Файл: Методы управления и руководства в строительстве (Краткая характеристика предприятия).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 1626
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание управления в современных условиях.
1.1 Структура организации управления строительной фирмы.
Глава 2. Сущность и содержание методов управления.
2.1 Понятие «метод управления».
2.2Классификация методов управления.
Глава 3. Состав и структура методов управления.
3.2 Экономические методы управления.
Основные принципы экономических методов управления:
- Системность;
- Комплексность.
Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:
- Прибыль;
- Финансы;
- Кредиты;
- Рентабельность;
- Фондоотдача;
- Заработная плата и т.п.[31]
Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.
Назначение экономических методов происходит путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.[32]
Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Специфические черты экономических методов:
- Управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
- Появляется возможность более эффективного контроля;
- Административный контроль становится не обязательным;
- Распространение экономических методов сочетается с относительной обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Например:
- Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
- Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
- Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
- Частное страхование здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.[33]
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме – овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.[34]
Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы организации. [35]
Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.
Основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
В отличии от административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.
В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с государственными.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.
Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания.
3.3 Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы играют важную роль в управлении. Они основаны на использовании социального механизма управления. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Поэтому для того, чтобы воздействие было наиболее результативным необходимо знать психологические и моральные особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов.
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.[36] Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По способу воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.[37]
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Поэтому в работе с персоналом необходимо учитывать следующие социологические методы: мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.
Мораль – особая форма общественного сознания, с помощью которой регулируются действия и поведения человека в обществе с помощью нравственных норм.[38]
Партнерство заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные партнеры.
Соревнование – специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся стремлением людей к успеху, первенству и достижениям.
Общение является взаимодействием работников на основе непрерывного обмена информацией.
Переговоры используются как форма человеческого общения, когда два или более участников, имеющих различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманного плана разговора.
Конфликт – столкновение противоположно направленных сторон, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Различают следующие виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.[39]
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они координируют действия сотрудников в процессе совместной производственной деятельности.
Итак, административные методы имеют прямой характер воздействия, они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. В целом эти способы управления занимают ведущее место в управлении персоналом. Все методы управления взаимосвязаны и используются в комплексе.
Глава 4. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Инчермет».
4.1Краткая характеристика ООО «Инчермет».
ООО «Инчермет» - это динамично развивающееся предприятие. Это один из крупнейших в Тверской области заготовитель и переработчик лома черных и цветных металлов. Это организация высокого технологического уровня, гибкая в бизнесе, надежная в партнерских отношениях, с продуманной системой управления. Своевременные расчеты, оказание услуг по погрузке и транспортировке металлолома делают сотрудничество с ООО «Инчермет» не только выгодным, но и удобным для партнеров.
Основной задачей предприятия является дальнейшее усиление позиций на рынке, качественного оказания услуг и сервиса клиентам. В последние годы в состав ООО «Инчермет» входят 30 филиалов в Тверской, Московской областях.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- заготовка лома черных и цветных металлов;
- Реализация металлолома.
Заготовкой лома занимаются все филиалы ООО «Инчермет» под руководством директоров филиалов. Они имеют свою клиентскую базу, разрабатывают месячные планы по заготовке лома. Также занимаются самовывозом лома собственными автотранспортными средствами. Все площадки приема металлолома оборудованы пакетированными прессами, машинами для транспортировки лома, в том числе ломовозы с манипулятором, кран-манипулятор, трактор-манипулятор, специальные весы. На всех площадках работает квалифицированный персонал.
Генеральный директор ООО «Инчермет», ему подчиняются все директора филиалов, в свою очередь в каждом филиале есть приемщик, кассир-бухгалтер, водители атомашин, прессовщик, тракторист, грузчики, резчики. Все работники филиалов подчиняются непосредственно директору филиала, а тот в свою очередь генеральному директору. Кассир-бухгалтер подчиняется помимо директора филиала и головной бухгалтерии во главе с главным бухгалтером.
Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтерией. Ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета возложена на главного бухгалтера.
Поскольку ООО «Инчермет» применяет упрощенную систему налогообложения, то бухгалтерский баланс и отчет прибылях и убытках не сдаются в налоговую инспекцию. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы 1С:Бухгалтерия 8.1.
ООО «Инчермет» ведет бухгалтерский учет в рамках ежегодно утверждаемой учетной политики. Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н.
Все расходы организации собираются на счете 26 «Общехозяйственный расходы» и ежемесячно списываются на счет 90 «Продажи».
Перечень расходов организации, принимаемых к налоговому и бухгалтерскому учету:
- Расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;
- Расходы на приобретение нематериальных активов;
- Расходы на ремонт основных средств;
- Арендные платежи за арендованное имущество;
- Материальные расходы;
- Расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
- Расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
- Суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам, приобретенным налогоплательщиком;
- Расходы на канцелярские товары;
- Расходы на почтовые, телефонные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
- Расходы на рекламу;
- Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- Прочие расходы.