Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Возникновение и исторические аспекты развития налоговой системы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы налоговой политики России
1.3 Основные принципы построения налоговой системы России, структура и механизм
2 Анализ системы налогообложения в России
2.1 Оценка налоговой системы и эффективности ее функционирования
Ужесточение мер по противодействию применения схем уклонения от уплаты налогов.
Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.
Вывод. Таким образом, существующие проблемы в налоговой системе выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует совершенствования. Следовательно, одними из первоочередных задач государства является создание системы налогообложения стимулирующей экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом.
Развитие налоговой системы РФ является актуальной в связи с тем, что от ее успешного функционирования зависит адекватность государственных мер воздействия на активность экономических субъектов. На макроуровне важным является регулирование государством уровня налоговой нагрузки на экономических субъектов. Несмотря на пристальное внимание со стороны государства к состоянию налоговой системы существуют определенные проблемы, в частности: отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике; высокий уровень налогового нагрузки по отдельным налогам, которое лежит на налогоплательщиках; недостаточное стимулирование реального сектора экономики.
Не смотря на все вышесказанное, на текущий момент НДПИ является одним из основных источников доходов бюджета. На его долю приходится более 1/3 налоговых доходов федерального бюджета. Наибольшие суммы НДПИ выплачиваются нефте- и газодобывающими компаниями, базирующимися в основном в северных регионах
В современных условиях необходимы меры налоговой поддержки не только для освоения новых месторождений, но и для увеличения эффективности эксплуатации уже имеющихся.
Проведенное исследование показало, что реформирование системы налогообложения нефтегазового сектора в России находится в русле мировых тенденций.
Таким образом, за последние годы произошел существенный перелом в системе ресурсного налогообложения.
В основном он был направлен на формирование единых подходов в налоговой системе страны, так как большинство ранее действовавших «природных» платежей не имело признаков и элементов налога.
Учитывая сокращение большей части природных ресурсов, их нерациональное использование и экологическую составляющую, происходящие и грядущие изменения в ресурсном налогообложении, реформы направлены на повышение ставок соответствующих налогов, с одной стороны это мера по сохранение ресурсного потенциала страны, с другой стороны – мера по повышению фискальной функции платежей.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных отраслей законодательства, в том числе по обозначенным направлениям, позволит вовлечь в налоговый оборот большее количество объектов недвижимости, увеличить число налогоплательщиков, а также осуществлять справедливое налогообложение, основанное на рыночной стоимости имущества.
В дальнейшем целесообразно постепенно привлекать к налогообложению по кадастровой стоимости и другие объекты коммерческой недвижимости. Объектом налогообложения должны стать и определенные виды некоммерческой недвижимости.
Система взимания налога на имущество организаций построена со множеством недочетов. Целесообразно отказаться от широкого перечня категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются пониженные ставки налога или понижающие коэффициенты, выбрав только приоритеты, связанные с ускоренным развитием малого бизнеса. С регулирующей точки зрения более эффективному использованию налога на имущество организаций будет способствовать введение порядка, при котором уровень ставок должен зависеть прежде всего от вида недвижимости.
Если говорить о среднесрочной перспективе развития НДФЛ в нашей стране, то более чем вероятно в ближайшие 3-5 лет все останется неизменным. За исключением, возможно, некоторых деталей. Периодично разрабатываются законопроекты, целью которых является реформирование или кардинальное изменение НДФЛ (из последних законодательных инициатив следует отметить предложение в апреле 2019 г. отменить НДФЛ для людей, получающих минимальную заработную плату), например, введение семейного налога, налога на роскошь.
Для совершенствования имущественного налога, а также повышения собираемости данного налога необходимо внедрение в налоговый оборот наибольшего число объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет предоставления качественного информационного обмена между органами местного самоуправления, налогоплательщиками, органами технической инвентаризации.
Делая выводы можно сказать, что благодаря перечисленным изменениям в налоге на имущество, можно добиться большей справедливости налогообложения и упрощению порядка внесения гражданами налоговых отчислений в бюджет. В ходе реформ нельзя допустить резкого возрастания платы за жилую недвижимость, для которой также должен быть установлен коэффициент налогообложения.
Физические лица должны облагаться налогом на недвижимость по различным ставкам. Однако переход к этому налогу потребует создания эффективной системы учета недвижимости, которая позволит повысить эффективность принятия управленческих решений, а также поможет обнаружить неучтенные объекты, что благоприятно скажется и на экономической ситуации, и на доходах бюджета.
Для того чтобы предотвратить резкий рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков, планируется предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации введение специальных переходных положений (планируется распределять повышение налога на 4–5 лет, применяя понижающие коэффициенты).
Трудно представить себе эффективную налоговую политику, которая формируется без определения механизма контроля правильности и своевременности уплаты налогов и сборов. В этой связи, состав надзорных органов может пополниться службой предварительного контроля. В данный орган компания сможет обратиться за консультацией еще на стадии подготовки хозяйственных операций и четкого представления ее результатов в налоговой сфере. Также будет сокращен перечень сведений, составляющий налоговую тайну, что положительно скажется на информированности налогоплательщиков по отношению к своим партнерам.
Предполагается, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны.
В текущем 2019 году власти также предлагают различные варианты переустройства системы – от повышения НДФЛ до внесения в законодательство отдельной статьи про сборы, в том числе и курортный. Экспертное сообщество не остаётся в стороне и вносит свои предложения. Между тем экономисты РАН подсчитали, что трёхпроцентный налог на продажу алкоголя и табака к 2020 году принесёт в бюджет от 78 до 90 млрд рублей.
Минфин предложил включить все так называемые квазиналоговые платежи в виде отдельной главы в Налоговый кодекс России (НК). Речь идёт о различных сборах – экологическом, утилизационном и курортном.
Ранее власти активно дискутировали об уровне подоходного налога. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что считает справедливым повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15%.
По словам зампреда правительства, полученные дополнительные 2% доходов следует направить на финансирование здравоохранения. Рейтинговое агентство АКРА оценило увеличение налоговой нагрузки в виде прироста доходов бюджета на уровне 0,3–0,5% ВВП.
В то же время министр финансов Антон Силуанов является противником повышения НДФЛ. Глава Минфина ранее подчёркивал, что изменения в НК будут направлены на создание равных условий ведения бизнеса.
Не является сторонником повышения налогов и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. По оценке экс-министра финансов, сегодняшние цены на нефть – примерно $70 за баррель – позволяют правительству исполнить бюджет, который свёрстан из расчёта $40 за баррель.
Отдельно в налоговой повестке властей фигурирует вопрос о бюджетном манёвре – перераспределении одних расходов федеральной казны в пользу других. Минфин предлагает выявить излишки в региональных бюджетах, пересмотреть льготы и преференции для бизнеса, а также отказаться от тех, которые не принесли ожидаемой отдачи. Полученные средства планируется направить на социальные нужды: здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры.
Ещё одно изменение налоговой системы может затронуть НДС и страховые платежи. В частности, Минфин предлагает повысить налог на добавленную стоимость с 18% до 22% и одновременно снизить взносы в страховые фонды с 30% до 22%.
Согласно подсчётам специалистов РАН, в 2017 году прибыль от нефтегазовой отрасли обеспечила рост доходов государственного бюджета примерно на 70–75%.
Как подчёркивают эксперты, такая ситуация приводит к зависимости экономики России от изменений рыночной конъюнктуры.
При этом экономисты РАН считают, что государство может стимулировать рост с помощью ввода трёхпроцентного налога на продажу отдельных видов алкогольной и табачной продукции, доходы от которой необходимо на условиях паритета распределять в региональные и местные бюджеты [9].
По оценке замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, такая мера позволит до 2020 года привлечь в бюджет от 78 млрд до 90 млрд рублей.
В РАН также предлагают ввести необлагаемый минимум на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) в зависимости от экономической ситуации в каждом регионе. По предварительным расчётам, такой шаг приведёт к пополнению бюджета на сумму свыше 3 трлн рублей.
Эксперты напоминают, что изменения налоговой системы необходимо сопровождать и устранением структурных проблем.
В последние несколько лет с завидной регулярностью появлялась информация о нарушениях при проведении закупок и реализации инвестпроектов. Это свидетельствует о системной проблеме в сфере управления бюджетными инвестициями, которая серьёзно снижает эффективность расходов государства.
По мнению экспертов, необходимо улучшить координацию между ведомствами и госкомпаниями, а также повысить ответственность, в том числе персональную, за реализацию решений и проектов [9].
Итак, к современным проблемам национальной налоговой системы относят, такие как:
– громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
– неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций;
– высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты и др.
В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.
Одно из последних изменений – перспективы введения новых налогов: экологического сбора (в отношении автотранспортных средств), сбора с операторов связи, гостиничного сбора (сейчас пилотный проект планируется к реализации в отдельных регионах страны и не для всего пула налогоплательщиков) и сбора за негативное воздействие на окружающую среду.
Вывод. Таким образом, перспективы развития налоговой системы РФ направлены на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков по таким основным налогам, как НДС, налога на прибыль, организаций, налог на добычу полезных ископаемых, акцизов. Проведение указанных мероприятий должно обеспечить формирование доходной части бюджета в необходимом объеме, с учетом предоставления определенных преференций налогоплательщикам, что максимально исключит уклонение от уплаты налогов, нарушение налогового законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система представляет собой совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, в частности: систему налогов и сборов, взимаемых государстве, форм и методов их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Налоговая система должна отвечать признакам и характеристикам, определяющих ее как стабильную систему, обеспечивающую объективную налоговую нагрузку для разных категорий налогоплательщиков, при формировании необходимых бюджетных доходов. В структуру налоговой системы РФ включены: налоги и сборы, принятые согласно Налоговому кодексу РФ; субъекты обложения налогами и сборами; законодательная база о налогах и сборах; государственные органы власти.
Налоговая система России регулируется Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах, сборах и страховых взносах и представляет собой систему налогов, сборов, страховых взносов и принципы обложения ими (ст. 1 НК РФ).
Налоговая система РФ отличается многообразием взимаемых налогов. По методу взимания их разделяют на прямые (например, НДФЛ) и косвенные (НДС, акцизы и пр.).