Файл: Система источников предпринимательского права (Нормативно-правовая основа предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательство появилось вместе со становлением рыночных отношений. Предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая. Предпринимательство всегда сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов свой деятельности, что означает неизбежность риска, а в частности угрозу потери времени, ресурсов, прибыли.

В то же время необходимо помнить, что предпринимательство - это творческая деятельность, которая объективно присуща предпринимательству, так как является связующим звеном между стремлением к получению максимальной прибыли и соблюдением условий творчества - риска и свободы.

Проблемы источников права в связи с их теоретической и практической значимостью всегда привлекали к себе внимание исследователей. Именно от качественного состояния и дальнейших перспектив развития источников права зависят высокий уровень правовой жизни, юридическая защищенность прав и интересов граждан, а в конечном счете кардинальное и справедливое решение основных вопросов в области экономики и политики. В условиях происходящих общественных преобразований активизировалась правотворческая деятельность, что привело к очевидному обновлению законодательства России.

Актуальность изучения источников предпринимательского права заключается в необходимости регулирования постоянно развивающихся общественных, экономических отношениях, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Нормы права – это правила поведения, закрепленные на законодательном уровне, которые являются регулятором поведения субъектов отношений в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Система правовых норм обеспечивает реализацию принципа верховенства закона в сфере предпринимательства в рыночной экономике.

Объектом исследования выступают правоотношения в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Предметом исследования являются нормы предпринимательского права, содержащиеся в правовых актах, совокупность и взаимосвязь которых составляет систему источников права.

Цель исследования заключается в изучении основных источников предпринимательского права, содержащихся в них положений и норм, направленных на регулирование экономических отношений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие источников предпринимательского права и их классификацию;


- изучить разновидности нормативно правовых актов как источников предпринимательского права;

- определить конституционные основы предпринимательства;

- рассмотреть другие нормативные акты, составляющие законодательство о предпринимательстве;

- изучить, в чем заключается и как происходит развитие законодательства о предпринимательской деятельности.

Нормативная база данной работы представлена нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, конституционными и федеральными законами РФ.

Методическая база и методы исследования. При проведении исследования применялись как общие, так и специальные методы: диалектико-материалистическая теория познания, сравнительно-правовой метод, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, включающих пять параграфов, заключением и библиографическим списком.

Глава 1. Нормативно-правовая основа предпринимательства

    1. Понятие и классификация источников предпринимательского права

Прежде чем рассмотреть понятие источников предпринимательского права необходимо определить, что представляет собой само предпринимательское право.

Предпринимательское право признается самостоятельной отраслью права, имеющей только ей присущий предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, а также особые методы правового регулирования.[1] С Позиции некоторых авторов предпринимательское право понимается также как самостоятельная комплексная отрасль права второго уровня, которая сочетает в себе признаки и методы ряда базовых отраслей: гражданского и административного.

Предпринимательская деятельность, с которой связаны общественные отношения, является самостоятельной осуществляемой на свой риск деятельность, которая заинтересована в систематическом получении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.


Указанные общественные отношения необходимо регулировать на законодательном уровне для обеспечения правовой деятельности, для защиты прав и интересов субъектов, вступающих в такие правоотношения. Регуляторами отношений в сфере предпринимательской деятельности выступаю правовые нормы различных отраслей права, как частноправовых, так и публично-правовых, в первую очередь гражданского и административного. Также используется совокупность методов правового регулирования, характерных для этих отраслей.

Предпринимательское право в российской правовой системе формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Нормы предпринимательского права направлены на установление правил хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

Экономические интересы людей, возникающие в ходе общественных отношений, являются основой движущей силы правотворчества, порождают нормы права. Субъекты предпринимательской деятельности, вступая в предпринимательский оборот, формируют систему рыночных отношений, которые служат материальной основой для норм предпринимательского права.

Совокупность правовых норм, под которыми понимаются формально-определенные общеобязательные правила поведения, установленные и признанные государством, и которые обеспечиваются мерами государственного принуждения, и являются источниками права.

В.К. Андреев определяет норму права как единицу отрасли права. За счет объединения однородных норм образуются правовые институты (подинституты), совокупность же последних составляют подотрасль права.[2]

Под источниками любого права понимают его начало, то из чего оно возникает. Источники показывают, «откуда появляются и где «живут» юридические нормы. Понятие источники права отражают способы формального определения (внешней выраженности) правил поведения участников общественных отношений, входящих в предмет отрасли[3].

Понятие «источники права» известно еще римскому праву. Его ввел в научный оборот римский ученый Тит Ливий при характеристике Законов XII таблиц — свода, который даже спустя несколько веков признавался источником всего публичного и частного права. Существование источников права не могло остаться без внимания римских юристов. Они были выделены и описаны в трудах римских юристов как части цивильного (гражданского) права, которое, в свою очередь, отделялось от права естественного. Известны несколько вариантов рассмотрения частей римского цивильного права. Их цель одна и носит сугубо практический характер — помочь судье быстрее найти уже имеющееся правило для разрешения спора[4].


Источники права принято различать в материальном, идеологическом, историческом, политическом и формальном (юридическом) смысле.

Материальными источниками права признаются сами обще­ственные отношения, объективные экономические закономер­ности в жизни общества, которые порождают нормы права.

В идеологическом смысле к источникам права относят право­сознание и правовую культуру индивидов, социальных групп, всего общества, отражающих их отношение к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и поведению людей в сфере права.

В историческом смысле источники права пред­ставляет собой различные памятники права, с помощью ко­торых изучается содержание права различных государств в разные эпохи и влияние этих источников на последующие правовые нормы: тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления известных юристов и т. д.

Под источником права в формальном (юридическом) смысле традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения.[5]

В каждой стране система источников права имеет свои особенности. К ним относятся национальные традиции, формы правления, формы национально-государственного устройства, иные факторы.

К источникам предпринимательского права относят юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они могут классифицироваться по различным критериями и основаниям.[6]

Для того чтобы оценить определение и отбор предпринимательских отношений правового характера, а также какие нормы могут регулировать данные отношения, применяются определенные критерии. Такие общественные отношения должны:

- не носить характер случайных, разовых контактов отдельных участников предпринимательства, а иметь широкое распространение, многократную повторяемость;

- быть социально значимыми и полезными;

- выражать общественный интерес в такой мере, чтобы при возникновении конфликтов и иных затруднений их реализация не была безразличной обществу и государству, не опиралась лишь на усмотрение самих сторон этих отношений, не оставалась их личным делом, не зависела от их личных симпатий или антипатий.

Неординарное значение для предпринимательства имеет обнаружение догосударственных норм права:

  1. они нередко фактически регулируют предпринимательские отношения. Историки права доказывают, что право как государственно-обязательная система норм возникло из обычаев, которым государство своими актами придавало юридическую силу. Очевидно, и теперь государственно-обязательное право часто функционирует в той же форме.
  2. в правотворчестве государство имеет особое значение. Официальной силой действующего права обладает только законодательство. Догосударственное право служит при этом неиссякаемым и надежным живительным источником государственного правотворчества. [7]

А.И. Иванчак пишет, что источники права могут быть таких видов, как правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, акты и договоры международного характера.[8]

В.А. Белов выделяет из общей массы источников права: правовые акты и «их противопоставление всем другим видам источников — обычаи, деловые обыкновения, правила заведенного порядка и доктринальные положениям»[9].

Источниками предпринимательского права являются:

1) нормативные правовые акты Российской Федерации;

2) международные договоры Российской Федерации;

3) обычаи.[10]

Предпринимательское право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права могут классифицироваться по различным основаниям:

  1. по субъектам правотворчества. По данному критерию выделяют нормы, которые устанавливаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными организациями, народом посредством референдума;
  2. по юридической силе и их месту в иерархии актов. По данному критерию источники подразделяются на Конституцию РФ, законы и подзаконные акты. Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют вертикальную структуру. Существует также и горизонтальная иерархия источников права. Она говорит об относительном приоритете норм, находящиеся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Конечно, горизонтальная иерархия следует за главенствующей вертикальной. Проявление горизонтальной иерархии норм связано принципом lex specialis derogat generali – «специальный закон вытесняет общий». Также новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее изданному. Речь идет об известном со времен римского права принципе lex posterior derogat prior – «последующий акт вытесняет предшествующий». Кроме того, при решении вопроса о горизонтальной иерархии следует учитывать базовые положения отраслевого законодательства[11];
  3. по предмету регулирования. Выделяются правовые акты, которые определяют общие условия ведения предпринимательской деятельности (лицензирование, техническое регули­рование, правила формирования имущественной основы, учет и отчетность, государственный контроль (надзор) за субъек­тами предпринимательской деятельности, саморегулирование и т.д.) и акты, которые регулируют отдельные виды предприни­мательской деятельности (банковскую, страховую, аудитор­скую, оценочную, рекламную, клиринговую, иные);
  4. по времени действия различают нормы неопределенно длительного действия и нормы временного действия. Большинство норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, рассчитаны на длительное применение. В установленных законом случаях государство вправе принимать нормы временного действия, нормы чрезвычайного законодательства. Такие нормы вводятся в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя России;
  5. по критерию предмета введения и полномочий РФ и субъектов РФ выделяется классификация у некоторых авторов. Поэтому происходит выделение федеральных законов и подзаконных актов принимаемые в сфе­ре исключительного ведения РФ, законодательство в сфе­ре совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также акты субъектов РФ.