ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2544

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующими по юридической силе являются кодексы. Наиболее важным кодифицированным источником хозяйственного законодательства является ГК. ГК следует рассматривать как комплексный нормативный правовой акт, поскольку своим регулированием он охватывает как предпринимательские отношения, так и отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан (домашних, бытовых, семейных). Помимо ГК следует отметить кодексы, которыми регулируются специализированные сферы хозяйственной деятельности: Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь.

Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют законы Республики Беларусь.

Законы можно классифицировать по критерию "сфера регулируемой хозяйственной деятельности":

- законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции");

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон "О хозяйственных обществах"));

Большую роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют подзаконные акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов. К подзаконным актам в первую очередь относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления хозяйственной деятельности.

Значительную роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют акты высших судебных инстанций - постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.



64. Понятие, признаки и классификация субъектов хозяйствования.

Субъект хозяйственного права - это физическое и (или) юридическое лицо, которое в силу присущих ему навыков может быть участником хозяйственных правоотношений. Субъекты хозяйственных правоотношений обладают взаимными правами и обязанностями. Признаками субъектов хозяйственного права являются:

- легитимация (наличие законного статуса);

- наличие обособленного имущества как базы для осуществления хозяйственной деятельности (экономический признак);

- наличие хозяйственной компетенции (материально-правовой признак);

- способность быть истцом и ответчиком в суде (процессуально-правовой признак).

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по различным основаниям в зависимости от:

- наличия или отсутствия статуса юридического лица (для индивидуальных предпринимателей, финансово-промышленных групп);

- формы собственности, на основании которой создается и действует субъект хозяйствования: республиканские, коммунальные и частные (для граждан и юридических лиц).


Субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, по степени участия труда и капитала делятся на объединения лиц и объединения капиталов.

В соответствии со ст. 46 ГК юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Организационно-правовая форма юридических лиц является основанием для наиболее распространенной классификации. Согласно действующему законодательству можно выделить следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);

- хозяйственные общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственные и частные);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.
























65. Правовое регулирование создание и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.

Порядок государственной регистрации субъекта хозяйствования определяется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом N 1.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:- Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;- Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;- Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;- администрациями свободных экономических зон - организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;- облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - остальных субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

До государственной регистрации субъект хозяйствования должен:- согласовать с регистрирующим органом наименование организации;- определить предполагаемое место размещения организации (юридический адрес);- принять решение о создании организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);- сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада.


Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления.



66. Правовое регулирование экономической не состоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования.

Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве установлены основания для признания хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве, урегулирован порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществление мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственно процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами. Порядок рассмотрения данной категории дел установлен Законом о банкротстве.

При рассмотрении дел об экономической несостоятельности (банкротстве) должников в хозяйственном суде могут возникать споры о признании сделок недействительными, иные споры между юридическими или физическими лицами, связанные с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченного должником. Такие споры, в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве, вправе разрешать хозяйственный суд при рассмотрении конкретного дела о банкротстве.



67. Правовое регулирование приватизации государственной собственности.

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства в установленных порядке и формах. В соответствии с Законом РБ от 19.01.1993 N 2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" (далее - Закон N 2103-XII) приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Объектами приватизации являются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.


В отличие от приватизации разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. Приватизация осуществляется следующими способами: продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Органы приватизации и разгосударствления: Президент; Совет Министров; Национального банка, Администрации Президента, Управления делами Президента, Национальной академии наук Беларуси, Генеральной прокуратуры.









68. Хозяйственный договор. Понятие, форма и содержание.

Хозяйственный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов хозяйствования, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственный договор является разновидностью гражданско-правовой сделки.

Выделяют три значения хозяйственного договора: - правоотношение; - юридический факт;

- документ, фиксирующий факт возникновения обязательства по воле его участников.

Каждый хозяйственный договор должен отвечать требованиям ст. 2, 391 ГК (принцип свободы договора), п. 3 ст. 155 ГК (наличие согласованной воли сторон для заключения договора), ст. 161, 162, 164, 165 ГК (соблюдение соответствующей формы), ст. 392 ГК (соответствие договора законодательству), ст. 402 ГК (согласование сторонами договора всех его существенных условий).

Форма хозяйственного договора регулируется общими правилами о форме сделок, а также специальными правилами, относящимися к форме различных видов хозяйственных договоров.

Можно выделить устную и простую письменную формы хозяйственного договора, нотариальное удостоверение хозяйственного договора, а также государственную регистрацию хозяйственного договора.

Сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Устные сделки совершаются субъектами хозяйствования очень редко. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, по соглашению сторон могут совершаться устно, если это не противоречит законодательству и договору (передача имущества, приемка работ).

Сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 161 ГК).


Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

- указанных в законодательных актах;

- предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В законодательстве содержатся нормы о нотариальном удостоверении следующих сделок:

- доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы (п. 2 ст. 186 ГК);

- совершение передоверия по доверенности (п. 2 ст. 188 ГК);

- договор об ипотеке и о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 2 ст. 320 ГК);

- уступка требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 360 ГК).



69. Порядок заключения, основания и порядок изменения и расторжения хозяйственного договора.

Если в договоре не указано место его заключения, он признается заключенным в месте нахождения субъекта хозяйствования, направившего оферту.

Место заключения договора имеет значение, прежде всего, для определения применимого к договору права. Кроме того, место заключения договора является существенным и для решения некоторых других вопросов, например установления цены в возмездном договоре, если она не была предусмотрена и должна определяться применительно к цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы и услуги.

Место заключения договора также должно приниматься во внимание при толковании условий договора.

В период действия хозяйственного договора стороны вправе по своему соглашению как изменить, так и расторгнуть договор при условии, если иное не предусмотрено ГК, иными актами законодательства или самим договором. Данные правомочия сторон являются прямым следствием принципа свободы договора.

Законодательство предусматривает два способа изменения и расторжения договоров:

- в одностороннем порядке;

- по соглашению сторон.

По общему правилу изменение и расторжение договоров возможно только по соглашению сторон.

Изменение и расторжение договора в одностороннем порядке без согласия контрагента возможно в двух формах:

- односторонний отказ от исполнения договора без обращения в суд;

- изменение и расторжение договора судом по требованию одной из сторон.

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно по следующим основаниям:

- существенное нарушение договора другой стороной;

- существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;

- иные случаи, предусмотренные ГК, иными актами законодательства или договором.



70. Правовые формы реализации товаров.

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ - в соответствии со ст. 424 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).