Файл: Право собственности на землю (Право собственности на землю).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Пункт 2 ст. 5 ЗК РФ подчиняет содержание дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в части приобретения ими в собственность земельных участков специальному правовому регулированию. Данная норма конкретизирует положение п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть урегулированы специальным законодательством. Нормы ЗК РФ в этом смысле выполняют роль специального законодательства (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). Также данный вопрос могут регулировать иные федеральные законы, например, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018..
Лица, имеющие двойное гражданство - Российской Федерации и одновременно иного государства (бипатриды), обладают всеми правами и обязанностями в области земельных отношений, что и граждане Российской Федерации. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48 ГК РФ). Юридическое лицо возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового и прекращает свое существование с момента соответствующей регистрации.
2.2 Правоспособность юридических лиц
Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной. Согласно гражданскому законодательству общая правоспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная правоспособность, в частности, предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Как правило, информацию о правоспособности юридического лица можно почерпнуть из его учредительных документов - учредительного договора, устава, общих положений об организациях определенного вида (ст. 52, 113 ГК РФ). Содержание дееспособности юридического лица совпадает с содержанием его правоспособности. См.: Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. С. 121.
Для определенных видов деятельности юридическое лицо должно приобрести лицензию (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Например, чтобы осуществлять геодезическую съемку земельных участков, нужно приобрести лицензию в органе государственного геодезического надзора.
В отношении иностранных лиц и лиц без гражданства нормы ЗК РФ устанавливают некоторые ограничения. Так, например, иностранные лица и лица без гражданства не могут приобрести земельные участки из государственной или муниципальной собственности в частную собственность бесплатно.
Иностранным юридическим лицом признается лицо, местом регистрации которого выступает иностранное государство. О российских юридических лицах с долей участия в них иностранного капитала ЗК РФ не упоминает.
Физические и юридические лица участвуют в отношениях, связанных с государственным управлением в сфере земельных отношений. Во всех случаях физические и юридические лица выступают объектом управленческого воздействия. Например, в случае нарушения земельного законодательства физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Указанные субъекты являются носителями властных полномочий в области земельных отношений.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют властные функции через органы государственной власти или органы местного самоуправления. Среди указанных органов можно выделить специальные органы, выполняющие отдельные функции в области земельных отношений. К ним относятся органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, органы, уполномоченные принимать решения в сфере земельных правонарушений. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 30. Ст. 3153. на Министерство имущественных отношений РФ возложена обязанность по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, регулированию деятельности на рынке недвижимости и в области установления рыночной или иной стоимости в отношении гражданских прав.
Публичные образования, являясь носителями прав на землю, участвуют в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в таких отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Участие публичных образований в указанных отношениях обусловливается применением к ним положений о юридических лицах (ст. 124 ГК РФ).
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).
Пункт 3 ст. 5 ЗК РФ раскрывает понятия участников земельных отношений в зависимости от их положения в рамках абсолютных и относительных имущественных правоотношений.
Собственником земельного участка является лицо (гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), которому земельный участок принадлежит на праве собственности (ст. 209-215, 260 ГК РФ и гл. 3 ЗК РФ).
Землепользователями выступают лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) и правом безвозмездного срочного пользования на земельный участок (ст. 268-270 ГК РФ и ст. 20, 24 ЗК РФ).
Землевладельцами выступают лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения (ст.265-267 ГК РФ, ст.21 ЗК РФ).
Арендаторами земельных участков признаются лица, пользующиеся и (или) владеющие земельными участками на основании заключенного договора аренды (гл. 24 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ).
Обладателями сервитута признаются лица, имеющие право ограниченного пользования соседними земельными участками (частный или публичный сервитут), установленное на основании соглашения с их собственниками или путем издания соответствующего нормативного правового акта (ст. 274-276 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ).
Пункт 1 ст. 6 ЗК РФ определяет объекты земельных отношений. К этим объектам относятся земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Если объектом имущественных (гражданских) прав лица выступают земельный участок или часть земельного участка (ст. 128, 130 ГК РФ), то объектом отношений, связанных с охраной и использованием земель, может выступать любой объект земельных отношений.
Земля как природный объект и природный ресурс - понятие достаточно аморфное, ЗК РФ не дает ему определения. Как природный объект земля выступает в виде поверхности Земли, обладает особым биохимическим составом и занимает незаменимое место в системе с иными природными объектами - водой, воздухом, недрами, флорой, фауной. Указанные природные объекты сосуществуют в постоянном взаимодействии, и неблагоприятное влияние на один из них может служить причиной негативных изменений в других. Земля как объект природы выступает объектом охранительных правоотношений по причине ее значимости для поддержания экологического равновесия в окружающей природной среде (см. ст.13 ЗК РФ).
Земля как природный ресурс представляет собой источник и главное условие существования человечества, важнейший компонент окружающей его естественной среды, используемый в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. По мнению О.И. Крассова См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 28., земля является невосполнимым природным ресурсом.
Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).
Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст.552, 652 ГК РФ).
Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. определены его размер, границы и местоположение.
Кроме того, объектом земельных отношений могут быть земли определенной категории, их часть. Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей, таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений. См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. С. 43.
Земельное отношение представляет собой правоотношение по использованию и охране земель, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 ЗК РФ), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Если объектом имущественных (гражданских) прав лица выступают земельный участок или часть земельного участка (ст. 128, 130 ГК РФ), то объектом отношений, связанных с охраной и использованием земель, может выступать любой объект земельных отношений.
Земля как природный объект и природный ресурс - понятие достаточно аморфное, ЗК РФ не дает ему определения. Как природный объект земля выступает в виде поверхности Земли, обладает особым биохимическим составом и занимает незаменимое место в системе с иными природными объектами - водой, воздухом, недрами, флорой, фауной. Указанные природные объекты сосуществуют в постоянном взаимодействии, и неблагоприятное влияние на один из них может служить причиной негативных изменений в других. Земля как объект природы выступает объектом охранительных правоотношений по причине ее значимости для поддержания экологического равновесия в окружающей природной среде (ст. 13 ЗК РФ).
Земля как природный ресурс представляет собой источник и главное условие существования человечества, важнейший компонент окружающей его естественной среды, используемый в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Земля является невосполнимым природным ресурсом.
Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).
Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст. 552, 652 ГК РФ).
Земельный участок - основной объект земельных отношений. Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер.
Гражданское законодательство относит земельные участки к категории объектов, ограниченных в обороте. Это означает, что земельные участки могут отчуждаться и переходить в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).
Земельный участок как объект гражданского правоотношения может быть рассмотрен как объект статики или динамики гражданского правоотношения. Статика гражданского правоотношения определяет собой юридическое закрепление земельного участка за возможными субъектами. Динамика гражданского правоотношения характеризует движение земельного участка от одного правообладателя к другому (оборот).