Файл: Методы управления и руководства в строительстве (Краткая характеристика предприятия).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 1627
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание управления в современных условиях.
1.1 Структура организации управления строительной фирмы.
Глава 2. Сущность и содержание методов управления.
2.1 Понятие «метод управления».
2.2Классификация методов управления.
Глава 3. Состав и структура методов управления.
3.2 Экономические методы управления.
Введение.
Тема, взятая мной для рассмотрения звучит следующим образом: «Методы управления и руководства в строительстве». Эта тема на сегодняшний очень актуальна, т.к. методы управления - неотъемлемая часть современного менеджмента.
Менеджмент - разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. [1]
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка – необходимое условие повышение эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ. Управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При это нужно знать, что было познано в прошлом. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методологические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.[2]
Цель данной работы исследовать, каким в современных условиях должно быть управление строительной организации.
В работе ставятся следующие задачи.
- Дать общую характеристику управления в современных условиях;
- Дать определение методам управления организацией в современных условиях;
- Описать организационную структуру строительной фирмы;
- Подвести итоги анализа эффективности современного управления на примере организации ООО «Инчермет».
Глава 1. Понятие и содержание управления в современных условиях.
Система управления – система, в которой решаются задачи управления процессом создания новых или реконструируемых основных фондов, выпуска готовой продукции, решения социально-экономических проблем и др.[3] Система управления отражает взаимодействие двух подсистем: управляющей – субъекта управления и управляемой – объекта управления. Система управления должна быть саморегулируемой, способной адаптироваться, т.е. менять свою структуру с изменением характеристик объекта управления и воздействий на него внешней среды с тем, чтобы обеспечивать необходимое качество управления и достижения конечной цели.
Управление – это деятельность, направленная на выполнение поставленных целей путем внесения соответствующих коррективов в установленный режим управляемого процесса, позволяющих компенсировать возмущающие воздействия дестабилизирующих факторов.[4] С помощью управления работы трудовых коллективов превращается в целенаправленную деятельность.
Основной задачей управления является налаживание между исполнителями эффективных субординационных и координационных информационных связей.[5] Последние преобладают в условиях участия в производственном процессе большого количества соисполнителей. Особенно широко координационное управление распространено в условиях рыночных отношений. В управлении используются технические средства сбора и обработки информации.
В современных условиях в организации управления строительной фирмы должны учитываться инновационные технологии, компьютерное и программное обеспечение.
Цель управления строительством – достижение результата производственной деятельности.[6] В своей основе цели объективны. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.
При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и регулирование деятельности участников строительства. Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей.[7]
Строительство как отрасль материального производства обеспечивает создание основных фондов производственного или непроизводственного назначения. Под строительством понимается также сам процесс возведения зданий и сооружений – объектов строительства.[8]
Возведение объекта связано с выполнением следующих работ:[9]
- проведение различных видов инженерных изысканий, а также технико-экономического обоснования на возведение объекта;
-разработка проектно-сметной документации (архитектурное проектирование, конструкторское проектирование, проектирование организации строительства на различных стадиях возведения объекта);
- работа предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов и последующая комплектация объекта;
- собственно возведение объекта (строительно-монтажные работы, монтаж оборудования, опытная эксплуатация).
Широкомасштабность и разнообразие строительного процесса предопределяет широкий круг его участников. К основным участникам строительства относятся:[10]
- заказчики – государственные, общественные, а в настоящее время частные организации или физические лица, на которых возлагаются обязанности планирования строительства, обеспечение его финансирования, контроль в период производства работ и приемка законченных зданий и сооружений;
- проектный организации, разрабатывающие по договору с заказчиком проектную и сметную документацию на возводимые объекты (организации занимающиеся проведение инженерно-геологических, топографо-геодезических и других видов изысканий для строительства);
- подрядные и субподрядные строительные организации, выполняющие комплекс работ по возведению зданий и сооружений. Это наиболее многочисленная группа строительных организаций. Непосредственно с заказчиком договор заключает организация – генеральный подрядчик, которая и отвечает за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объекта в эксплуатацию. Для выполнения отдельных видов работ генподрядчик привлекает субподрядные организации (сантехнические, электромонтажные операции, монтаж оборудования, строительство дорог, сетей, механизация и др.). Генподрядчик несет ответственность за выполнение не только работ, осуществляемых собственными силами, но и за работу субподрядчиков;
- поставщики – предприятия, выпускающие необходимую для строительства продукцию.
- транспортные организации, осуществляющие по договорам с подрядчиками внешние и внутренние перевозки материально-технических ресурсов;
- научно-исследовательские организации, выпускающие нормативные документы, методические рекомендации по рациональным способам проведения строительных работ на основании изучения и обобщения опыта возведения объектов, новейших достижений в различных областях.
1.1 Структура организации управления строительной фирмы.
Структура управления организацией, или организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.[11] В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого[12]. Организационная структура управления определяется также, как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижения намеченных целей. Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
В структуре управления строительной организации можно выделить четыре принципиально разных типа руководства. Все эти типы структур обладают недостатками и преимуществами.
Первая форма – это линейная структура, является наиболее простой из всех. Такое построение регулирования характеризуется тем, что существует один высший орган и несколько низших. Структуру строительной компании с линейной формой руководства предполагает, что у каждой группы рабочих есть один начальник, который несет ответственность за работу всей группы, а также принимает все решения, касающиеся непосредственно этих работников. Он также единственный, кто получает всю необходимую информацию от сотрудников.[13]
Второй вариант регулирования – это функциональный тип, который предполагает наличие штата сотрудников, принимающих решения. Каждый из них выполняет разные функции, такие как учет, планирование и др. Все решения, вынесенные этими органами, должны выполняться всеми нижестоящими сотрудниками.
В настоящее время практически любая структура строительной компании основывается на комбинированных методах. Среди таких комбинированных систем выделяют такие, как линейно-функциональная или линейно-штабная. Принцип работы подобных органов включает в себя все, что есть и у линейной, и у функциональной.
Таким образом, у каждой системы есть свой начальник, но решения принимает он не самостоятельно. При каждом директоре есть штаб специалистов в определенных вопросах, которые и занимаются решением проблем. Однако утвердить и разрешить использовать их решение может лишь директор. После того как начальник высшей категории разрешит использование этих путей решения проблемы, они передаются нижестоящим сотрудникам. У каждого из низших чинов также есть свой штаб, который занимается реализацией пришедших документов, а также выпускает свои, распространяемые еще ниже. Это и есть сущность работы комбинированной системы управления, которая получила название линейно-штабной.[14]
Рассмотрим преимущества и недостатки каждой структуры управления.
К преимуществам линейной структуры можно отнести несколько факторов. Прежде всего плюсом будет являться то, что существует единый руководитель. Из-за этого процесс обмена информацией идет строго по вертикали и не имеет задержек в других системах. Наибольшая эффективность линейной структуры раскрывается тогда, когда есть малое количество задач и все нужно решить быстро, и в ближайшей высшей системе управления. [15] Преимуществом функциональной системы будет то, что одну проблему будет решать целый штаб специалистов. Это приводит к тому, что реакция на любые проблемы ускоряется в несколько раз. Из-за этого повышается оперативность работы всех нижестоящих структур.
Но в каждой структуре есть недостатки. К недостаткам линейных систем управления можно отнести то, что все проблемы на участке приходиться решать лишь одному человеку. Это значит, что он должен быть специалистом во всем. Но все равно велик риск того, что будет принято решение менее квалифицированное, чем могло быть. А это чревато убытками для фирмы или же проблемами на участке.
Недостатком в функциональной системе будет то, что каждое решение принимается множеством людей, а значит, будет иметь место частная позиция каждого специалиста. К тому же при таком построении органа управления возникают проблемы с решением того, какое распоряжение выполнять первым. При такой форме управления возникают проблемы с подчинением и распределением ответственности за принятое решение.[16]
Процесс развития структуры должен быть на постоянной основе. Любая структура управления будет оцениваться советом директоров по трем критериям.
- Содержание деятельности – развитие деятельности органа управления, изменение технологий, а также выпуск и жизненный цикл товара.
- Сотрудники. Сразу после создания структуры в нее будут приходить люди, которые будут получать опыт, обучаться, а также выстраивать отношения в условиях производства.
- Окружающая среда – это стрессовые ситуации, такие как изменение рынка, новый закон или изменение общей структуры управления.[17]
Эти три критерия являются одновременно и формами управления, и критериями, по которым структура оценивается.