Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики России
1.3 Основные принципы построения налоговой системы России, структура и механизм
2 Анализ системы налогообложения в России
2.1 Оценка налоговой системы и эффективности ее функционирования
По данным таблицы 2.1 отметим следующее: в 2014 г. прирост налоговых поступлений составил 51%, в том числе за счет существенного роста (на 88%) поступлений по НДФЛ.
Налог на прибыль – федеральный налог, который занимает существенную роль в регулировании бюджетной системы Российской Федерации. Изначально данный налог было пределен как источник формирования доходов федерального бюджета.
Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 годы представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 [28]
Состав налоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 гг., млрд. руб.
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Анализируемый период |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||
Налоговые поступления |
Абсолютное значение |
7921 |
8467 |
9202 |
Базисный индекс |
1,0000 |
1,0689 |
1,1617 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
1,0689 |
1,0868 |
|
Налог на прибыль |
Абсолютное значение |
411 |
483 |
426 |
Базисный индекс |
1,0000 |
1,1752 |
1,0365 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
1,1752 |
0,8820 |
|
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
Абсолютное значение |
2181 |
2353 |
2593 |
Базисный индекс |
1,0000 |
1,0789 |
1,1889 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
1,0789 |
1,1020 |
|
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
Абсолютное значение |
1750 |
1719 |
1817 |
Базисный индекс |
1,0000 |
0,9823 |
1,0383 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
0,9823 |
1,0570 |
|
Акцизы |
Абсолютное значение |
521 |
491 |
524 |
Базисный индекс |
1,0000 |
0,9424 |
1,0058 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
0,9424 |
1,0672 |
|
Платежи за пользование природными ресурсами |
Абсолютное значение |
2885 |
3271 |
3684 |
Базисный индекс |
1,0000 |
1,1338 |
1,2769 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
1,1338 |
1,1263 |
|
Прочие налоги и сборы |
Абсолютное значение |
173 |
150 |
158 |
Базисный индекс |
1,0000 |
0,8671 |
0,9133 |
|
Цепной индекс |
1,0000 |
0,8671 |
1,0533 |
В ходе анализа данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2018 году составят 9 202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы.
Наибольший темп прироста произошел по налогу на прибыль в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составил 17,52%, абсолютное значение увеличилось с 411 млрд. руб. до 483 млрд. руб.
Следующий значимый прирост отмечен по платежам за пользование природными ресурсами и составляет 13,38%.
Что касается 2018 г., то по сравнению с 2016 г. наибольший прирост отмечен по платежам за пользование природными ресурсами – 27,69%, прирост по налогу на прибыль незначителен – 3,65% и занимает лишь третью позицию. К концу 2018 г. сумма налога в общ6ей сложности составила 426 млрд. руб.
Далее рассмотрим динамику цепного показателя, характеризующего налоговые поступления в федеральный бюджет. За 2017 г. темп прироста поступлений наибольший именно по налогу на прибыль.
За 2018 г. по сравнению с 2017 г. прирост по платежам за пользование природными ресурсами, а вот что касается налога на прибыль, то здесь, напротив, отмечено снижение поступлений на 12%.
Структура налоговых поступлений представлена в таблице 2.3 Таким образом, согласно таблице 2.2, наибольшую долю в структуре налоговых поступлений федерального бюджета за 2018 г. занимают платежи за пользование природными ресурсами – 40%, доля налога на прибыль – около 4%.
Таблица 2.3
Структура налоговых платежей в федеральный бюджет РФ за 2016-2018 гг., %
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Налоговые поступления |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Налог на прибыль |
5,19 |
5,70 |
4,63 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
27,53 |
27,79 |
28,18 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
22,09 |
20,30 |
19,75 |
Акцизы |
6,58 |
5,80 |
5,69 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
36,42 |
38,63 |
40,03 |
Прочие налоги и сборы |
2,18 |
1,77 |
1,72 |
Если приведенные налоговые доходы выразить в денежном выражении, то налог на прибыль составил за 2018 год 2 877 млрд. руб., налог на добычу полезных ископаемых – 2 906 млрд. руб., налог на добавленную стоимость – 2 843 млрд. руб., акцизы – 1 328 млрд. руб.
По приведенным данным из отчета федерального бюджета можно сделать вывод, что налог на прибыль организаций занимает значительную долю в формировании налоговых доходов, и даже превысил значение суммы налога на добавленную стоимость на 33 млрд. руб. в данном отчетном году.
Из представленной динамики можно сделать вывод, что значительный спад поступлений налога на прибыль организаций произошел в 2014 году и 2015 году. На это изменение могло повлиять экономический спад страны, высокий уровень инфляции, снижение инвестиционной активности, а также резкий спад национальной валюты.
Но с 2016 года поступления по налогу на прибыль стали стремительно увеличиваться.
Это связанно с увеличением экспортной выручки, увеличением прибыли от внереализационной деятельности за счет положительных курсовых разниц и увеличением доходов организаций в виде дивидендов. Также с 2016 года нераспределенная прибыль иностранных организаций, которые ведут свою предпринимательскую деятельность в России, стала облагаться налогом. Поэтому у иностранных организаций появился стимул распределять данную прибыль.
Приведем структуру налоговых доходов в виде налога на прибыль и их суммы, поступившие в федеральный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года.
Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние 6 лет представлена в таблице приложения А.
Динамика поступления доходов федерального бюджета за 2012 - 2015 года характеризуется снижением с 20,9% к ВВП за 2012 год до 19,9% к ВВП за 2014 год и увеличением до 20,4% к ВВП за 2015 год, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,4% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП.
Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Ставка НДПИ в период кризиса 2008–2011 годов для нефтегазовой отрасли оставалась неизменной. После 2011 года наблюдается увеличение ставки НДПИ на нефть в 2 раза к 2017 году.
По итогам 2016 года в сравнении с 2015 годом: снижение доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) составило 1,7 п.п., что связано прежде всего с падением нефтегазовых доходов (на 2,2 п.п.)). При этом поступление ненефтегазовых доходов увеличилось на 0,5 п.п.
Фактический объем поступивших доходов за 2017 г. на 91,5 млрд рублей (на 0,7%) превысил уровень доходов, предусмотренный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год». В 2017 году по сравнению с 2015 годом (сопоставимы по методике расчета ВВП) доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снизились на 2,6 процентного пункта, при этом нефтегазовые доходы сократились на 3,8 процентного пункта.
Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде существенно сократилась с 50,2% в 2012 году до 36,0% в 2017 году.
В 2018 г. снижение доходов федерального бюджета обусловлено в первую очередь динамикой нефтегазовых поступлений, которые сокращаются. Объем ненефтегазовых доходов устойчив.
Согласно таблицы приложения А наблюдается тенденция увеличения поступлений от НДПИ на нефть на протяжении 5 лет. Что касается НДПИ на природный горючий газ, то рост просматривается с 2010 по 2015 год, в 2016 году произошел спад на 3% от предыдущего периода.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства. В данном пункте курсовой работы проведем анализ поступления НДФЛ в бюджет Российской Федерации.
Данные приложения Б демонстрируют, что доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов РФ - в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, муниципальных районов и бюджеты городских округов. Отчисления зависят как от категории налогоплательщика, так и от статуса территории.
Результаты анализа роли НДФЛ в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2018 гг. позволили установить следующее.
В 2014 г. прирост налоговых поступлений составил 51%, в том числе за счет существенного роста (на 88%) поступлений по НДФЛ. В 2015 г. прирост налоговых поступлений отмечен по большинству налогов, кроме налога на прибыль и НДС. Прирост по НДФЛ – 11% по сравнению с 2012 г. и 11% по сравнению с 2014 г. В 2016 г. налоговые поступления составили 19 166 млрд., руб., что на 15,99% выше уровня 2014 г., в том числе наибольший рост пришелся на акцизы, роль НДФЛ в этот период менее значительна, на лицо и замедление темпа прироста по сравнению с 2015 г. – 8%. В 2017 г. по сравнению с 2014 г. прирост по налоговым доходам составил 28,01%, в том числе наибольшее значение по налогу на имущество, в отношении НДФЛ прирост составил 24% при сравнении с 2012 г., однако по сравнению с 2016 г. – лишь 4%. За 2018 г. налоговые поступления составили 21 507 млрд. руб., что на 30% выше уровня 2014 г. и на 1,67% уровня 2017 г. Наиболее динамичное и стабильное развитие происходило по НДФЛ, темп прироста которого составил: в 2015 г. – 10,51%, в 2016 г. – 19,42% и в 2017 г. 24,16%, в 2018 г. – 36,50%.
Следовательно, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние факторы прямого и косвенного влияния.
Несмотря на пристальное внимание со стороны государства к состоянию налоговой системы существуют определенные проблемы, в частности: отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике; высокий уровень налогового нагрузки по отдельным налогам, которое лежит на налогоплательщиках; недостаточное стимулирование реального сектора экономики. В связи с этим, существуют определенные перспективы развития налоговой системы.
Таким образом, мы видим, что в современной налоговой системе России используются множество элементов западных систем. Сложность прямой трансляции некоторых аспектов на российскую действительность связаны с масштабами нашей страны, менталитетом и необходимостью сохранения паритетов между интересами государства и бизнеса.
2.2 Сравнительный анализ зарубежной системы налогообложения
Разберем особенности налоговой политики в зарубежных странах. Несколько лет спустя к ЕС присоединились другие государства. В расширении Европейского Союза можно выделить четыре этапа:
· Расширение в западном направлении с 1973 г. за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании;
· Расширение в южном направлении с 1981 и 1986 гг. за сет присоединения Испании, Португалии и Греции;
· Расширение в северном направлении с 1995 г. за счет присоединения Австрии, Финляндии и Швеции;
· Расширение в восточном направлении с 2004-2007 гг. за счет присоединения: Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Кипра, Мальты, Латвии, Румынии, Эстонии, Литвы и Болгарии.
С 1 июля 2014 года в состав Европейского Союза вступила Хорватия.
Европейские законодательные органы исходят из принципа признания суверенитета государств-членов на сбор на своей территории налогов и формировании собственного бюджета.
- Рассмотрим налог на добавленную стоимость (НДС).
Ниже размещена таблица со ставками НДС для большинства европейских стран.
Таблица 2.4
Ставки НДС в странах-участницах ЕС 2018 год
Страна |
Основная ставка, % |
Сниженная ставка, % |
Сверхсниженная ставка, % |
Компромиссная ставка, % |
|
---|---|---|---|---|---|
Венгрия |
27 |
18 |
5 |
- |
|
Дания |
25 |
- |
- |
- |
|
Хорватия |
25 |
13 |
5 |
- |
|
Норвегия |
25 |
15 |
8 |
- |
|
Румыния |
24 |
9 |
5 |
- |
|
Финляндия |
24 |
14 |
10 |
- |
|
Ирландия |
23 |
13,5 |
9 |
4,8 |
|
Португалия |
23 |
13 |
6 |
- |
|
Италия |
22 |
10 |
4 |
- |
|
Словения |
22 |
9,5 |
- |
- |
|
Бельгия |
21 |
12 |
6 |
- |
|
Нидерланды |
21 |
6 |
- |
- |
|
Латвия |
21 |
12 |
- |
- |
|
Литва |
21 |
9 |
5 |
- |
|
Чехия |
21 |
15 |
10 |
- |
|
Испания |
21 |
10 |
4 |
- |
|
Франция |
20 |
10 |
5,5 |
2,1 |
|
Австрия |
20 |
12 |
10 |
- |
|
Великобритания |
20 |
5 |
0 |
- |
|
Болгария |
20 |
9 |
- |
- |
|
Словакия |
20 |
10 |
- |
- |
|
Германия |
19 |
7 |
- |
- |
|
Кипр |
19 |
9 |
5 |
- |
|
Черногория |
19 |
7 |
- |
- |
|
Мальта |
18 |
7 |
5 |
- |
|
Люксембург |
15 |
12 |
6 |
3 |