Файл: Государственное социальное страхование (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
Обязательное государственное страхование сотрудника УИС представляет собой систему мер, направленных на возмещение (компенсацию) материального ущерба за счет средств из федерального бюджета здоровью сотрудников УИС при получении различного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей. В качестве субъектов обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС выступают страхователь в лице центрального аппарата ФСИН России, страховщик- какая- либо страховая организация. Застрахованными лицами считаются сотрудники учреждений и органов УИС, выгодоприобретатели — лица, состоящие в родственных отношениях с застрахованным лицом, которые вступают в страховые отношения в случае смерти (гибели) застрахованного лица. Перечень выгодоприобретателей установлен в и. 4 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»[7] (далее — Закон № 52-ФЗ). Объектом является здоровье, жизнь, а также может быть и имущество застрахованного лица. Основанием наступления прав и обязанностей является гражданско-правовой договор страхования.
В настоящее время ФСИН России заключила с ООО СК «ВТБ Страхование» Государственный контракт № 31юр/18 от 04.06.2018 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы[8] Условием заключения данного контракта является факт наступления страхового случая.
Данные страховые случаи указаны в ст. 4 Закона № 52-ФЗ, ими являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы; получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).
Данный перечень целесообразно дополнить профессиональным заболеванием, вследствие того, что сотрудник непосредственно контактирует с осужденными, имеющими различные виды заболевания (туберкулез, ВИЧ).
При наступлении страхового случая членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях. При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей (ст. 12 283-ФЗ)[9].
Выплата страховых сумм производится в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ[10] в которой сказано, что основанием для выплаты является факт наступления страхового случая, который доказывается определенным перечнем документов, из которых главное место занимает медицинское заключение ВВК об определении степени тяжести полученных увечий.
Перечень увечий в результате наличия которых выплачивается та или иная страховая сумма сотруднику УИС устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»[11], в нем содержится исчерпывающий перечень увечий (травм, ранений, контузий). По-нашему мнению, это правовая неточность, в связи с тем, что если сотрудник получил травму который нет в этом списке, то у него пропадает право на получение страховой суммы от страхователя и договор страхования, становится недействительным. То есть в первую очередь основанием выплаты страховой суммы должно быть медицинское заключение о степени тяжести того или иного увечья (травмы, ранения, контузии), а не факт наличия увечья в перечне. Ведь получить травму можно практически в любом месте и в любое время и их невозможно точно определить, внося в закрытый перечень.
Таким образом, вышеизложенные нами факты о страховых гарантиях сотрудника говорят о социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы. А выдвинутые нами проблемы указывают на недостаточность эффективности страхования сотрудников УИС в системе страхования РФ в целом. Тем не менее, государственное страхование является важнейшей составляющей социальной поддержки сотрудников УИС на сегодняшний день. Жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию с момента заключения контракта о службе в учреждениях и органах УИС по день окончания службы.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Система обязательного медицинского страхования как часть государственного социального страхования
Обязательное социальное страхование (ОСС) является составной частью государственной системы социальной защиты населения. Основным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[12]. Он определяет правовой статус субъектов обязательного социального страхования, обоснование возникновения и алгоритм реализации их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливается основы его государственного регулирования.
На данный момент в России существует несколько вариантов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:
- предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи за счет средств медицинской организации;
- выплата пенсии по старости;
- выплата пенсии по инвалидности;
- выплата пенсии в случае потери кормильца;
- страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
- выплата пособия по беременности и родам;
- выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- другие варианты страхового обеспечения, утверждённые федеральным законом на определенные виды обязательного социального страхования;
- выплата единовременного пособия женщинам, которые встали на учет в медицинские организации на ранних сроках беременности;
- выплата единовременного пособия при рождении ребенка;
- выплата социального пособия на погребение[13].
Кроме того, в вышеуказанном федеральном законе (ст. 11) закреплены основные права страховщика, распространяющиеся также на обязательное медицинское страхование, к числу которых относятся следующие права:
- назначать и проводить при необходимости экспертизу при наступлении страхового случая и его проверки факта его наступления;
- проводить проверку документов по учету и поступлению страховых взносов и документы, связанные с оплатой страхового обеспечения, в соответствии с ФЗ;
- не засчитывать расходы на обязательное социальное страхование, осуществлённые с несоблюдением законодательства РФ;
- удерживать со страхователей в соответствии с ФЗ Российской Федерации, недостачи по страховым взносам, а также облагать штрафами, начислять пени согласно законодательству РФ;
- предоставлять возможность отсрочки страхователям, оплаты страховых взносов согласно законодательству РФ;
- производить социальное страхование граждан, которые самостоятельно обеспечивают себя работой согласно законодательству РФ;
- обращаться в судебные органы с исковыми заявлениями о защите прав и компенсации за полученный вред согласно законодательству РФ.
Среди обязанностей страховщиков можно выделить следующие:
- подготовку, учитывая позицию работодателей и профсоюзов, и обоснование величины тарифов страховых взносов.
- обеспечение сбора страховых взносов в каждом определенном случае обязательного социального страхования согласно законодательству РФ, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;
- регулярное информирование в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
- обеспечение контроля за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- обеспечение контроля правильности и своевременности назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
- осуществление учета оплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- осуществление регистрации страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- осуществление ведения единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений;
- бесплатное предоставление страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информации о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;
- бесплатное информирование и консультирование страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования[14].
Выше перечисленные права и обязанности страховщика распространяются на все виды обязательного страхования, существующие в Российской Федерации. Помимо этого существуют так же и отраслевые нормативно правовые акты, по каждому виду страхования, в которых можно найти права и обязанности страховщика по конкретному виду страхования, но в любом случае, они будут созданы на основе вышеизложенных. Так, в ст. 2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 09.01.2017)[15] говорится, что данный ФЗ основан, на Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[16].
Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения и является основой для построения деятельности подконтрольных ему видовых систем страхования граждан. Обязательное медицинское страхования представляется, как наиболее важная часть всей этой системы, находясь на первом месте среди видов страхования.
Министерство здравоохранения РФ приняло приказ от 24.12.2015 года № 271 «О создании Контакт-центров в сфере обязательного медицинского страхования», которым изменило функции страховых медицинских компаний и внедрило в России систему страховых представителей. Они должны самолично контролировать процесс лечения каждого застрахованного лица, оказывая помощь в выборе медицинского персонала и учреждения[17].
Помимо этого, страховые представители должны отслеживать планирование и выполнение профилактических медицинских процедур, таких как диспансеризацию. В рамках своих функций, по обеспечению защиты интересов застрахованных лиц страховые представители обязаны сопровождать пациентов на всех стадиях получения медицинской помощи, отслеживать процесс лечения, осуществлять их правовую поддержку, проявлять инициативу в организации экспертизы качества полученной ими медицинской помощи.
В этих целях была разработана трехэтапная система введения страховых представителей в сфере ОМС.
Первый этап - это организация Контакт-центров, куда обращаются застрахованные граждане.
Второй этап предполагает оказание пациентам консультаций по вопросам получения необходимой им медицинской помощи. К примеру, пациента уведомляют о том, что ему необходимо пройти диспансеризацию согласно его возрасту и графику проведения данного мероприятия в медицинской организации.