Файл: Право собственности на землю (Право собственности на землю).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли водного фонда), могут быть отнесены к собственности Российской Федерации при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:

- на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

- эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

- на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

- под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.

В п. 4 ст. 3 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" указана еще одна категория земель - земли запаса, в составе которых земельные участки могут быть отнесены к собственности Российской Федерации при условии расположения на этих земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, или приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Такими основаниями согласно ГК РФ, в частности, являются:

- договоры купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества (ст. 218);

- отказ от права собственности (ст. 236);

- реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243);

- выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279);

- изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285). Анализ п. 2 ст. 17 ЗК РФ показывает, что он, по сути, дублирует п.1 ст.17, согласно которому в федеральной собственности находятся земельные участки, на которые право собственности Российской Федерации возникло при разграничении государственной собственности на землю.


В п.1 ст.18 ЗК содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности субъектов РФ на земельные участки.

Пункт 1 ст. 4 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" предусматривают три подкатегории земель, в составе которых земельные участки безусловно должны быть отнесены к собственности субъектов РФ:

- земли особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

- земли фонда перераспределения.

Земельные участки, включенные в подкатегории земель, перечисленные в п. 1 ст. 4 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли водного фонда), могут быть отнесены к собственности субъектов РФ при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:

- на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;

- эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов РФ;

- на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ;

- под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения.

К собственности субъектов РФ относятся также земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, и включенные в состав земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в ст. 3 Закона "О разграничении государственной собственности на землю".

Содержание п. 2 ст. 18 ЗК РФ вызывает определенные вопросы. Во-первых, в отличие от п.2 ст.17 и п.2 ст.19 ЗК РФ здесь не сделана отсылка к Закону о разграничении государственной собственности на землю, а перечислены некоторые основания отнесения земельных участков к собственности субъектов РФ в порядке разграничения государственной собственности на землю. Во-вторых, данные основания отличаются от закрепленных в Законе "О разграничении государственной собственности на землю". Так, например, с одной стороны, в п.2 ст.18 ЗК РФ отсутствует такое основание отнесения к собственности субъектов РФ земельных участков, как нахождение под их поверхностью участков недр регионального значения, с другой стороны, предусматривается возможность нахождения в собственности субъектов РФ земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ.


Представляется, что данное несоответствие ЗК РФ и Закона "О разграничении государственной собственности на землю" должно разрешаться в пользу последнего, поскольку он вступил в силу позднее ЗК РФ и представляет собой специальный нормативный правовой акт по отношению к общему - ЗК РФ.

Следует отметить, что указанные проблемы во многом связаны с принятием этого отдельного Федерального закона. Между тем нормативный материал, содержащийся в нем, вполне мог бы быть включен в ЗК РФ, в этом случае законотворческих ошибок было бы меньше. Тем более, что указанный Федеральный закон вступил в силу лишь на два с половиной месяца позже, чем ЗК РФ.

В п.1 ст.19 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности муниципальных образований на земельные участки.

Согласно первому основанию в собственности муниципальных образований находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

П. 1 ст. 5 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" предусматривает лишь две категории и подкатегории земель, в составе которых земельные участки безусловно должны быть отнесены к собственности муниципальных образований:

- земли особо охраняемых природных территорий местного значения;

- земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.

Земельные участки, включенные в категории и подкатегории земель, перечисленные в п. 1 ст. 5 Закона "О разграничении государственной собственности на землю" (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли водного фонда), могут быть отнесены к собственности муниципальных образований при наличии хотя бы одного из следующих трех условий:

- на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в ст.3 и 4 вышеназванного Закона;

- эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в ст.3 и 4 того же Закона;


- под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения.

К муниципальной собственности могут быть также отнесены земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Правовое регулирование вопросов прекращения права частной собственности на землю, закрепление в законодательстве оснований прекращения этого права имеет своей базой Конституцию РФ, согласно ч.1 ст.35 которой право частной собственности охраняется законом. В ч.3 той же статьи говорится, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конкретным выражением данных норм является принцип неприкосновенности собственности, закрепленный в п.1 ст.1 ГК РФ. Исчерпывающий перечень таких оснований прекращения права собственности предусмотрен в ст.235 ГК РФ. Так, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Глава 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений

Пункт 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ тождественно с нормами ГК РФ классифицирует участников земельных отношений, под которыми понимаются: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в отношениях по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 3 ЗК РФ), а также в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Всех участников земельных отношений можно разделить на две группы. Первая группа - это субъекты земельных отношений, статус которых определяют нормы публичного права (конституционного, административного). Вторая группа включает в себя лиц, статус которых определяется прежде всего нормами частного права (гражданского).


Правовое положение публичных образований, каковыми являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также правовой статус органов власти определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие и в соответствии с ними. Правовое положение граждан и юридических лиц определяется нормами гражданского законодательства. Под гражданами ГК РФ понимает физических лиц: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также лиц с двойным гражданством. Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и оканчивается их смертью (ст. 17 ГК РФ). Содержание правоспособности гражданина раскрыто в гражданском законодательстве. Применительно к земельным отношениям граждане имеют право иметь земельные участки на праве собственности, наследовать и завещать их, совершать любые не запрещенные законом сделки, предметом которых выступают права и обязанности лиц по поводу земельных участков, а также иметь иные имущественные права на земельные участки (ст. 18 ГК РФ).

Дееспособность заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность зависит от различных факторов, например возраста, гражданства, состояния психики человека. Несовершеннолетние до 18 лет не могут осуществлять сделки с земельными участками. Права по таким сделкам для указанных лиц приобретают их законные представители, под которыми закон понимает родителей, усыновителей и попечителей (ст. 26, 28 ГК РФ). См.: Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. С.110.

Следует учитывать, что возможна ситуация, когда лицо приобретает дееспособность до достижения им возраста 18 лет. Так, лицо, достигшее 16 лет, может быть объявлено органом опеки и попечительства или в определенных случаях судом дееспособным, если оно работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Лицо приобретает дееспособность в случае вступления в брак, если закон предусматривает такую возможность для лица до достижения им возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Гражданское законодательство предусматривает случаи признания лица недееспособным и ограниченно дееспособным. В случае признания недееспособности лица по причине психического расстройства, в силу которого лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими, реализация последних в земельных отношениях возлагается на опекуна. В случае признания лица ограниченно дееспособным по причине злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами, ставящим свою семью в тяжелое материальное положение участие в земельных отношениях осуществляется через попечителя, назначенного органом опеки и попечительства. Лицо, ограниченное в дееспособности, несет самостоятельно ответственность за совершенные им земельные правонарушения.