Файл: Право собственности на землю (Право собственности на землю).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Территориальные границы земельного участка могут изменяться в результате сделок с землей, например при продаже части земельного участка либо его дарении. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.

Конституция РФ(ст. 9) допускает право частной собственности не только на землю, но и на иные природные объекты. Однако действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. Так, в соответствии со ст. 19 Лесной кодекс РФ Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22 - ФЗ // Российская газета. 1997. 4 февраля. лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

В частной собственности может находиться только не входящая в лесной фонд древесно-кустарниковая растительность (защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, деревья и группы деревьев на приусадебных и дачных участках), которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (ст. 20 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 40 Водного кодекса РФ Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167 - ФЗ // Российская газета. 1995. 23, 25 ноября. в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В соответствии со ст. 1.2 Закона «О недрах» Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. №2395 - 1 // Российская газета. 1992. 5 мая.недра являются государственной собственностью.

В Земельном кодексе РФ (ст. 40) закреплены следующие права собственника земельного участка:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые;

- пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иными словами, государство предоставило собственнику земельного участка возможность использовать, кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся в границах его участка, а также расположенные в недрах под участком. По общему правилу эти ресурсы находятся в собственности государства, за исключением замкнутых водоемов, которые согласно ст. 261 ГК РФ и ст. 40 Водного кодекса РФ находятся в собственности собственника земельного участка. Что касается пресных подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых, то они относятся к государственной собственности. Поэтому государство закрепляет пределы использования указанных природных ресурсов собственниками земельных участков в ст. 19 Закона РФ "О недрах". В соответствии с указанной статьей собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.


Также собственники и владельцы участков имеют право:

- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

- другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Земельный кодекс также устанавливает, что собственник земельного участка имеет права собственности на:

- посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. В последней ситуации это право принадлежит арендатору, землевладельцу, землепользователю;

- право собственности распространяется также на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Согласно ст. 20 Лесного кодекса РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности граждан или юридического лица, принадлежит им на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями

лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке

после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

В ст. 12 ГК РФ установлены следующие способы защиты права собственности:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;


- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащита прав (при этом самозащита допускается только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна нарушению);

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В Российской Федерации имеются народы, которые стали заявлять о своем праве на землю. Проживающие компактно малочисленные народы объединились в местные административные (муниципальные) образования, а проживающие некомпактно входят в указанные образования с соблюдением их национальных особенностей и в том числе прав на землю. Таким образом, в России возникло право государственной федеральной собственности на землю и право собственности на землю субъектов Российской Федерации, а также право муниципальной собственности на землю.

В ст. 2 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 29. сформулировано право муниципальной собственности на землю и названы местные (т. е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. 6 октября 2003 г. был принят Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822. На основе Конституции РФ, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации муниципальные органы принимают свои уставы и другие акты, в том числе в области земельных отношений. В ст. 9 Конституции РФ была окончательно закреплена муниципальная собственность на землю.

В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Как следует из указанного положения, в Конституции РФ установлена лишь возможность нахождения земли в той или иной форме собственности, а окончательное решение вопроса о существовании в России той или иной формы собственности на землю оставлено на усмотрение федерального законодательства. ЗК РФ в ст.15 и 16 окончательно установлено, что в Российской Федерации предусматривается максимально возможный перечень субъектов права собственности на землю, включающий в себя в т.ч. публичные образования - Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования.


В соответствии с законодательством РФ (в частности, согласно п.1 ст.214 ГК РФ), государственная собственность подразделяется на два подвида - собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов РФ. Следует отметить, что Конституция РФ (ч.2 ст.9) и ГК РФ(п.1 ст.126, п.2 ст.214), регулируя отношения собственности на природные ресурсы, в отношении земли употребляют только термин "государственная собственность", без четкого установления субъекта указанного права - Российской Федерации или ее субъектов.

Между тем, как уже было отмечено выше, ЗК РФ изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп.9 п.1 ст.1 ЗК РФ).

После разграничения государственной собственности на землю соответствующие публичные образования должны управлять и распоряжаться только теми земельными участками, которые будут находиться в их собственности (см. п.2 ст.9, п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ). При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п.1 ст.34 ЗК РФ, см. также п.1 ст.8, п.3 ст.65 ЗК РФ).

К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.

Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляются, как правило, федеральным предприятиям и организациям в пользование или аренду.

В ст. 294--300 ГК РФ (гл. 9) говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.


В п. 1 ст. 17 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности Российской Федерации на земельные участки. Согласно первому основанию в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В период с 1992 г. по настоящее время было принято более 10 федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю. В то же время следует отметить, что для возникновения права собственности на недвижимое имущество, в т.ч. права собственности Российской Федерации на земельные участки, недостаточно одного провозглашения в федеральном законе. Для этого необходима государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном в Федеральном Законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.. Они также проходят специальную государственную регистрацию в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости) Постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3554.. Именно такие положения закреплены, например, в Законе о разграничении государственной собственности на землю.

Наиболее распространенным основанием приобретения права федеральной собственности на земельные участки (как, впрочем, и собственности субъектов РФ и муниципальных образований) является разграничение государственной собственности на землю. П. 2 ст. 3 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 30. Ст. 3060. предусматривает четыре категории и подкатегории земель, в составе которых земельные участки безусловно должны быть отнесены к собственности Российской Федерации:

- земли лесного фонда;

- земли особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земли обороны и безопасности.

Земельные участки, включенные в категории и подкатегории земель, перечисленные в п. 3 ст. 3 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" (земли сельскохозяйственного назначения; земли