Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 2.4 заметно, что самые высокие ставки НДС в Венгрии (27%). Второе место делят Хорватия, Норвегия и Дания (25%). Третье место занимают Румыния и Финляндия (24%).

Самая низкая ставка НДС в Люксембурге (15%).

Очевидным является тот факт, что в мире самые высокие ставки НДС имеют страны, в которых уровень жизни населения наиболее высокий. Учитывая это, необходимо знать, что НДС изначально увеличивает цены на продукты и услуги, и оказывает основную тяжесть на малообеспеченные слои населения. Не случайно, что на сегодняшний день в большинстве государств региона национальным законодательством предусмотрены льготы на ряд товаров и услуг, относящихся к социально значимым.

В большинстве стран Евросоюза в налоговом законодательстве присутствуют пониженные, очень пониженные и компромиссные ставки.

В Германии допустимо применение пониженных ставок размером до 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

В Чехии пониженная ставка НДС предусмотрена для основных продуктов питания, лекарств, печатной продукции, медицинского оборудования, отопления, социального жилья. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри Евросоюза, международные транспортные услуги.

  1. Налог на доходы с физических лиц

В этой области налоговая политика должна способствовать развитию экономики и человека, обеспечивать сбалансированность частных интересов и интересов государства, созданию действенной системы социальных гарантий для населения, сокращению образовавшегося за последние два десятилетия значительного разрыва между уровнем потребления наиболее богатой и менее обеспеченной группами населения.

Если рассматривать шкалу налогообложения, то можно отметить плоскую и прогрессивную.

Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, который взимается по единой ставке при любом уровне дохода - единая ставка подоходного налога. Такая налоговая система часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.

Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1891 году - в Германии, в 1914 году - во Франции.

Среди государств, которые входят в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведут переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтики. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2014 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.


Плоская шкала подоходного налога существует в Латвии, Чехии, Литве, Эстонии, Болгарии, Румынии.

В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2014 года ставку подоходного налога до 75% для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2014 год.

Проект Олланда спровоцировал настоящий "исход" состоятельных людей из Франции. Великобритания по подоходному налогу уступает только Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).

Небольшие колебания по ставкам подоходного налога произошли в Швеции (0,2%), Дании (0,3%), Италии (0,6%) Налоги на прибыль компаний

3. Налог на прибыль (в ряде стран - корпоративный налог), является, наряду с другими налогами, средством для наполнения государственного бюджета, также исполняет роль одного из главных инструментов регулирования развития приоритетных для государства экономических отраслей.

Таблица 2.5

Рейтинг государств, входящих в состав Евросоюза, по уровню ставок налога на прибыль компаний 2018 год

Страна

Максимальная ставка подоходного налога в 2018 году, %

Изменения за последние 3 года

Чистый доход жителей в 2018 году, в среднем за месяц, $

Австрия

50

0

3082

Бельгия

53,7

0

3024

Болгария

10

0

405

Великобритания

45

-5

3576

Венгрия

16

-4,3

723

Германия

47,5

0

3071

Греция

46

-3

1727

Дания

55,6

0,2

3678

Ирландия

48

0

2961

Испания

52

7

2257

Если говорить о результатах рейтинга в целом, то можно выявить тот факт, что налог на прибыль, по крайней мере, не является «тормозом» для экономики страны. В развитых государствах Европы его уровень выше, чем у более слабых экономик.


  1. Налог на недвижимость.

Для того чтобы понять, как проблема налогообложения недвижимости решается в Евросоюзе, важно проанализировать характерные особенности этой системы в развитых странах.

Расчет налога на недвижимость в разных странах ведется по своим правилам, а разница в выплатах существенно отличается.

Так, в большинстве стран он рассчитывается на основе оценочной стоимости недвижимого имущества (Швейцария, Швеция, Дания, Голландия), в Польше, Словакии, Чехии и частично Венгрии взимается плата за квадратный метр, а в Великобритании и Франции расчет ведется согласно фиксированной плате, размер которой устанавливают муниципалитеты. Такого налога нет только на Мальте и в Ирландии, а в остальных странах Евросоюза, как правило, налог на недвижимость уплачивается раз в год и минимальная ставка не превышает 1%.

Ежегодный налог на недвижимость в Польше устанавливается местным налоговым органом, однако следует отметить, что размер ставки зависит от месторасположения и типа недвижимости, и для жилых помещений составляет приблизительно 0,13-0,20 евро за кв. м.

Так, ежегодный налог на недвижимость в Германии налагается органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения, и объединяется с земельным налогом. Рассчитывается он следующим образом: 0,35% от оценочной стоимости умножаются на коэффициент, который варьируется в зависимости от населенного пункта, и может составлять от 280 до 600%. К примеру, коэффициент налога на недвижимость в Берлине, по данным издания Immоbilien-Newstiсker, составляет 8,10, а в Дюссельдорфе - 4,40. В силу этого обстоятельства конечная ставка может составлять 0,98% - 2,1% налоговой стоимости имущества, однако в среднем обычно не превышает 1,5%.

Налогообложение недвижимости, которое основано на оценочной стоимости, также применяется в Швеции, где квартиры в многоквартирных домах не считаются недвижимостью, а почти все земельные участки с жилыми зданиями усадебного типа на одну или две семьи находятся в частной собственности.

Для современной России из зарубежного опыта можно взять прогрессивную шкалу НДФЛ, введение дополнительных налогов, увеличение налога на прибыль с целью с одновременным жестким регулированием расходов компаний, включаемых в налогооблагаемую базу.

3 Проблемы налоговой политики России и пути ее совершенствования

В последние 5 лет до 2023 г. наша экономика и социальная сфера находятся в состоянии стагнации и рецессии. Жизненно важная задача сейчас – возобновить социально-экономический рост. Однако существующий бюджет на эту цель не работает и, более того, тянет экономику вниз. С 2012 по 2016 г. доходы федерального бюджета в ценах 2016 г. сократились с 18,3 до 13,4 трлн руб.


Этот негативный тренд сохраняется и на перспективу: недавно Госдума приняла проектировки бюджета до 2020 г., который тоже в реальном выражении снижается из года в год. Хотя в 2017 г. наша экономика преодолела рецессию и валовый продукт пусть и медленно, но начал расти [10, с. 10].

Причина – неадекватная налоговая система, формирующая бюджет, поскольку в основном она ориентируется на доходы от нефти и газа, которые перестали расти. Налоги могут способствовать развитию экономики, но могут этому препятствовать. Наша система налогообложения разрушает экономику.

В России производить не выгодно. Главная причина – высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США.

В результате, производство в России неконкурентоспособно и сходит на нет. По данным Минпромторга, доля импортной продукции стратегических отраслей на российском рынке составляет от 80 до 90%; соответственно, доля российской – от 20 до 10%. И эта доля снижается.

Собираемость налогов в России не превышает 50%. Например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. Собираемость НДС не превышает 30%.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составляет в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., а во Франции – 32 тыс. По данным ВЦИОМ медианная зарплата на руки в России составляет 20,5 тыс. руб., т.е. половина населения получает зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая – 70-80% [10, с. 12].

Говоря о вопросах налоговой концепции РФ сегодня, в первую очередь, стоит уделить внимание проблеме налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень непродуктивной, неэкономичной и громоздкой. Большинство изменений в ней носят посредственный характер, при этом внесение изменений не изменяет ее сути, и не уходит от проблем, существующих в ней.


Огромное количество существующих налогов, трудоемкие и не всегда понятные методики их расчета, как для самого налогоплательщика, так и для проверяющего органа, большое количество бюрократических операций, приводящих к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета налогоплательщиков, так и налогового инспектирования.

Так, в налоговой системе существуют различные сборы, налоги, отчисления, акцизы, которые практически не отличаются друг от друга, но такое количество платежей усложняет в работу предприятия, вносит путаницу, в результате чего возникают ошибки при исчислении налогов, в итоге приходится платить пени за несвоевременную уплату налога.

Кроме того, к проблеме налоговой системы относится нестабильность существующего налогового законодательства. Это обусловлено периодическим внесением в налоговый кодекс изменений и поправок, приводящих к неустойчивому положению экономику страны, обострению экономического кризиса.

Нечеткая формулировка законодательных и нормативных актов, так же является проблемой существующей налоговой системы, что тормозит эффективное функционирование налоговой системы. Все это создает возможность манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ для недобросовестных налогоплательщиков [13, с. 18].

Одной из существенных проблем является слабый контроль за сбором налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов, и как следствие - уменьшению налоговых поступлений.

Итак, к современным проблемам национальной налоговой системы относят:

громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;

неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;

высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;

высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.

С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:

Внесение изменений в налогообложение по акцизам.

Стимулирование инновационной деятельности.

Усиление налогового администрирования.

Развитие налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.