ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 386

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Cущность менеджмента и управления.

Основателем менеджмента, как науки, принято считать американца Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.). Содержание понятия «менеджмент» многогранно. Специалистами оно рассматривается как наука, как практика управления и как особое управленческое искусство.

Как наука менеджмент является самостоятельной и в тоже время междисциплинарной областью знаний. Его научно-теоретическую основу составляют:

общественные науки – философия, социология, политология, психология, конфликтология и др.;

экономические науки – общая экономическая теория, мировая экономика, экономика отраслей и регионов, экономика предприя­тия и др.;

общенаучные дисциплины – математика, исследование операций, информатика, статистика;

юридические науки – международное, гражданское, трудовое, таможенное, налоговое и другие отрасли права.

Наиболее приемлемым представляется первый подход, суть которого подробно раскрыта российскими учеными И.Н. Герчиковой и Л.Е. Евенко. По их мнению, термин «управление» отличается от термина «менеджмент», в первую очередь тем, что он шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Например, управление техническими системами (автомобилем, станком и т.п.) или управление различными направлениями деятельности организаций (финансовой, маркетинговой, юридической и др.). В тоже время, термин «менеджмент» целесообразно применять к управлению людьми в организациях, причем традиционно, только коммерческих.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в организациях с целью достижения определенных целей. При этом в дальнейшем, имея в виду упомянутые выше различия, термины «управление» и «менеджмент» будут применяться как синонимы.

Особенности менеджмента как вида управленческой деятельности заключаются в том, что он:

  • основан на объективных общенаучных законах;

  • развивается с учетом мировых тенденций и опыта управленческой деятельности;

  • непосредственно зависит от действующего законодательства, проводимой государством экономической политики в области налоговой, инновационной, инвестиционной, кредитной, денежной, таможенной и внешнеэкономической деятельности, от государственного регулирования цен, оплаты труда;

  • находится под влиянием местных органов управления;

  • зависит от культурного уровня населения и экономических субъектов хозяйствования.




2.Внешняя среда организации.

Коммерческая организация – открытая система. Она ограничена от внешней среды, зависит от нее и взаимодействует с ней. Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздей­ствия.

Непосредственно (прямо) на коммерческую организацию влияют:

  • государ­ственные органы;

  • потребители;

  • поставщики;

  • конкуренты;

  • профсоюзы;

  • лица и организации, имеющие финан­совый интерес к ней (акционеры, кредиторы, финансовые и банковские организации, об­служивающие фирму, и другие инвесторы).


Государственные органы устанавливают правила (законы) функционирования экономики. Прямое воздействие на организацию со стороны государства проявляется через законодательные акты, систему налогов и государственные заказы.

Потребители продукции и услуг являются клиентами организации. Они выступают, как основной фактор, влияющий на ее существование и развитие.

Поставщики – предприятия, обеспечивающие ресурсами деятельность организации. К ним относятся поставщики материалов, энергии, оборудования, инструмента, комплектующих и т.п.

Конкуренты – предприятия, производящие аналогичные продукты или оказывающие аналогичные услуги. Во многих случаях они определяют цены на товары и услуги, поэтому контроль за действиями конкурентов, их развитием, политикой на рынках является важнейшей задачей менеджмента.

Косвенно на коммерческую организацию влияют:

  • международные события;

  • состояние экономики государства;

  • политические, социальные, культурные и экологические фак­торы;

  • научно-технический прогресс и развитие новых технологий.

















3.Внутренняя среда организации.

Основными составляющими внутренней среды коммерческой ор­ганизации являются социальная, экономическая, технико-технологиче­ская, организационная и информаци­онная подсистемы.

Социальная подсистема предприятия включает его персонал, систему взаимоотношений между начальниками и подчиненными, организационную культуру предприятия, морально-психологический климат в коллективе. Человек сегодня и в обозримом будущем есть и будет главным источником успеха, несмотря на достижения в области автоматизации производственных и управленческих процессов. Роль этой подсистемы, ее значение будут постоян­но возрастать, так как человек с его потребностями, интересами, целями, мотивами поведе­ния и возможностями развития является центральной фигурой и основным ресурсом современ­ного менеджмента.

Элементами экономической подсистемы являются экономические отношения между собственником предприятия и менеджментом, руководством и исполнителями, включая применяемые системы оплаты труда, систему мотивации и материального стимулирования работников.

Технико-технологическая подсистема предприятия включает три основных элемента:

  • исходные материалы (сырье, комплектующие, топливо и электроэнергия и т.п.);

  • средства переработки (оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, инструменты и др.);

  • технология (способ переработки, с помощью которого исходные материалы и сырье преобра­зуются в готовый продукт или услугу).

Организационная подсистема предприятия представляет собой совокупность структурных подразделений организации, связанных определенной системой подчиненности и взаимодействия. Она представляет собой форму организации, содержание которой обусловливают технико-технологическая, социальная и эконо­мическая подсистемы предприятия.


Информационная подсистема организации – это совокупность коммуникаций, связыва­ющих все элементы других подсистем предприятия.
















4.Управляющая и управляемая подсистемы. Субъект и объект управления.

Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п. ).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

Более того, управляющая и управляемая подсистемы должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.


Во-вторых, в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых, как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.


5.Менеджер, его признаки и роли.

Менеджером является член организации, имеющий в подчинении других работни­ков, действиями которых он уполномочен управлять, неся полную ответственность за их действия.

Отличия менеджера, как представителя особого вида профессиональной деятельности, заключаются в том, что:

  • его работа представляет собой умственный труд, состоящий а основном из трех видов деятельности: аналитической, организационно-административной и воспитательной;

  • он участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

  • объектом его труда является коллектив людей, а предметом труда – информация;

  • в качестве средства труда используется, как правило, вычислительная техника;

  • результатом труда менеджера являются управленческие решения.

Любой менеджер, осуществляя управленческую функцию в соответствии со своей должностью, выступает в роли организатора, администратора, специалиста, дипломата, инноватора, предпринимателя и воспитателя. Как представителю особой профессии, менеджеру присущи определенные признаки:

  • занимает определенную должность

  • имеет власть

  • принимает и реализует управленческие решения

  • управляет людьми

  • профессионально-подготовленный руководитель

Рассматривая требования, предъявляемые к современному менеджеру, необходимо понимать, что они представляют собой совокупность определенных качеств, которыми должен обладать специалист-управленец

К профессиональным требованиям относятся:

  • высокий уровень общего и профессионального образования;

  • практический управленческий опыт и профессиональные навыки;

  • наличие лидерских качеств и умение руководить подчиненными;

  • нацеленность на конечный результат и внимательность к деталям;

  • способность к самостоятельной работе и работе в команде;

  • инициативность и предприимчивость;

  • навыки владения компьютерной техникой и специальным программным обеспечением.


В личностных требованиях, основу которых составляют морально-психологические качества целесообразно выделять:

  • ответственность и надежность;

  • порядочность и честность;

  • коммуникабельность, внимательность к людям;

  • не конфликтность и стрессоустойчивость;

  • способность к обучению (в т.ч. к самообучению и взаимному обучению);

  • стремление к развитию и профессиональному росту;

  • сочетание принципиальности и гибкости.

Как правило, собственник предприятия, нанимает только главного менеджера – руководителя предприятия, который в свою очередь подбирает и назначает на должность других менеджеров и работников организации. В отдельных случа­ях учредительные документы предприятия могут определять и иной порядок, например, предусматривающий наем собственником заместителей руководителя и других менеджеров организации.

6.Разделение труда менеджеров, аппарат управления.

Менеджмент как аппарат управления организацией состоит из управленческих работников – руководителей (менеджеров), специа­листов и служащих.

В структуре любой организации можно выделить два вида разделения труда менеджеров – горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. за ними закрепляется руководство одной или несколькими определенными функциями организации. Такое разделение труда обусловливает создание в организации специальных структурных подразделений: департаментов, управ­лений, отделов, отделений, секций, производств, цехов, участков, бригад, постоянных и временно создаваемых рабочих групп и т.п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от масштабов деятельности организации, отраслевой принадлежности и других факторов. В его основе лежит выделение в управлении трех уровней: стратегического, тактического и оперативного. Выражается оно в организационной структуре, а конкретно – в количестве и составе уровней управления. Обычно выделяется три иерархических уровня менеджмента организации: высший, средний и низший.

Высший уровень руководства вырабатывает общую политику организации и в его компетенции находятся вопросы стратегического управления. В общем случае к нему относятся: руководитель организации и его первые заместители по функциональным областям деятельности. В крупных организациях со сложной структурой управления, к высшему уровню управления относятся, например: председатель совета директоров, председатель наблюдательного совета, председатель правления, президент, их заместителями (вице-президентами).

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики организации, разработанной высшим руководством. В общем случае они занимаются вопросами тактического управления. К этому уровню относятся, как правило, руководители основных структурных подразделений.