Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы 2.1 отметим следующее: в 2014 г. прирост налоговых поступлений составил 51%, в том числе за счет существенного роста (на 88%) поступлений по НДФЛ.

Налог на прибыль – федеральный налог, который занимает существенную роль в регулировании бюджетной системы Российской Федерации. Изначально данный налог было пределен как источник формирования доходов федерального бюджета.

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 годы представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 [28]

Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 гг., млрд. руб.

Наименование показателя

Характеристика показателя

Анализируемый период

2016

2017

2018

Налоговые поступления

Абсолютное значение

7921

8467

9202

Базисный индекс

1,0000

1,0689

1,1617

Цепной индекс

1,0000

1,0689

1,0868

Налог на прибыль

Абсолютное значение

411

483

426

Базисный индекс

1,0000

1,1752

1,0365

Цепной индекс

1,0000

1,1752

0,8820

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Абсолютное значение

2181

2353

2593

Базисный индекс

1,0000

1,0789

1,1889

Цепной индекс

1,0000

1,0789

1,1020

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Абсолютное значение

1750

1719

1817

Базисный индекс

1,0000

0,9823

1,0383

Цепной индекс

1,0000

0,9823

1,0570

Акцизы

Абсолютное значение

521

491

524

Базисный индекс

1,0000

0,9424

1,0058

Цепной индекс

1,0000

0,9424

1,0672

Платежи за пользование природными ресурсами

Абсолютное значение

2885

3271

3684

Базисный индекс

1,0000

1,1338

1,2769

Цепной индекс

1,0000

1,1338

1,1263

Прочие налоги и сборы

Абсолютное значение

173

150

158

Базисный индекс

1,0000

0,8671

0,9133

Цепной индекс

1,0000

0,8671

1,0533


В ходе анализа данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2018 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы.

Наибольший темп прироста произошел по налогу на прибыль в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составил 17,52%, абсолютное значение увеличилось с 411 млрд. руб. до 483 млрд. руб.

Следующий значимый прирост отмечен по платежам за пользование природными ресурсами и составляет 13,38%.

Что касается 2018 г., то по сравнению с 2016 г. наибольший прирост отмечен по платежам за пользование природными ресурсами – 27,69%, прирост по налогу на прибыль незначителен – 3,65% и занимает лишь третью позицию. К концу 2018 г. сумма налога в общ6ей сложности составила 426 млрд. руб.

Далее рассмотрим динамику цепного показателя, характеризующего налоговые поступления в федеральный бюджет. За 2017 г. темп прироста поступлений наибольший именно по налогу на прибыль.

За 2018 г. по сравнению с 2017 г. прирост по платежам за пользование природными ресурсами, а вот что касается налога на прибыль, то здесь, напротив, отмечено снижение поступлений на 12%.

Структура налоговых поступлений представлена в таблице 2.3 Таким образом, согласно таблице 2.2, наибольшую долю в структуре налоговых поступлений федерального бюджета за 2018 г. занимают платежи за пользование природными ресурсами – 40%, доля налога на прибыль – около 4%.

Таблица 2.3

Структура налоговых платежей в федеральный бюджет РФ за 2016-2018 гг., %

Наименование показателя

2016

2017

2018

Налоговые поступления

100,00

100,00

100,00

Налог на прибыль

5,19

5,70

4,63

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

27,53

27,79

28,18

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

22,09

20,30

19,75

Акцизы

6,58

5,80

5,69

Платежи за пользование природными ресурсами

36,42

38,63

40,03

Прочие налоги и сборы

2,18

1,77

1,72

Если приведенные налоговые доходы выразить в денежном выражении, то налог на прибыль составил за 2018 год 2 877 млрд. руб., налог на добычу полезных ископаемых – 2 906 млрд. руб., налог на добавленную стоимость – 2 843 млрд. руб., акцизы – 1 328 млрд. руб.


По приведенным данным из отчета федерального бюджета можно сделать вывод, что налог на прибыль организаций занимает значительную долю в формировании налоговых доходов, и даже превысил значение суммы налога на добавленную стоимость на 33 млрд. руб. в данном отчетном году.

Из представленной динамики можно сделать вывод, что значительный спад поступлений налога на прибыль организаций произошел в 2014 году и 2015 году. На это изменение могло повлиять экономический спад страны, высокий уровень инфляции, снижение инвестиционной активности, а также резкий спад национальной валюты.

Но с 2016 года поступления по налогу на прибыль стали стремительно увеличиваться.

Это связанно с увеличением экспортной выручки, увеличением прибыли от внереализационной деятельности за счет положительных курсовых разниц и увеличением доходов организаций в виде дивидендов. Также с 2016 года нераспределенная прибыль иностранных организаций, которые ведут свою предпринимательскую деятельность в России, стала облагаться налогом. Поэтому у иностранных организаций появился стимул распределять данную прибыль.

Приведем структуру налоговых доходов в виде налога на прибыль и их суммы, поступившие в федеральный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года.

Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние 6 лет представлена в таблице приложения А.

Динамика поступления доходов федерального бюджета за 2012 - 2015 года характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 2012 год до 19,9% к ВВП за 2014 год и увеличением до 20,4% к ВВП за 2015 год, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП.

Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.

Ставка НДПИ в период кризиса 2008–2011 годов для нефтегазовой отрасли оставалась неизменной. После 2011 года наблюдается увеличение ставки НДПИ на нефть в 2 раза к 2017 году.

По итогам 2016 года в сравнении с 2015 годом: снижение доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) составило 1,7 п.п., что связано прежде всего с падением нефтегазовых доходов (на 2,2 п.п.)). При этом поступление ненефтегазовых доходов увеличилось на 0,5 п.п.

Фактический объем поступивших доходов за 2017 г. на 91,5 млрд рублей (на 0,7%) превысил уровень доходов, предусмотренный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год». В 2017 году по сравнению с 2015 годом (сопоставимы по методике расчета ВВП) доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снизились на 2,6 процентного пункта, при этом нефтегазовые доходы сократились на 3,8 процентного пункта.


Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде существенно сократилась с 50,2% в 2012 году до 36,0% в 2017 году.

В 2018 г. снижение доходов федерального бюджета обусловлено в первую очередь динамикой нефтегазовых поступлений, которые сокращаются. Объем ненефтегазовых доходов устойчив.

Согласно таблицы приложения А наблюдается тенденция увеличения поступлений от НДПИ на нефть на протяжении 5 лет. Что касается НДПИ на природный горючий газ, то рост просматривается с 2010 по 2015 год, в 2016 году произошел спад на 3% от предыдущего периода.

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства. В данном пункте курсовой работы проведем анализ поступления НДФЛ в бюджет Российской Федерации.

Данные приложения Б демонстрируют, что доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов РФ - в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, муниципальных районов и бюджеты городских округов. Отчисления зависят как от категории налогоплательщика, так и от статуса территории.

Результаты анализа роли НДФЛ в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2018 гг. позволили установить следующее.

В 2014 г. прирост налоговых поступлений составил 51%, в том числе за счет существенного роста (на 88%) поступлений по НДФЛ. В 2015 г. прирост налоговых поступлений отмечен по большинству налогов, кроме налога на прибыль и НДС. Прирост по НДФЛ – 11% по сравнению с 2012 г. и 11% по сравнению с 2014 г. В 2016 г. налоговые поступления составили 19 166 млрд., руб., что на 15,99% выше уровня 2014 г., в том числе наибольший рост пришелся на акцизы, роль НДФЛ в этот период менее значительна, на лицо и замедление темпа прироста по сравнению с 2015 г. – 8%. В 2017 г. по сравнению с 2014 г. прирост по налоговым доходам составил 28,01%, в том числе наибольшее значение по налогу на имущество, в отношении НДФЛ прирост составил 24% при сравнении с 2012 г., однако по сравнению с 2016 г. – лишь 4%. За 2018 г. налоговые поступления составили 21 507 млрд. руб., что на 30% выше уровня 2014 г. и на 1,67% уровня 2017 г. Наиболее динамичное и стабильное развитие происходило по НДФЛ, темп прироста которого составил: в 2015 г. – 10,51%, в 2016 г. – 19,42% и в 2017 г. 24,16%, в 2018 г. – 36,50%.

Следовательно, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние факторы прямого и косвенного влияния.


Несмотря на пристальное внимание со стороны государства к состоянию налоговой системы существуют определенные проблемы, в частности: отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике; высокий уровень налогового нагрузки по отдельным налогам, которое лежит на налогоплательщиках; недостаточное стимулирование реального сектора экономики. В связи с этим, существуют определенные перспективы развития налоговой системы.

Таким образом, мы видим, что в современной налоговой системе России используются множество элементов западных систем. Сложность прямой трансляции некоторых аспектов на российскую действительность связаны с масштабами нашей страны, менталитетом и необходимостью сохранения паритетов между интересами государства и бизнеса.

2.2 Сравнительный анализ зарубежной системы налогообложения

Разберем особенности налоговой политики в зарубежных странах. Несколько лет спустя к ЕС присоединились другие государства. В расширении Европейского Союза можно выделить четыре этапа:

· Расширение в западном направлении с 1973 г. за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании;

· Расширение в южном направлении с 1981 и 1986 гг. за сет присоединения Испании, Португалии и Греции;

· Расширение в северном направлении с 1995 г. за счет присоединения Австрии, Финляндии и Швеции;

· Расширение в восточном направлении с 2004-2007 гг. за счет присоединения: Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Кипра, Мальты, Латвии, Румынии, Эстонии, Литвы и Болгарии.

С 1 июля 2014 года в состав Европейского Союза вступила Хорватия.

Европейские законодательные органы исходят из принципа признания суверенитета государств-членов на сбор на своей территории налогов и формировании собственного бюджета.

  1. Рассмотрим налог на добавленную стоимость (НДС).

Ниже размещена таблица со ставками НДС для большинства европейских стран.

Таблица 2.4

Ставки НДС в странах-участницах ЕС 2018 год

Страна

Основная ставка, %

Сниженная ставка, %

Сверхсниженная ставка, %

Компромиссная ставка, %

Венгрия

27

18

5

-

Дания

25

-

-

-

Хорватия

25

13

5

-

Норвегия

25

15

8

-

Румыния

24

9

5

-

Финляндия

24

14

10

-

Ирландия

23

13,5

9

4,8

Португалия

23

13

6

-

Италия

22

10

4

-

Словения

22

9,5

-

-

Бельгия

21

12

6

-

Нидерланды

21

6

-

-

Латвия

21

12

-

-

Литва

21

9

5

-

Чехия

21

15

10

-

Испания

21

10

4

-

Франция

20

10

5,5

2,1

Австрия

20

12

10

-

Великобритания

20

5

0

-

Болгария

20

9

-

-

Словакия

20

10

-

-

Германия

19

7

-

-

Кипр

19

9

5

-

Черногория

19

7

-

-

Мальта

18

7

5

-

Люксембург

15

12

6

3