страхования как часть государственного социального страхования;
- изучить предоставление социальных услуг и государственных услуг фондом социального страхования Российской Федерации.
Объект исследования – социальное страхование.
Предмет исследования – государственное социальное страхование.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области социального обеспечения, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Оно считается одним из ведущих социальноэкономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Любому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством[1].
Организационно-правовые формы социального обеспечения разделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.
Ведущей организационно-правовой формой считается государственное (обязательное) социальное страхование. Сущность его заключается в делении общественного риска потери заработка, понижения прибылей ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые работают как внебюджетные денежные системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, всевозможных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций страны. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и иных социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование считается формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или же иного источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и иных установленных законом обстоятельств, а кроме того на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Иной организационной формой социального обеспечения считается прямое ассигнование (к примеру, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.
В одном ряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение приобретает кроме того и негосударственное социальное обеспечение:
- Муниципальное социальное обслуживание.
Так, к примеру, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:
- ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;
- увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
- надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»[2].
Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Функционирование фонда согласно негосударственному пенсионному обеспечению жителей содержит накопление пенсионных вкладов, расположение пенсионных запасов, подсчет пенсионных обещаний фонда и расплату негосударственных пенсий участникам фонда;
- благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[3].
Под благотворительной работой понимается добровольческая работа людей и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или же на дотационных условиях) передаче гражданам или же юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, предложению другой помощи в целях общественной помощи и обороны людей, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, других обстоятельств не готовы самостоятельно воплотить в жизнь собственные права и легитимные интересы;
льготы и компенсации (к примеру, предоставление
дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).
Льготы и компенсации, предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление добавочных дней отдыха отдельным категориям сотрудников.
К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и общественные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); обслуживание в сферы социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
1.2 Государственное страхование как важнейшая составляющая социальной поддержки
Как известно, работа в УИС носит экстремальный и опасный характер. Сотрудники УИС ежедневно подвержены повышенному риску, работая непосредственно с криминогенным контингентом — осужденными. Так в последнее время случаи применения насилия в адрес сотрудников ИУ со стороны осужденных стали происходить все чаще. О чем свидетельствует статистика по состоянию на 27.12.2016. По данным Главного оперативного управления ФСИН России[4], подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в отношении сотрудников УИС совершено 263 преступления, из них:
- ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности) - 1;
- ч. 1 ст. 122 УК РФ (заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией) - 2;
- ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос) - 4;
- ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти) - 15;
- ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) - 65;
- ч. 2 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности) - 168;
- ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности, совершенная организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья) - 8.
Проанализировав количественные показатели, мы можем сказать, что данная проблема требует улучшения профилактической работы по предупреждению совершения осужденными случаев применения насилия и оскорблений в отношении работников исправительного учреждения в связи с осуществлением ими служебной деятельности. На сегодняшний день меры профилактики совершения осужденными преступлений в отношении сотрудников УИС должны быть направлены на ликвидацию насильственных преступлений, а также уменьшению угроз в отношении сотрудников при осуществлении ими служебной деятельности. Для того чтобы защитить жизнь и здоровье сотрудников и обеспечить безопасность их профессиональной служебной деятельности, государство наделяет их страховыми гарантиями.
Чаще всего сотрудники борются с противоправными действиями осужденных исключительно путем вынесения им предупреждения или выговора. Но бывают и такие ситуации, когда на осужденных такие способы наказания не могут повлиять, они не выполняют свои обязанности и законные требования, то сотрудники в свою очередь вынуждены использовать физическую силу, спецсредства и оружие в пределах закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[5]. Так, Суд Центрального района города Калининграда постановил обвинительный приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии ФКУ ИК № 9 строгого режима (г. Калининград) УФСИН России по Калининградской области. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 321 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, совершенное в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с осуществлением им служебной деятельности). Следствием и судом установлено, что ранее судимый Т, отбывающий наказание в ФКУ ИК № 9 УФСИН России по Калининградской области, не желающий выполнять законные требования сотрудника исправительного учреждения, с целью воспрепятствования законным действиям и требованиям начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК № 9, умышленно нанес ему 4 удара руками по рукам, и 1 удар рукой в правую височную область головы, а также 2 раза оттолкнул от себя руками потерпевшего, отчего он упал на землю и испытал физическую боль. Прокуратурой Центрального района города Калининграда поддержано государственное обвинение по уголовному делу, возбужденному в отношении Т. за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 321 УК РФ. Суд Центрального района города Калининграда приговорил осужденного Т. к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытой части наказания по предыдущему приговору Центрального районного суда города Калининграда от 13 апреля 2017 года, окончательно приговорил к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима[6].