Файл: Система источников предпринимательского права (Нормативно-правовая основа предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм, правило поведение, установленное законодательством страны. Источниками предпринимательского права является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической. Существует различные классификации источников права по различным основаниям. Однако по юридические силе, по значимости, по верховенству правовые акты подразделятся на: Конституцию РФ, международные нормы и договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы, другие нормативные правовые акты, а также обычаи.

1.2 Нормативно правовые акты как источники предпринимательского права

Нормативно правовой акт – это принятый в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений.[12]

Иными словами нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативно правовой акт является основным источником предпринимательского права РФ. Данные акты обладают определенными особенностями.

  1. они имеют государственный характер. Это значит, что органы, должностные лица наделяются государством правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Благодаря государству обеспечивается и реализовывается принятие нормативно правовых актов, а также осуществляется принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественнополитических движений);
  2. нормативно правовые акты применяют строго определенные субъекты, которые специально уполномочены на то государством. Такие субъекты обладают определенной компетенцией при осуществлении правотворческой деятельности. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления;
  3. применение нормативно правовых актов осуществляется по определенной процедуре (особенно это относится к законодательным актам), а также требованиям к содержанию и форме и представляют собой акт-документ;
  4. нормативно правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия;
  5. в нормативно правовых актах содержаться юридические нормы, что делает их нормативными, общеобязательными.[13]

Все нормативные правовые акты объединены в определенную систему, которая характеризуется иерархичностью, специализацией и дифференциацией. Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости:

- от сферы действия - федеральные; акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты;

- от срока действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты;

- от юридической силы - законы и подзаконные акты.[14]

Индивидуальные акты отличаются от вышеуказанных ориентированностью на однократные действия и относятся к определенным субъектам и конкретным обстоятельствам места и времени.

Нормативно-правовыми актами как источниками права в нашей стране являются:

а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является базой текущего законодательства;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы (особое место среди них занимают кодексы);

г) подзаконные федеральные акты:

- указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них

пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

- постановления, распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

д) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

е) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.[15]

Согласно принципу непротиворечивости, действующего в правовой системе, правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

Предпринимательскую деятельность регулируют множество законов. Их можно классифицировать по некоторым критериям.

  1. Законы, которые устанавливают требования к осуществлению предпринимательской деятельности: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[16], «О лицензировании отдельных видов деятельности»[17], «О техническом регулировании»[18] и др.
  2. Законы, которые регулируют правовое положение участников предпринимательской деятельности и их объединений: «Об акционерных обществах»[19], «Об обществах с ограниченной ответственностью»[20], «О производственных кооперативах»[21] и др.
  3. Законы, которые регулирую отдельные виды предпринимательской деятельности: «О рекламе»[22], «Об аудиторской деятельности»[23], «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[24] и др.
  4. Законы, которые предусматривают возможность интеллектуальной деятельности и обеспечивают индивидуализацию предпринимательской деятельности: «О коммерческой тайне»[25], «Об информации, информатизации и защите информации»[26] и др.
  5. Законы, которые направлены на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности: «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[27], «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»[28] и др.
  6. Законы, которые регламентируют внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[29], «Об экспортном контроле»[30] и др.

Каждый из указанных законов регулирует определенные отношения, затрагивающие сферу предпринимательства, права, обязанности, интересы субъектов этих отношений. Например, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[31] содержит такие положения о предпринимательстве, как:

- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органам государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки;

- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов);

- финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- разработка и реализация региональных программ;

- формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и т.д.[32]

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.[33]

По юридической силе подзаконные акты вторичны. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.


Субъектами, которые могут утверждать их, являются:

- государственные органы;

- руководители ведомств или министерств;

- территориальные органы власти;

- руководители учреждений, организаций, предприятий.

Подзаконные акты бывают: локальные, индивидуальные, региональные, федеральные, местные.

В Российской Федерации правоотношения в сфере предпринимательства регулируются такими подзаконными актами, как: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Указы Президента РФ не могут противоречить федеральным законам, но обладают приоритетом относительно других подзаконных актов. В указах содержаться нормы, которые регулируют различные экономические отношения, например: «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»[34], «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»[35] и др.

Постановления Правительства РФ подразделяются на акты, которые издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, и на акты, которые регулируют вопросы собственной компетенции.[36] К постановлениям Правительства РФ, регулирующими предпринимательскую деятельность, относятся: «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»[37], «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»[38], «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»[39].

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей, например, распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации»[40].

Таким образом, нормативно правовой акт это официальный документ, который принят в установленном порядке управомоченным на то органом власти. Он признан регламентировать деятельность в сфере предпринимательства, поэтому распространяется на круг лиц данных правоотношений и рассчитан на неоднократное применение. Нормативными правовыми актами являются федеральные законы, законы, а также подзаконные нормативные акты – это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, также направленные на регулирование деятельности в сфере предпринимательского права.


1.3 Конституционные основы предпринимательства

Конституция РФ[41] на территории Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это значит, что Конституция РФ является основополагающим и высшим по юридической силе нормативно-правовым актом. Конституция РФ является для законотворческой деятельности основополагающим актом прямого действия. Другие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ, в противном случае, такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ и не должен применяться вообще.

В Конституции РФ закреплены основополагающие общественные отношения, которые определяют способ существования государства, общества, граждан. Конституция представляет собой юридическою базу всего текущего законодательства. Главным юридическим признаком Конституции является ее верховенство.

В Конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. А также отражаются и закрепляются ценности и ценностные ориентиры, определяющие общественное и государственное развитие. Она закрепляет начала и принципы, которым должны следовать все субъекты права в своей практической деятельности.[42]

Конституционные нормы являются основополагающими для конституционных основ предпринимательской деятельности. Данные нормы направлены на:

- формирование необходимых предпосылок для предпринимательской деятельности;

- предопределение содержания, условий и порядка ее осуществления;

- обеспечение права на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Кроме того конституционные нормы:

1) выражают определенные концепции правового регулирования;

2) закрепляют конституционные принципы;

3) определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности,

ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии. [43]

В нормах Конституции РФ об основных экономических правах и свободах закреплены основные принципы предпринимательской деятельности: