Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Сущность, функции и фундаментальные свойства ценных бумаг)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) выплачиваемый (начисляемый) – это доход, который выплачивает эмитент инвестору в соответствии с условиями выпуска ценной бумаги;

2) дифференциальный – это доход, который может быть получен от разницы в рыночных ценах по ценной бумаге.

Инвестиционные и неинвестиционные ценные бумаги. В зависимости оттого, в каком качестве ценная бумага обращается на рынке, она может быть:

• инвестиционной (капитальной) – это ценная бумага, которая приносит её владельцу инвестиционный доход. Выражаясь иначе, это ценная бумага как объект для инвестирования, или как объект для вложения денег в качестве капитала, или как доходный рыночный актив, т.е. то, что приносит желаемый инвестором вид дохода. К инвестиционным ценным бумагам в обычных условиях всегда относятся акции и облигации как ценные бумаги, приносящие процентный или дивидендный доход, иначе – просто доходные ценные бумаги;

• неинвестиционная – это ценная бумага, обращение которой на рынке не приносит дохода (инвестиционного) ее владельцу. Обычно неинвестиционными являются ценные бумаги, обслуживающие расчеты на товарных или других рынках. Чаще всего в этой роли выступают коносаменты, складские свидетельства, чеки.

Когда говорят о рынке ценных бумаг как о рынке, то обычно под этим имеют в виду рынок именно инвестиционных, а не всех ценных бумаг. Но неправильно было бы относить к инвестиционным только те ценные бумаги, которые приносят определенный условиями их выпуска доход (выплачиваемый доход), т. столько доходные ценные бумаги. Любая ценная бумага, включая ее бездоходные виды, конечно, при соответствующих обстоятельствах может стать источником дохода в форме разницы в ее рыночных ценах (дифференциальный доход).

Деление ценных бумаг на инвестиционные и неинвестиционные есть не деление их по конкретным юридическим видам, а деление по тому, какую роль они на самом деле выполняют на рынке. Например, акция, которая не обращается на рынке и соответственно не имеет рыночной цены, дивидендный доход по которой ниже уровня инфляции в стране, не имеет никакого отношения к инвестиционной ценной бумаге, так как не является источником увеличения капитала ее владельца. Но даже если акция и имеет рыночную пену, которая вместо ее увеличения, наоборот, систематически снижается и, соответственно, вложенный в нее капитал инвестора все уменьшается, то и такая акция никакие отвечает понятию инвестиционной ценной бумаги.


В зависимости от наличия номинала ценные бумаги подразделяются на:

• номинированные – это ценные бумаги, имеющие номинальную стоимость, или номинал, в денежном выражении;

• неноминированные – это ценные бумаги, не имеющие номинальной стоимости. Они могут существовать в двух видах:

1) относительно номинированные – это ценные бумаги, имеющие номинальную стоимость в относительном выражении (в долях);

2) абсолютно неноминированные – это ценные бумаги, по которым номинал не может быть определен вообще.

Юридически номинальная стоимость ценной бумаги, или номинал ценной бумаги, – это абсолютная денежная величина, фиксируемая в ценной бумаге при ее выпуске. Это может быть денежная сумма, которую эмитент обязуется вернуть инвестору при гашении долговой ценной бумаги, или из которой складывается собственный (уставный) капитал инвестора как юридического лица. По российскому законодательству инвестиционные ценные бумаги должны иметь номинальную стоимость, кроме ценных бумаг, представляющих собой пай (долю), к которым относятся инвестиционные паи и ипотечные сертификаты участия. В других странах разрешается даже выпуск акций без номинальной стоимости, причиной чего является избежание налогообложения их выпуска (налог на эмиссию уплачивается с номинальной стоимости эмитируемых акций).

С точки зрения сущности любого эмиссионного отношения, лежащего в основе любой ценной бумаги, всегда имеет место процесс передачи определенной величины стоимости от инвестора к эмитенту. Величина передаваемой стоимости и есть номинал эмиссионного отношения, или ценной бумаги, в экономическом его понимании. В этом, экономическом, смысле безноминальных ценных бумаг просто не существует по самой природе эмиссионного отношения как формы отношения отчуждения. Какая-то стоимость всегда должна быть отчужден а инвестором, чтобы возникла ценная бумага. Безноминальность паевых ценных бумаг вытекает из того, что размер стоимости, реально передаваемой инвестором эмитенту пая и обратно, колеблется от пая к паю, а потому он не может быть зафиксирован в качестве юридического номинала пая ни в абсолютном размере, ни относительно.

Что же касается выпуска акций без указания номинала в денежном выражении, то на самом деле у них номинал есть, только он фиксируется не в абсолютной величине, а в относительном размере – в виде доли акции в уставном капитале компании. Например, объявляется, что выпускается такое-то количество акций, каждая из которых есть одна миллионная доля уставного капитала акционерного общества. Если таким путем будет собран общий капитал размером 100 млн руб., то это означает, что фактически номинальная стоимость одной акции составила 100 руб., хотя юридически данная акция не имеет номинала, поскольку эти 100 руб. не были зафиксированы в качестве номинала акции при ее эмиссии (имеется в виду момент эмиссии до начала собственно продажи акции на рынке).


Следовательно, потенциально возможная безноминальность акции нетождественна безноминальности инвестиционного пая. Безноминальность акции есть скрытая, или опосредованная, форма существования се номинала. Безноминальность инвестиционного пая есть отсутствие юридического номинала вообще, или, выражаясь иначе, невозможность распространения требования наличия (юридического) номинала на данный вид ценных бумаг.

Первоначальной формой фиктивного капитала выступали облигации государственных займов. В последующем появились акции и корпоративные облигации. Поэтому современная структура фиктивного капитала включает три основные формы, а именно: акции, корпоративные облигации и государственные облигации. Эти три формы составляют классические виды ценных бумаг. Все другие виды ценных бумаг считаются производными от классических.

Облигации отражают кредитные отношения. Выпускаются в обращение, т.е. продаются эмитентами – частными и государственными юридическими лицами на определенный срок. По истечении этого срока они выкупаются обратно. Облигации гарантируют возврат вложенных средств и получение установленного стабильного дохода в виде процента либо дисконта.

Акции отражают отношения совладения капиталом. Их выпускают в обращение эмитенты – юридические лица на все время существования эмитента, т.е. по существу бессрочные. Они предоставляют право получения части прибыли в дивиденда (обыкновенные и привилегированные акции), а также право участия в управлении капиталом (только обыкновенные акции). Стабильность дохода, который приносят обыкновенные акции, не гарантируется в отличие от привилегированных[10].

Корпоративные облигации представляют собой долгосрочные и среднесрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг.

Облигации могут отличаться доходностью, сроком действия, целевым назначением, быть обеспеченными или необеспеченными и др. В развитых странах существует большое разнообразие видов корпоративных облигаций. Корпоративные облигации преобладают в структуре источников финансирования экономики, занимая более 70% всех средств, привлекаемых через рынок ценных бумаг. Их приоритет обусловлен долгосрочностью и постоянством отношений собственности.

Облигации имеют нарицательную стоимость (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость указывается на самой облигации и обозначает сумму, которая предоставляется взаймы и подлежит возврату по окончании срока займа. Она является базовой величиной для расчета дохода, который приносит облигация. Процент, либо дисконт, по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за определенный период времени рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценой приобретения облигации. Облигации, как правило, имеют относительно высокую номинальную стоимость и ориентированы на состоятельных индивидуальных и институциональных инвесторов. В этом заключается одно из их отличий от акций, номинальная стоимость которых устанавливается в расчете на более широкий круг инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная стоимость – величина условная, так как они продаются и покупаются преимущественно по ценам, не привязанным к номиналу (могут выпускаться акции без указания номинала), то для облигаций номинальная стоимость является важным параметром, значение которого не меняется в течение срока действия облигационного займа. По первоначально установленной величине номинала облигации погашаются после окончания срока их обращения.


С момента эмиссии облигации и до погашения они продаются и покупаются на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже, равна или выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости от двух главных качеств самого займа, а именно:

• перспективы получения номинальной стоимости облигаций при их погашении (чем ближе срок погашения в момент их приобретения облигации, тем выше ее рыночная цена);

• права на получение регулярного фиксированного дохода (чем выше доход от облигации, тем выше ее рыночная цена).

Облигации, как и другие ценные бумаги, являются объектом инвестирования и приносят владельцам доход. Общий доход по облигации включает следующие составляющие:

• периодически выплачиваемые проценты (купонный доход);

• изменение стоимости облигации за определенный период времени;

• доход от реинвестирования* выплаченных процентов.

Облигации, в отличие от акций, приносят держателям фиксированный текущий доход. Он представляет собой так называемый постоянный аннуитет, т.е. право получать ежегодно фиксированную денежную сумму в течение ряда лет. Проценты по облигациям, как правило, выплачиваются один – два раза в год (купонный доход). Чем чаще они выплачиваются, тем больший потенциальный доход приносят облигации, поскольку полученные проценты могут быть реинвестированы.

Общий доход от облигаций, как правило, ниже, чем от других видов ценных бумаг. Это связано с более высокой надежностью облигаций по сравнению, например, с акциями. Доходы по облигациям существенно меньше подвержены влиянию циклических колебаний экономики и изменений конъюнктуры рынка[11].

Доходность облигаций. При определении эмитентами параметров выпускаемых облигационных займов, выборе инвесторами облигаций, формировании профессиональными участниками фондового рынка инвестиционных портфелей и т.д. возникает необходимость сделать сравнительную оценку эффективности облигационных займов. Эта оценка сводится, главным образом, к определению доходности облигаций. Доходность облигаций в общем виде представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат, т.е. является относительным показателем. Доходность облигаций можно разделить на текущую и полную. Показатель текущей доходности характеризует размер поступлений дохода от облигации за текущий период времени – как правило, год. Текущая доходность является простейшей характеристикой облигаций. Пользуясь только ею невозможно выбрать наиболее эффективный вариант инвестирования средств, поскольку этот показатель не отражает изменение стоимости облигаций за период владения ими. Рассчитанная таким способом текущая доходность бескупонных облигаций будет равна нулю, однако доход по ним в форме дисконта все равно возникнет.


Акции. По признаку получения дохода акции делятся на обыкновенные и привилегированные. Дивиденды, т.е. часть прибыли, выплачиваемые по обыкновенным акциям, зависят от колебаний размера прибыли компании и, как правило, они ниже доходов от привилегированных акций. Обыкновенные акции, в отличие от привилегированных, предоставляют владельцу право голоса на общем собрании акционеров. Кроме того, владельцы любых видов акций имеют первоочередное право на приобретение новых акций, выпускаемых компанией, а также право на определенную часть имущества компании при се ликвидации. По другим признакам акции могут быть предъявительскими и именными, одноголосыми и многоголосыми и т.д. Акции имеют три формы стоимости: нарицательную, балансовую (отношение чистой стоимости активов компании к числу выпущенных акций) и рыночную. Оценка потенциального дохода от акций осуществляется так же, как по облигациям, т.е. доход от полученных дивидендов и прирост капитала связаны с изменениями цены. Однако размер дивидендов зависит от чистой прибыли компании, величина которой весьма нестабильна и не может быть гарантирована. Поэтому дивидендный доход, хотя и важен, но имеет второстепенное значение по сравнению с доходностью капитала по акциям. Другие аспекты стоимостных характеристик акций заметно отличаются от облигаций.

Существенным является учет стадии развития сектора деятельности эмитента (производимого продукта, услуги), а также этапа экономического цикла, на котором находится его компания. Продукт (услуга) может быть в стадии активного продвижения на рынок или вытеснения его оттуда конкурентами. Важно также, находится ли компания на этапе расширения или вынужденного свертывания масштабов своей деятельности. Все это необходимо учитывать при оценке стоимостных характеристик инвестиций в акции и, в определенной мере, – в корпоративные облигации.

Отношение цены к доходу на акцию. Этот показатель обычно используется для ориентировочного сопоставления качества акций компаний одного сектора (отрасли) деятельности. Сравнение акций компаний одной отрасли разных стран, тем более разных отраслей деятельности, с помощью отношения пены к доходу не дает объективной картины. Он позволяет приблизительно оценить срок окупаемости затрат на приобретение акций компании при условно предполагаемом постоянном уровне ее прибыльности. Высокие значения отношения цены к доходу могут свидетельствовать о завышенной, спекулятивной стоимости акций на рынке, или отражать большую уверенность инвесторов в потенциальном росте доходов компании.