Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Исторически обоснованные проблемы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо затронуть еще один вопрос: имеет ли право прокурор истребовать для проверки дела оперативного учета, находящиеся в производстве, по которым решение еще не принято и продолжается осуществление оперативно-розыскных мероприятий?

В настоящий момент прокуроры повсеместно знакомятся с делами, по существу, изымая их на длительный период из оперативно-розыскного производства. Подобную практику следует признать порочной и не соответствующей закону по ряду причин. Первая. Временно изымая дела, прокуроры, по сути, парализуют оперативную разработку и проверку проходящих по таким делам лиц. Вторая. Проверка находящихся в производстве дел оперативного учета фактически превращает прокурорский надзор в текущий контроль за работой по делам, что грубо нарушает закон (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре). Третья. При таком подходе к надзорной проверке трудно обеспечить режим секретности и конспирации в оперативно-розыскной деятельности, без чего, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, оперативно-розыскная деятельность утрачивает смысл10. Четвертая. Работу по делам оперативного учета следует рассматривать как негласное производство (негласное расследование), соответственно, такие дела должны истребоваться для надзорной проверки в порядке, установленном для истребования материалов проверок. Здесь целесообразно обратиться к решениям Верховного Суда Российской Федерации, где формулируется правовая позиция относительно права прокурора истребовать материалы проверки у следователя.

Оговорившись, что ст. ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре включены в главу третью указанного закона, устанавливающую предмет надзора и полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что в соответствии со ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за такими органами устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Из буквального толкования этой нормы следует, что прокурор вправе истребовать материалы проверок лишь в том случае, если по их окончании вынесены соответствующие процессуальные решения1 11. Представляется, что данная правовая позиция может быть распространена и на порядок истребования дел оперативного учета.

Прокуроры часто требуют представления им не только статистических и иных сведений в рамках предмета проверки, но и проведения аналитической работы и систематического (например, раз в неделю или месяц) представления каких-либо материалов и сведений, вводя тем самым не предусмотренные нормативными актами формы отчетности12. Такие решения прокурора возлагают дополнительные обязанности на оперативно-розыскные органы и могут быть обжалованы в суд.


Анализ практики показывает, что прокурор, надзирающий за исполнением Закона об ОРД, далеко не всегда прав, и интересы борьбы с преступностью требуют от оперативных подразделений отстаивать свою позицию. Для того чтобы обеспечить законность и режим секретности при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, руководителям органов внутренних дел и оперативных подразделений необходимо предпринять ряд организационных мер.

Перечислим предлагаемые меры.

  1. В оперативном подразделении надлежит выделить сотрудника по взаимодействию с прокурором, осуществляющим надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Это может быть заместитель начальника оперативного подразделения либо оперуполномоченный, закрепленный по линии организации оперативной работы (линия «А»), В должностной инструкции сотрудника требуется предусмотреть соответствующие обязанности.
  2. В УМВД по области или органе внутренних дел целесообразно издать нормативный правовой акт, регулирующий порядок представления прокурору оперативно-служебных документов.
  3. Практиковать регулярные выступления на служебных совещаниях и занятиях по служебной подготовке сотрудника, осуществляющего взаимодействие с прокурором, уполномоченным надзирать за оперативно-розыскной деятельностью.
  4. В органе внутренних дел выделить помещение для представления прокурору оперативно-служебных документов.
  5. Провести в подразделении изучение законов об ОРД, о прокуратуре, о государственной тайне, постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», указания Генпрокуратуры России № 215/69 и МВД России № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» с принятием зачетов.
  6. Регулярно рассматривать типичные нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и разрабатывать меры по их недопущению.

Заключение

Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.


Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью - это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами.

Однако данное направление прокурорского надзора, в соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Для преодоления данных проблем необходимо устранить пробелы, существующие в законодательстве, четко закрепить механизм контроля за ОРД, ее законностью и обоснованностью. Отсутствие четкой законодательной регламентации порядка и оснований проведения оперативных мероприятий, их чрезмерная засекреченность, невозможность исследования полного объема оперативных документов, все это создает широкое поле для злоупотреблений, пресечение которых не всегда возможно.

Библиографический список

  1. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.
  2. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 19.12.2016) // Рос. газета. 1992. 18 февр.
  3. Ласкина Н. В. Прокурорский надзор : учебник. М., 2012.
  4. Ильин И. А. О сущности правосознания. М„ 1993. С. 20.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 11, ст. 1536.
  6. Типовая форма решения о проведении проверки утверждена приказом Генпрокуратуры России от 17 марта 2017 г. № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
  7. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (ред. от 29.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 7, ст. 762.
  8. Киселев А. П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) (Подготовлен для системы «Консультант Плюс», 2008). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  9. Прокуроров нет в числе адресатов результате^ оперативно-розыскной деятельности (Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю и в суд: приказ МВД России № 776,
  10. СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. // Рос. газета. 2013.
  11. Постановление Верховного Суда Российской Федера ции от 7 октября 2013 г. № 18-АД13-21.
  12. Такая практика была признана не соответствующей Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 9, ст. 1389).
  13. В.И. Гладких, П.В. Федотов, Р.Н. Шумов. Прокурорский надзор. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2011. – 256 с.
  14. А.Г. Маркушин. Оперативно-розыскная деятельность. - М.: Юрайт, 2012. - 400 с.
  15. А.Л. Протопопов. Прокурорский надзор за расследованием убийств. - М.: Юридический центр, 2006. - 288 с.
  16. И.И. Бранчель, А.В. Солтанович, А.М. Хлус, В.М. Хомич. Оперативно-розыскная деятельность. Пособие для студентов вузов. - М.: Тетралит, 2014. - 352 с.
  17. А.Г. Маркушин. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 400 с.
  18. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". - М.: Эксмо, 2015. - 128 с.
  19. А.Г. Маркушин. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 400 с.
  20. Федеральный закон "О прокуратуре РФ". - М.: Эксмо, 2016. - 96 с.
  21. А.Г. Маркушин. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 302 с.
  22. С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. - М.: Норма, 2015. - 400 с.
  23. В.Ф. Луговик, С.М. Лугович. Правовой статус оперуполномоченного при проведении оперативно-розыскных мероприятий. - М.: Инфра-М, 2018. - 156 с.