Файл: Система источников предпринимательского права (Нормативно-правовая основа предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, источниками предпринимательства, составляющими его правовую основу, являются многие законодательные акты. Регулируют вопросы и отношения в сфере предпринимательства и экономической деятельности Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие отрасли права. В связи с этим законодательство о предпринимательстве представляет собой единую взаи­мосвязанную комплексную система актов, которые содержат нормы права, регулирующие предпринимательские и экономические отношения.

2.2. Развитие законодательства о предпринимательской деятельности

Развитие законодательства о предпринимательстве происходит в виде систематизации и совершенствования законодательства. Общественные экономические отношения постоянно изменяются, усложняются – это и обуславливает необходимое упорядочение нормативно правовых актов, устранение пробелов, противоречий и дефектов законодательства в сфере предпринимательства.

Среди ученых-юристов нет единства мнений относительно форм систематизации законодательства. Выделяют: 1) учет, 2) инкорпорацию, 3) консолидацию, 4) кодификацию и 5) создание сводов законодательства. На различных этапах развития законодательства в сфере предпринимательства могут оказаться востребованными разные формы систематизации, в наибольшей степени обеспечивающие решение текущих экономических задач.[55]

Систематизация чаще всего определяется как упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов; объединение отдельных нормативных установлений в единую, внутренне согласованную систему; целенаправленное упорядочение форм выражения права, осуществляемое с целью устранения несогласованностей между нормами права, очистки правовой системы от устаревших правовых норм и установления новых норм, соответствующих достигнутому уровню развития общества; упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему.[56]

Формы систематизации законодательства о предпринимательстве, которые считаются самыми распространенными, это инкорпорация и консолидация. Инкорпорация представляет собой подготовку и издание различного рода хронологических и тематических собраний и сборников нормативных правовых актов. Но здесь невозможно изменять содержание правовых норм. Это значит, что содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение содержания нормативного регулирования — отличает ее, как утверждает ряд авторов, от кодификации и консолидации. Разрешены редакционные правки нормативных актов, которые включают в себя изложение с учетом последних официальных изменений; исключение положений, которые утратили силу; исправление технических опечаток и т.п.


Инкорпорация может быть официальной (проводимой по поручению уполномоченного правотворческого органа с последующим утверждением им) и неофициальной. Например, к официальным инкорпорациям относятся: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Собрание действующего законодательства города Москвы» (СДЗ г Москвы) и др. В качестве неофициальной инкорпорации можно рассматривать различные электронные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п.), уделяющие большое внимание систематизации предпринимательского законодательства.[57]

Различают также генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство либо все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Консолидация нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, представляет собой устранение их множественности по одинаковым вопросам. Это обеспечивается за счет создания крупных однородных актов в системе законодательства. Такие документы не вносят в действующее законодательство новых положений и не меняют содержание уже существующих. Например, постановление Правительства РФ от 09.12.2014г.[58] объединяет в себе нормы и положения, которые ранее содержались в Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи и Правилах оказания услуг подвижной связи.

Кодификация представляет собой такую форму систематизации, с помощью которой «обеспечивается системное нормативное регулирование одного вида общественных отношений путем создания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта, выражающего содержательную и юридическую специфику структуры обособленных подразделений системы права».[59] Таким образом, кодификация — это создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта.

Проблемы кодификации российского законодательство в сфере предпринимательства существуют достаточно давно. Цивилисты, специалисты в области предпринимательского права склоняются к принятию кодифицированного акта о предпринимательстве – Хозяйственного кодекса. Еще в 1994г. накануне принятия Части первой ГК РФ[60], а возможно и ранее поднимался данный вопрос.


Актуальность данной проблемы возрастает с каждым годом, т.к. развиваются общественные отношения с новыми экономическими элементами, затрагивающие сферу предпринимательства - это банковские, страховые, корпоративные отношения, в сфере рынка ценных бумаг, инвестиций, инноваций и т.д. Кроме того требуют более конкретного и упорядоченного нормативно правового законодательства и постоянно развивающиеся отрасли народного хозяйства такие, как связь, транспорт, сельское хозяйство, энергетика и др.

Возрастает необходимость в систематизации норм о предпринимательской деятельности, развитии понятийного аппарата предпринимательского права (предмет, источники, субъект предпринимательской деятельности, объекты предпринимательского оборота, предпринимательские обязательства и т. д.).

Кодификация предпринимательского законодательства позволит объединить и систематизировать уже действующие правовые нормы, разрозненные по множеству нормативно-правовых актов, устранить противоречия между нормами, дублирование, а также обеспечить максимальную полноту регулирования отношений в сфере предпринимательства.

Для совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности предполагается унификация, заключающаяся в выработке единых правовых норм (конституций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость унификации.

Однако развитие и совершенствование законодательства в сфере предпринимательской деятельности в России продолжается и направлено на правовое обеспечение и регулирование реального сектора экономики:

  1. правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве в целях ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции;
  2. совершенствование инвестиционного законодательства, направленное прежде всего на создание хозяйствующим субъектам условий для вложения средств в приоритетные сферы экономики и виды деятельности, градообразующие проекты и отдельные территориальные зоны;
  3. правовая поддержка институциональных преобразований, направленная на формирование эффективной и многоукладной рыночной экономики путем приватизации производственных фондов, развития и защиты различных форм собственности и хозяйствования, прежде всего малого и среднего бизнеса, ликвидации любых противозаконных экономических структур;
  4. развитие законодательства о конкуренции и монополии, направленного на создание конкурентной среды для хозяйствующих субъектов, предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции, развитие инфраструктуры товарного рынка;
  5. регулирование бюджетных отношений и государственных закупок в целях повышения эффективности формирования доходов бюджетов и оптимизации государственных расходов, достижения согласованности федеральных, региональных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений;
  6. регулирование денежно-кредитных отношений, финансового и фондового рынков, в том числе банковской системы и страховой деятельности, стимулирование использования кредитных ресурсов на нужды функционирования и развития экономики;
  7. регулирование тарифов и совершенствование правовых основ ценообразования, направленное на обеспечение стабильности оптовых и розничных цен, а также защиту отдельных потребителей;
  8. налоговое регулирование, направленное на установление экономически обоснованной налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, стимулирование предпринимательской деятельности, обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере предпринимательства;
  9. законодательное обеспечение ВЭД, направленное на регулирование государством отношений субъектов предпринимательской деятельности с иностранными хозяйствующими субъектами и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.[61]

Таким образом, о развитии законодательства в сфере предпринимательства можно говорить как о системе, которая совершенствуется, но для которой необходима четкая систематизация. Нормы, регулирующие правоотношения по поводу предпринимательской деятельности, обновляются, добавляются новые, конкретизируются. Кроме того они содержаться во многих нормативных актах, что говорит о достаточной разбросанности норм. В связи с этим существует проблема и необходимость в кодификации предпринимательского законодательства.

Вывод.

Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль, которая содержит в себе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства. Общественные отношения регулируются гражданским, административным, земельным, финансовым, бюджетным, налоговым законодательством и др. такое масштабное регулирование обусловлено разнообразием общественных экономических отношений.

Основную роль в регулировании предпринимательской деятельности занимает Гражданский кодекс РФ. В нем содержаться основные положения и понятия о предпринимательстве, общие положения о правах и обязанностях участников таких правоотношений, нормы о заключении договоров, регулируются корпоративные, имущественные отношения и др. Налоговый кодекс РФ регулирует такие аспекты в сфере предпринимательства, как налоги, сборы, финансовые поступления и т.д.

Ввиду такой разрозненности норм предпринимательского права существует необходимость в систематизации и совершенствовании законодательства о предпринимательской деятельности. Существуют различные формы систематизации: инкорпорация, консолидация, кодификация, унификация и др., благодаря которым происходит законодательство о предпринимательстве упорядочивается.

Заключение

Предпринимательство – это форма экономической деятельности человека. В виду того, что предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, то возникает необходимость такие отношения регулировать на законодательном уровне, чтобы обеспечить защиту прав и свобод субъектов данных правоотношений и призвать к ответственности при нарушении обязательств.

Совокупность нормативных правовых норм, регулирующие отношения в сфере предпринимательства, представляю собой источники предпринимательского права.


Предпринимательская деятельность в России существует в определенном правовом поле, которое обусловлено нормативно правовыми актами. Нормативно правовые акты имеют обязательный характер для всех субъектов, на которых они распространяются. Их классифицируют по различным критериям. Однако по значимости, по юридической силе нормативного акта их разделяют на акты, обладающие высшей юридической силой, подзаконные нормативные акты, также выделяют обычаи делового оборота.

Конституция РФ является основным источником предпринимательской деятельности, которая закрепляет свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Гарантирует единство экономического пространства, свободы, экономической деятельности. Положения Конституции РФ закрепляют права каждого иметь имущество и собственность, права владеть, пользоваться и распоряжаться.

Гражданский кодекс РФ также имеет важное значение в сфере регулирования предпринимательской деятельности, т.к. определяет правовое положение участников гражданского оборота. А также основания возникновения и порядок осуществления прав собственности и других вещных прав. Регулирует отношения в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные обязательства, имущественные отношения и другие.

Существует множество законов, которые регулируют предпринимательскую и экономическую деятельность в различных аспектах. Регламентируют конкретные отношения, защищают права и интересы сторон соответсвующих правоотношений. Отдельными законодательными актами регулируются такие институты предпринимательского права, как рынок ценных бумаг, антимонопольное регулирование, валютное регулирование, регулирование биржевых отношений, страховых и др.

Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

Совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательские правоотношения, составляют законодательство о предпринимательстве. Основной проблемой и недостатком этого законодательства остается отсутствие обобщающего закона, который привел бы многочисленные нормы в единую систему. Издание такого системообразующего закона может привести к радикальному улучшению правового регулирования хозяйственной деятельности. Кодификация предпринимательского права - это наиболее оптимальный путь совершенствования законодательства. Лучше принять один закон, чем около сотни применительно к отдельным видам предпринимательской деятельности, формам и требованиям к ее осуществлению.