Файл: «Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налогообложение является одной из важнейших проблем жизни общества. Оно затрагивает все социально – экономические сферы современности. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. За счёт налогов государство содержит отрасли непроизводственной сферы, обеспечивает обороноспособность страны, финансирует органы власти и управления, реализует перспективные научные и производственные программы. Система налогов оказывает существенное влияние на формирование цен. От налогов зависят как величины цен, так и их динамика; цены же, в свою очередь, во многом определяют размеры налоговых поступлений в бюджет.

Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это естественно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Но, независимо от этого, любая налоговая система должна отвечать таким требованиям как равенство налогообложения, справедливость, а также эффективность налогообложения. Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Таким образом, в настоящее время налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства.

Приведённые и иные соображения обусловили выбор темы курсовой работы.

Целью настоящей работы является исследование состояния и анализ налоговой системы РФ и её роли в регулировании рынка. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
  2. изучить принципы построения налоговой системы;
  3. проанализировать правовые основы налогообложения в России;
  4. выявить особенности налоговой системы Российской Федерации;
  5. определить проблемы налоговой системы РФ и сформулировать предложения по их решению;
  6. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка.

Нормативную базу курсовой работы образуют: Конституция РФ, федеральное законодательство, регулирующее отношения в области налогообложения, опубликованная судебная практика Конституционного Суда РФ.

Теоретическую основу работы составляют труды таких учёных, как А.В. Брызгалин, Е.Ю. Грачёва, А.Н. Гуев, М.Ф. Ивлиева, Ю.А. Крохина, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.А. Родионова и др. Работы этих авторов предоставили возможность воспользоваться не только концептуальными положениями об институте налогообложения, но и конкретными выводами и оценками, касающимися эффективности налоговой системы в Российской Федерации.

Структура курсовой работы сформирована в соответствии с задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются его цель и задачи.

Первая глава посвящена теоретическим вопросам налоговой системы. Изначально даётся определение таким понятиям, как «налог», «налогообложение», «налоговая система». Изучаются принципы построения налоговой системы.

Вторая глава работы рассматривает налоговую систему Российской Федерации. Здесь анализируются юридические основы налогообложения, раскрываются особенности налоговой системы России, исследуется роль налоговой системы.

В заключении обобщаются сделанные в ходе исследования выводы и предложения.

Глава I. Понятие налоговой системы

1.1 Понятие и сущность налогов. Правовое значение объекта налогообложения

В широком смысле под налогами понимаются «обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет»[1]. Юридическое лицо, по гражданскому законодательству РФ - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо в гражданском праве - отдельный гражданин (российский либо иностранный гражданин, а также лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием[2].


В узком смысле под налогом понимается «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[3].

Социально – экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие основные функции:

  1. фискальную;
  2. регулирующую;
  3. распределительную (социальную);
  4. контрольную.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Распределительная функция налогов носит фискальный характер и регулирует организацию хозяйственной деятельности государства через налоговый механизм. Данная функция поддерживает социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Контрольная функция помогает в осуществлении оценки эффективности налогового механизма, обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Е.Н. Виноградова[4] также выделяет следующие подфункции в налоговом регулировании:

  1. стимулирующую;
  2. дестимулирующую;
  3. воспроизводственную;
  4. поощрительную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например путём реализации государством защитных, протекционистских функций экономической политики.

Воспроизводственную подфункцию налогов несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды и т.д. Такие налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.


Поощрительная подфункция налогов выражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определённых налоговых льгот.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налога – лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.

Объект налога – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину, сумму налога.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта, с помощью которой определяется налоговая база: 1 руб., 1 МРОТ, 1 кв. м. земли.

Налоговая база – количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Виды ставок: процентные, в твёрдой денежной сумме, в определённом размере кратности к МРОТ, смешанные (сочетание денежной и процентной формы).

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Льготы – способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодателем. Виды льгот: установление не облагаемой налогом части объекта налогообложения (необлагаемого минимума); изъятие из объекта налога отдельных его составляющих частей; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определённый срок; понижение налоговых ставок и др.

Порядок уплаты – это способ, форма и сроки уплаты налога. Сроки уплаты определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти. Форма уплаты налога: внесение платежей частями (в том числе авансовых) в течении налогооблагаемого периода в установленные сроки с окончательным расчётом и уплатой суммы налога по окончанию периода, разовая уплата всей суммы налога; в наличной форме или путём безналичных расчётов.»[5]


Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это - главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. «И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения (общественного отношения, урегулированного нормами налогового права[6]), напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги.»[7]

Итак, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учёта объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава - ставкой налога, определяет также и объём налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объём налоговой обязанности. В этом проявляется учёт возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).