ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 399

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К низшему уровню относятся руководители подразделений в составе основных, руководители штатных и временно создаваемых рабочих и творческих групп. Как правило, они являются непосредственными начальниками исполнителей. Сфера их компетенции – оперативное управление.

Чем выше уровень управления, тем больше сложность выполняемых функций. От этого зависит норма управляемости, т.е. оптимальная численность подчиненных у одного менеджера, при которой обеспечивается эффективное руководство. Специалисты рекомендуют исходить их трех основных показателя нормы управляемости:

4-7 человек – когда подчиненные выполняют разные функции;

8-20 человек – когда подчиненные выполняют сходные функции;

21-40 человек – когда подчиненные выполняют одинаковые функции.

7.Цели менеджмента.

Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.

Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше. 
















9.Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте.

Процессный подход – хронологически является первым среди научных под­ходов в менеджменте. В его развитии принято выделять три этапа.

Первый – с 20-х до 40-х гг. XX в. На этом этапе управление рассматривалось как, последовательность повторяющихся взаимосвязанных процессов: планирования, органи­зации, мотивации и контроля. Это и составило основу процессного подхода.


Второй этап – с 40-х гг. до конца прошлого века. Управление отождествлялось с управленческими решениями и изучалось как процесс, включающий три стадии: принятие управленческого решения, организацию и контроль его исполнения.

Новый, третий этап в развитии процессного подхода начался совсем недавно, в 90-х гг. прошлого столетия и получил название «реинжиниринга бизнес-процессов».

Под «процессом управления» понимается определенная совокупность логично связанных между собой управленческих действий, направленных на обеспечение достижения поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» организации в продукцию или услуги на ее «выходе»

Совокупность логически взаимосвязанных и последовательно проводимых операций по решению определенной задачи называют управленческой процедурой. Способ выполнения управленческой процедуры при рациональном распределении управленческих операций между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.

К основным свойствам процесса управления относят:

свойство цикличности, свойство флуктуации, свойство непрерывности

свойство дискретности

свойство необходимой последовательности этапов

свойство цикличности

свойство инерциональности

Системный подход в менеджменте

Суть системного подхода в менеджменте заключается в следующем:

  • организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов (Error: Reference source not found);

  • решающее значение имеет правильное выявление подсистем и элементов, их функций, свойств и взаимосвязей между ними;

  • функционирование любого объекта управления изучается во взаимодей­ствии его с внутриорганизационным окружением и внешней средой.

При системном подходе организация рассматривается как сложная социально-экономическая система, которая является объектом управления. Она характеризуется составом звеньев управления и связями между ними: экономическими, социальными, психологическими и др.

Звено управления определяется как обособленная единица системы управления, выполняющая специальные функции.

В зависимости от сочетания полномочий и функций различают:

линейное звено управления – объем полномочий равен объему выполняемых функций.

функциональное звено управления – объем полномочий ограничен одной или несколькими функциями организации.

При системном подходе рассматривается механизм управления, основными элементами которого выступают:

принципы менеджмента, функции менеджмента, методы менеджмента, стили управления

Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-х гг. XX в. в дополнение к системно­му.

Центральным моментом в ситуационном подходе является понятие «ситуация» – конкретная совокупность факторов и условий внешней и внутренней сред, которые оказывают непосредственное влияние на организацию в данное время


Ситуационный подход устанавливает, что пригодность различных концепций, форм, мето­дов и способов управления определяется конкретной ситуацией.

Согласно этому подходу, главная задача менеджера заключается в правильном ана­лизе и интерпретации сложившейся ситуации. Данный подход пытается увязать конкретные методы менеджмента с конкретными ситуациями для то­го, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации.

10.Сущность функций менеджмента и их классификация.

Функция управления – это обособленная в результате специализации и разделения труда управлен­ческая деятельность, которая представлена как самостоятельный, особый ее вид. Их принято подразделять на две большие группы: общие и специальные.

Общие функции управления раскрывают содержание любого процесса управления, как последовательную цепь циклически повторяющихся действий, включающую: планирова­ние, организацию, мотивацию и контроль

Планирование – это начало управленческого цикла, в ходе которого устанавливаются цели, определяются задачи и действия, обеспечивающее их выполнение. Этот этап управленческой деятельности предполагает анализ существующей ситуации и позволяет скоордини­ровать усилия исполнителей в направлении достиже­ния поставленных целей.

Организация – это распределение задач и ресурсов между исполнителями (отдельными сотрудниками, группами и структурными подразделениями), установление системы их взаимодействия, осуществле­ние координации их действий для реализации планов и принятых решений.

Мотивация – это целенаправленное побуждение сотрудников к осознанно добросовестной и эффективной работе.

Контроль – это сравнение реально достигнутых ре­зультатов с запланированными на основе информации о результатах деятельности с целью устранения выяв­ленных отклонений или итоговой оценки эффективности реализации планов и принятых решений.

Специальные функции определяют специфику процесса управления в конкретных областях деятельности организации. При этом он разделяется по направлениям, в рамках которых повторяются и воспроизводятся управленчес­кие циклы. Состав специальных функций определяется областями деятельности организации и напрямую связан с ее функциями.

Любая функция управления (как общая, так и спе­циальная) имеет четкое содержание и разработанный процесс ее осуществления. Содержание функции определяет, какие действия осуществляются в ее рамках. Процесс реализации – задает логическую последовательность осуществляемых в рамках функ­ции действий, т.е. их очередность, обязательную для выполнения. Когда цели, преследуемые определенным управлен­ческим действием, достигнуты, это означает, что свя­занный с ними управленческий цикл завершен.











11.Специальные функции управления, их взаимосвязь с общими функциями.


Специальные функции определяют специфику процесса управления в конкретных областях деятельности организации.

Во множестве направлений деятельности организаций, можно выделить несколько наиболее важных управленческих функций, которые обеспечивают деятельность любой организации: управление производством, маркетингом, финансами, персоналом, сбором и анализом информации.

Управление производством – это управление про­цессами преобразования ресурсов в продукт: разработкой и проектированием про­дуктов; закупкой сырья, материалов, полу­фабрикатов и комплектующих; организацией процесса производства, включая выбор технологии и методов изготовления продукта; хранением закупленных исходных материалов, продуктов незавершенного производства и гото­вой продукции; обеспечением качества продукции.

Управление маркетингом предполагает управ­ление следующими процессами: изучением рынка; ценообразованием; рекламой; системой сбыта; распределением готовой продукции.

Управление финансами – это управление процес­сами формирования и движения финансовых средств организации. В этих целях осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег; оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналом направлено на формирова­ние и эффективное использование потенциала работников. Для этого необходимы: подбор и расстановка кадров; обучение и развитие кадров; оплата труда; создание условий труда; поддержание отношений с профсоюзами и разре­шение трудовых споров.

Управление сбором и анализом информации предполагает создание системы коммуникаций и направлено, в том числе, на обеспечение руководства информацией, необходимой для оценки эф­фективности функционирования организации, выявления проблемных ситуаций и принятия управленческих решений.

Общие и специальные функции также взаимосвязаны. Они образуют единую систему, так как характеризуют процесс управления с двух сторон – во времени и пространстве. Выполнение каждой специальной функции управления предполагает исполнение всех общих функций управления. Так, например, маркетинг планируется, организуется, мотивируется и контролируется так же, как любая другая специальная функция.

Чтобы обеспечить эффективную работу организации, ее менеджмент должен реализовывать все функции управления. Однако варианты их исполнения могут быть разными. Например, функции можно выполнять с помощью собственных структурных подразделений организации, что характерно для крупных фирм. Другой вариант – покупка готовых товаров (электроэнергии, инструмента и т.п.) или услуг (научно-исследователь­ских, конструкторских и технологических разработок, юриди­ческих, бухгалтерских, маркетинговых и др.). Этот вариант ис­пользуют в основном мелкие и средние фирмы.








12.Планирование как функция менеджмента.

Планирование – это выбор целей и составление плана действий по их достижению. Его цель заключается определение будущего состояния и перспектив развития организации или ее отдельных элементов.

Выделяют стратегическое, тактическое и оператив­ное планирование. Стратегический уровень обеспечивает достижение стратегических целей, будущую жизнеспособность и эффективность различ­ных направлений деятельности организации. Такти­ческое планирование ориентировано на реализацию важных этапов достижения стратегических целей. Опе­ративное планирование направлено на достижение ор­ганизацией оперативных целей, решение текущих за­дач, стоящих перед ней. Оно в наибольшей степени конкретно и детально по содержанию.

Процесс пла­нирования зависит от множества факторов, важ­нейшими из которых являются:

  • субъект планирования, его квалификация и профессиона­лизм;

  • объект планирования и его важность в деятельности организации;

  • период (сроки) планирования;

  • применяемые принципы, методы и приемы планирования;

  • используемые средства планирования, в том числе вычислительная техника;

  • порядок согласования планов с вышестоящими и взаимодействующими организациями.

В общем виде содер­жание планирования включает:

  • определение цели (целей);

  • формулировку задач, которые надо решить для достижения цели;

  • установление этапов, перечня, последовательности и временных параметров выполнения мероприятий (работ), реализация которых обеспечивает решение задач;

  • определение ресурсов, необходимых для достижения цели и распределение их по этапам выполнения работ;

  • выбор (разработку) способов выполнения запланированных мероприятий

  • оформление планов.

Эффективность планирования обеспечивается соблюдением ряда принципов, формулируемых, как требования:

  • планирование должно быть рациональ­ным и экономически обоснованным, т.е. обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами времени, финансов и других ресурсов;

  • цели должны быть достижимыми, а задачи выполнимыми. Их содержание должно соответствовать реальным возможностям организации и исполнителей;

  • планирование должно быть достаточно гибким, чтобы в процессе реали­зации планов и принятых решений можно было по мере необходимости вносить в них изменения.








13.Организация как функция менеджмента.

организация-как общая функция менеджмента, представляющая собой управленческую деятельность, направленную на создание условий для успешного выполнение принятых решений и реализации планов.

Цель организации, состоит в обеспече­нии выполнения запланированных действий и дости­жения поставленных целей. В процессе реализации данной функции взаимодействуют три основных ком­понента: люди, отношения между ними и ресурсы, затрачиваемые в процессе труда.