Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения процедуры несостоятельности
1.1 Конституционные основы несостоятельности (банкротства)
1.2 Правовое регулирование процедуры банкротства
1.3 Характеристика видов процедур банкротства юридических лиц
Глава 2 Практические аспекты процедуры банкротства
2.1 Анализ мировой практики по применению процедуры банкротства и её особенности в России
Характерной чертой английской системы несостоятельности является частое применение внесудебных процедур. Наиболее часто встречаемые процедуры:
- Добровольная ликвидация по требованию кредиторов;
- Добровольная ликвидация по инициативе участника;
- Административное управление;
- Корпоративное мировое соглашение;
- Принудительная ликвидация (в судебном порядке).
Следует отметить, что хотя одним из нововведений английского законодательства является режим управления с целью реабилитации должника, этот режим мало применяется, так как обычно блокируется кредитором, обладающим правом плавающего обеспечения на все активы должника.
Объявить себя банкротом для западных компаний - значит получить отсрочку по времени и спасти свой бизнес. Но в России банкротство почти всегда приводит к ликвидации компании, и эта процедура больше напоминает бессмысленное «убийство» бизнеса.
Справка о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2011-2015 гг[17].
Таблица 1
Показатели |
2011 |
2012 |
2015 |
Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) |
40243 |
33385 |
40864 |
из них: принято к производству |
33270 |
27422 |
33226 |
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления |
91 |
94 |
92 |
из них: прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности |
6 (6,6%) |
7 (7,4%) |
3 (3,3%) |
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления |
908 |
986 |
922 |
из них: прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности |
14 (1,5%) |
13 (1,3%) |
25 (2,7%) |
Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства |
16009 |
12794 |
14072 |
Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве) |
31195 |
26132 |
30159 |
в том числе: |
|||
завершено конкурсное производство |
13268 |
11863 |
12869 |
отказано в признании должника банкротом |
702 |
1220 |
1498 |
прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения |
255 |
376 |
563 |
% к кол-ву дел, по которым завершено производство |
0,8 |
1,4 |
1,9 |
В табл. 1 представлены данные о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2011-2015 гг. Из таблицы можно увидеть, что в большинстве случаев подача заявления о банкротстве заканчивается конкурсным производством, и очень мало случаев, когда предприятие восстанавливается и продолжает деятельность после процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.
В России дело о банкротстве чаще всего заканчивается внешним управлением, конкурсным производством и последующей ликвидацией. Потому что кредиторы в России не верят в возможность финансового выздоровления должника. Российские предприниматели стараются максимально выжать из обанкротившегося предприятия [18].
Теоретически семи месяцев может вполне хватить для урегулирования и реструктуризации долговых обязательств. Однако, принимая решение о банкротстве, приходится сталкиваться с главным ограничением - ценой вопроса. С учетом судебных, консультационных, юридических и иных издержек стоимость процесса банкротства может составлять десятки тысяч долларов. Даже простые случаи обходятся владельцам бизнеса не меньше чем в 300-400 тысяч рублей. А где взять деньги, если как раз их нехватка и стала главной проблемой предприятия.
Российские предприниматели научились извлекать выгоду из банкротства. Если банкротство - процедура, которая чаще всего ведет к ликвидации (а значит, к списанию долгов, если их не удается погасить за счет конкурсной массы), то так можно избавиться от обязательств, не отвечая по ним. Сегодня в стране применяется несколько распространенных схем. Самые популярные из них - вывод ликвидных активов и формирование пула «дружественных» кредиторов.
Схема вывода ликвидных активов проста. Как только возникает риск не вернуть долг, собственники передают все более или менее ценное имущество дружественной компании. В итоге у фирмы не остается ничего, кроме долгов. Затем предприятие банкротится, а кредиторам достается лишь какой-нибудь старый принтер, оставшийся в виде «уставного капитала».
Другая ходовая схема банкротства - заключение ряда мнимых сделок с целью создания «дружественных» кредиторов. Подконтрольные фирмы, которые формально (например, по фиктивным кредитным договорам) могут быть крупнейшими кредиторами должника, в рамках процедуры банкротства способны в существенной мере влиять на решения общего собрания кредиторов. Таким образом, контроль над деятельностью и активами компании остается у собственников - несмотря на наличие арбитражного управляющего. Ведь его цель состоит в защите интересов кредитора.
Процесс банкротства может быть еще более благотворным для предприятия, если данная ситуация была спрогнозирована и менеджмент компании готов к проведению необходимых процедур. Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия позволят как избежать несостоятельности, так и разработать правильную стратегию в случае неплатежеспособности.
2.2 Практические меры по совершенствованию процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций
Сегодня одной из важнейших и приоритетных задач деятельности законодателя является устранение многочисленных возможностей для использования процедуры банкротства стратегических организаций как механизма ликвидации и перепродажи предприятия, следствием чего, как правило, является прекращение производства.
В настоящее время Правительством РФ разработан проект федерального закона № 497144-5 «О внесении изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций». Этот законопроект, прежде всего, направлен на обеспечение сохранения производственного комплекса стратегически важных организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным законопроектом к стратегическим организациям относятся федеральные государственные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, собственности государственных корпораций «Росатом» и «Ростехнологии» или в собственности созданных этими государственными корпорациями организаций, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим организациям также относятся организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа[19].
Также новым является тот факт, что законопроектом предусматривается изменение порядка определения признаков несостоятельности в отношении стратегических организаций, исходя из соотношения суммы кредиторской задолженности и рыночной стоимости имущества организации, не входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) должника. Перечень видов имущества, входящего в ЕПТК устанавливается отраслевым федеральным органом исполнительной власти.
При этом производство по делу о банкротстве стратегической организации может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику составляют не менее, чем 5 миллионов рублей, а соответствующие обязательства не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в то время, как согласно общим нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве может быть возбуждено, если просроченная задолженность превышает 100 000 рублей и срок просрочки превышает 3 месяца[20].
В законопроекте установлено участие в деле о банкротстве стратегической организации отраслевого федерального органа исполнительной власти, который, в частности, утверждает заключение на план внешнего управления должником, а также государственных корпораций.
Законопроект предусматривает возможность выкупа Российской Федерацией имущественного комплекса стратегической организации - должника по определенной независимым оценщиком рыночной стоимости. При этом денежные средства, выплаченные Российской Федерацией при выкупе имущества должника включаются в состав имущества последнего, становясь частью конкурсной массы, замещая в ней соответствующее имущество.
Кроме того, к кандидатурам арбитражных управляющих стратегическими организациями устанавливаются дополнительные требования: проведение не менее трех процедур, применяемых в деле о банкротстве, причем как минимум одна из них завершилась прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности должника или удовлетворением требований всех кредиторов, или в связи с заключением мирового соглашения; отсутствие в течение последних трех лет фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере несостоятельности (банкротстве); отсутствие неснятой или непогашенной судимости; наличие высшего юридического, экономического или высшего образования по профилю деятельности должника; наличие стажа работы в стратегических организациях не менее 5 лет, в том числе не менее года на руководящих должностях.
Вместе с тем, вопрос о том, что можно считать высшим образованием по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, требует дополнительного обсуждения. Кроме того, указанные в законопроекте основания прекращения производства по делу о банкротстве скорее связаны с финансовым состоянием должника, в отношении которого рассматривается дело о банкротстве, и волеизъявлением кредиторов. При этом прекращение дела по таким основаниям, как правило, не свидетельствует об уровне профессиональной подготовки и опыте арбитражного управляющего.
При осуществлении внешнего управления перепрофилирование или закрытие производств, предназначенных для осуществления деятельности по государственному оборонному заказу, а также продажа имущества, входящего в состав ЕПТК, не допускается. Максимальный срок внешнего управления предлагается установить в 18 месяцев с возможным продлением до 5 лет по решению арбитражного суда, принятого на основании ходатайства отраслевого федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, собрания кредиторов.
В соответствии с законопроектом стратегическая организация может быть признана банкротом и в отношении нее может быть введено конкурсное производство только в случае превышения размера требований кредиторов над рыночной стоимостью имущества, не входящего в ЕПТК. Решение о признании такой организации банкротом принимается собранием кредиторов большинством в три четверти от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» носят юридико-технический характер и предусматривают информирование судебным приставом-исполнителем отраслевого федерального органа исполнительной власти в случаях о недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание, или об аресте имущества стратегической организации.
Сама концепция законопроекта, безусловно, заслуживает поддержки, поскольку установление в отношении стратегических организаций, в частности, организаций оборонно-промышленного комплекса специального порядка применения процедур банкротства, обеспечивающего исключение возможности прекращения производственной деятельности, продажи по частям имущества организации, входящей в состав ЕПТК, перепрофилирования такого имущества, а также предусматривающего выдвижение дополнительных требований к арбитражным управляющим представляется необходимым.