Файл: Система источников предпринимательского права (Нормативно-правовая основа предпринимательства).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативно-правовая основа предпринимательства
1.2 Нормативно правовые акты как источники предпринимательского права
1.3 Конституционные основы предпринимательства
Глава 2. Законодательство о предпринимательской деятельности
2.1 Законодательство о предпринимательстве как комплексная система актов
2.2. Развитие законодательства о предпринимательской деятельности
- о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
- о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37);
- о праве частной собственности (ст. ст. 35, 36);
- о праве на защиту своего доброго имени (ст. 23). Это право означает защиту деловой репутации;
- о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и другие права.
Кроме прав Конституцией РФ предусмотрены конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75). Гарантии Конституция РФ заключаются в «единстве экономического пространства, свободном перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободе экономической деятельности»[44]. А также гарантии на судебную защиту всех форм собственности. Согласно ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Стержнем системы конституционных норм являются основные права человека и гражданина, присущие демократическому обществу с рыночной экономикой:
1) право выбирать род деятельности или профессию (т.е. род занятий) - свобода быть либо наймодателем-предпринимателем, либо наемным работником (ст. 37 Конституции РФ);
2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свобода рынка труда (ст. 27);
3) право на объединение для совместной экономической деятельности - свобода выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч. 1 ст. 34);
4) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами - свобода обладания недвижимостью (ст. ст. 34 и 35) и свобода рынка земли (ч. 2 ст. 36);
5) право на свободу договора - свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35);
6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34);
7) свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).
Конституция РФ служит базой для развития законодательства о предпринимательской деятельности.
К конституционным основам предпринимательства относятся такие источники права, как федеральные конституционные законы. Их перечень закреплен в Конституции РФ, что определяет их место в системе законодательства и повышенную юридическую силу. Такие законы освещаю вопросы о порядке деятельности Правительства, судебной системе, Конституционном Суде РФ и др.
Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[45] Правительство осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ осуществляет широкий круг полномочий: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и др.
Таким образом, основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она является главным законом, обладающим высшей юридической силой. Никакой другой нормативный акт не может противоречить Конституции РФ. В данном акте содержаться основополагающие положения в части обеспечения прав, свобод, интересов, гарантий субъектов в области предпринимательской и экономической деятельности.
Вывод.
Источниками предпринимательского права является совокупность нормативно-правовых актов, подзаконных актов, которые содержат правовые нормы, регламентирующие правоотношения в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Норма права представляет собой правило поведения, которое является научным, объективно обоснованным предписанием – моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.
Классифицируют источники предпринимательского права по различным основаниям. Но главное их отличие друг от друга состоит в юридической силе того или иного акта. Верховенство над всеми нормативными актами занимает Конституция РФ, далее федеральные конституционные законы РФ. Вторую ступень по значимости занимают федеральные законы и законы, также кодексы РФ (ГК РФ, БК РФ, НК РФ и др.), которые содержат в себе положения, направленные на регулирование предпринимательских отношений, а также прав и интересов субъектов этих отношений.
Подзаконные акты, включающие в себя: указы Президента, постановления Правительства. Они также являются источниками предпринимательского права, если содержат в себе соответствующие нормы.
Глава 2. Законодательство о предпринимательской деятельности
2.1 Законодательство о предпринимательстве как комплексная система актов
Государственно-правовое воздействие охватывает основные сферы предпринимательства. Выделяют основные направления, по которым происходит правовое регулирование данной деятельности, в связи, с чем определяются четыре блока нормативных актов:
- определяют внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда;
- регулируют отношения субъектов предпринимательской деятельности по «горизонтали»: со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.;
- регулируют отношения по «вертикали»: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления — с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления;
- опосредуют отношения субъектов предпринимательства по «диагонали», в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.[46]
Поэтому в регулировании предпринимательской деятельности задействованы все отрасли права. Законодательство о предпринимательстве — единая взаимосвязанная комплексная система актов, содержащих нормативные правовые положения, и регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.[47]
К отраслям законодательства, содержащим нормы, которые регулируют отношения в сфере предпринимательской деятельности, относятся гражданское, административное, земельное, финансовое, бюджетное, налоговое и др. Необходимость такого масштабного регулирования связано с разнообразием общественных отношений, которые складываются в предпринимательской сфере. Поэтому нормативные правовые акты в сфере предпринимательства, как правило, носят комплексный характер. Учитывая комплексный характер законодательства в сфере предпринимательства его невозможно в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства. Государство обеспечивает отражение в правовых нормах разумного баланса публичных и частных интересов. Кроме того законодателем устанавливаются ограничения предпринимательской деятельности в публичных интересах.
Ведущей отраслью среди указанных отраслей законодательства занимает гражданское право. Именно оно опосредует отношения рыночного, предпринимательского характера, т. е. те отношения, где непосредственно «куется» предпринимательская прибыль. Одной или обеими сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности — непосредственные участники, творцы новой российской экономики.
Гражданский кодекс РФ не содержит главы или раздела, которые были бы посвящены непосредственно предпринимательской деятельности. Но в ГК РФ содержаться нормы и положения, регламентирующие предпринимательство в определенных отношениях.
Гражданское законодательство определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ[48]). Это также различные нормы о том, что: «обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5); «предпринимательской деятельностью без образования юридического вправе заниматься гражданин…» (ст. 23); «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности» (ст. 132); «лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств» (п. 3 ст. 401); «по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью» (п. 1 ст. 492[49]) и другие нормы.
Гражданский кодекс РФ ст. 2 говорит о регулировании корпоративных отношений и отношений между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ дает понятие предпринимательской деятельности (ст. 23), рассматривает организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности (например, ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации»), правовой режим имущества предпринимателей и основания их гражданско-правовой ответственности, виды предпринимательских договоров и т.д.
Также гражданским правом урегулированы частные интересы предпринимателей, в том числе о свободе предпринимательской деятельности, равенстве участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Бюджетный кодекс РФ[50] в ст. 110.1 допускает возможность предусмотреть в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год внутренние заимствования РФ, субъекта РФ или муниципальных образований в программе внутренних заимствований. В 2004 г. в федеральный бюджет был заложен годовой лимит государственных гарантий на сумму 3 млрд. рублей для поддержки малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.[51]
Налоговый кодекс РФ[52] - устанавливает систему налогов и сборов. Определяет отношения с ФНС. Курирует такие вопросы, как законный представитель налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, консолидированная группа налогоплательщиков, виды налогов и сборов, взимаемых в нашем государстве, основания возникновения/изменения/прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Описывает права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и остальных участников подобных отношений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействий и их должностных лиц. Прописывает специальные налоговые режимы и т.д., устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.[53]
Налоговый кодекс РФ регламентирует уплату налогов и сборов индивидуальных предпринимателей. Это фиксированные платежи во внебюджетные фонды «за себя»; налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников; налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения; дополнительные налоги и платежи (в зависимости от вида
деятельности).
Регламентирует обязательства индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли и многие другие аспекты.
Другими правовыми формами отражения публичных интересов являются нормы административного, финансового, земельного, трудового права. Они направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, иных интересов неопределенного круга лиц. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в сфере предпринимательского законодательства основано на конституционных положениях о том, что РФ является социальным государством, в котором гарантируются свобода экономической деятельности на основе различных форм собственности, в том числе частной.[54]