Файл: УП_Финансы орг-ий_Мушовец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этот период организация не имеет права принимать решение о реорганизации , ликвидации, создании филиалов и представительств, выплачивать дивиденды, производить эмиссию ценных бумаг, выкупать у акционеров ранее выпущенные акции, и доли участников.

Конкурсное производство включает : санацию ; ликвидационное производство.

Под санацией понимается комплекс мер по финансовому оздоровлению и восстановлению платежеспособности организации . В этот период могут проводиться следующие мероприятия : ликвидация дебиторской задолженности ; исполнение обязательств должника третьими лицами, владеющими его имуществом ; предоставление должнику финансовой помощи из государственного управления по делам банкротства ; перепрофилирование производства ; закрытие нерентабельных производств ; продажа части имущества должника ;

продажа организации - должника и др.

В период ликвидационного производства проводятся такие мероприятия, как : назначается антикризисный управляющий ; исполняются все денежные обязательства ; производится оплата ранее отсроченных обязательных платежей ; устанавливаются размеры требований кредиторов ; производится опись и оценка всего имущества организации ; выполняются другие мероприятия.

На этом этапе прекращается выплата процентов, штрафов, пени и других экономических санкций по всем видам задолженности

Требования кредиторов ликвидируемой организации удовлетворяются по очереди :

- в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по возмещению причиненного организацией ущерба их здоровью;

- во вторую очередь - оплачиваются выходные пособия и производятся расчеты по заработной плате, осуществляются другие выплаты работникам ;

- в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и фонды ;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника под залог имущества ;

- в пятую очередь выполняются требования других кредиторов.





11. Проведение расчетов и кредитование

организаций

Денежные средства организации находятся в постоянном движении в наличной и безналичной формах. Субъекты хозяйствования получают деньги за поставленный товар или выполненные работы и услуги. Они непрерывно проводят платежи ( расчеты ). То есть , они таким образом участвуют в денежном обращении.

Совокупность платежей ( расчетов ) , которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами образуют денежный оборот. В нем отражаются все расчеты между собой организациями , индивидуальными предпринимателями , государством , работниками организаций , населением . В процессе такого оборота реализуются соответствующие экономические отношения между его участниками. В этих отношениях посредником является банк, который организует сбор, хранение, движение и возврат денежных средств и таким образом, является важным элементом рыночной инфраструктуры.


Взаимоотношения организаций и банков строятся с учетом взаимных интересов , охватывают расчетно - кассовое и кредитное обслуживание и проведение других операций. Они организуются на основе заключения двусторонних договоров, в соответствии с которым банк открывает организации текущий ( расчетный ) счет и другие счета ( контокоррентный , депозитный, карт - счет , ссудный, валютный ) , на которые зачисляет денежные средства , поступающие как организации , так и от организации в адрес других структур.

Банк, согласно договора списывает со счета организации по ее поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, бюджета, внебюджетных фондов. Он также обязуется принимать от организации - клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги.

За оформление счетов организаций и проведение расчетных и кассовых операций банки взимают вознаграждение , в то же время за хранение у него денежных средств клиентов банк выплачивает в пользу последних определенную плату.

Расходы организации по оплате услуг банков включаются в себестоимость продукции, а доходы , полученные от хранения средств на счетах банков учитываются в составе балансовой прибыли организации как внереализационные доходы.

Для осуществления своих расчетов организация обязана предоставлять в банк расчетные документы. Расчетный документ - это оформленный соответствующим образом приказ клиента на получение наличных денежных средств или перечисление их в безналичной форме для оплаты за товары, работы, услуги . Движение расчетных документов называется документооборотом.

В практике хозяйствования безналичные денежные расчеты осуществляются , используя различные способы : платежные поручения ; платежные требования ; платежные требования - поручения ; аккредитивы ; чеки ; банковские пластиковые карточки ; расчеты векселями ; электронные расчеты и др.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, который содержит приказ плательщику перечислить определенную сумму с его счета на счет получателя. Этот документ предоставляется для : осуществления платежей в бюджет и внебюджетные фонды ; переводов средств на выплату заработной платы работникам ; предварительной оплаты за товары и услуги ; оплаты за полученные товары от партнеров по бизнесу

и т . д.

Платежное требование - это расчетный документ , который содержит инструкцию получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Оно предоставляется после поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Платежное требование - поручение представляет собой расчетный документ, который содержит приказ к плательщику оплатить стоимость поставленных в его адрес товаров на основании соответствующих документов ( минуя обслуживающий банк ).


Аккредитив представляет собой обещание банка плательщика выплатить за счет клиента - плательщика банку получателя определенную сумму денежных средств в том случае , если последний предоставит в оговоренные сроки документы, указанные в

аккредитиве.

Чек - это письменное распоряжение владельца счета ( чекодержателя ) обслуживающему его банку произвести уплату указанной на чеке денежной суммы предъявителю чека ( чекодержателю ) .

Пластиковая карточка - это документ для совершения безналичных платежей, предоставляет возможность покупать товары, пользоваться услугами, осуществлять вкладные операции, получать наличные деньги.

Расчеты между организациями в Республике Беларусь осуществляются на основании банковского перевода. Сейчас применяются два вида переводов : кредитовые ; дебетовые.

Кредитовый перевод представляет собой банковский перевод, инициатором которого является плательщик .

Дебетовый перевод - это банковский перевод, инициатором которого является получатель денежных средств ( бенефициар ).

Банки осуществляют кредитное обслуживание своих клиентов. В процессе проведения расчетных операций у них образуются временно свободные денежные средства за счет ресурсов отдельных организаций . Это позволяет предоставлять их тем субъектам хозяйствования, которые остро нуждаются в привлечении дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения бесперебойной своей работы.

В основе кредитных отношений между банками и клиентами лежит реализация принципов : срочности ; возвратности ;

платности ; обеспеченности кредита ; целевого использования. То есть, кредиты выдаются на конкретный определенный срок , с обязательным возвратом за определенную плату, должны быть обеспечены ( залог, поручительство и т . д ) и использованы на те цели, которые заранее оговорены.

Кредиты выдаются банками своим клиентам на основе кредитного договора , в котором указываются : сумма кредита ; целевое назначение ; проценты за пользование кредитом ; порядок их уплаты ; ответственность сторон за нарушение условий договора и иные условия.

Кредиты юридическим лицам могут предоставляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Они могут быть в форме : разового кредита ; кредитной линии ; возобновляемой кредитной линии и других формах.

Процесс предоставления кредита включает в себя несколько этапов : первый - оформление и выдача кредита ; второй - сопровождение кредита ; третий - погашение кредита.

На первом этапе хозяйствующий субъект обращается в банк с ходатайством о получении кредитных средств, которое рассматривается руководством банка ; затем оно направляется в кредитное управление банка для анализа и последующего оформления кредита, если предварительное решение было положительным.


Каждый банк имеет свой список документов для оформления кредита и анализа кредитоспособности заемщика, то есть опирается на собственные подходы. Большое количество требуемых банком документов объясняется необходимостью всестороннего изучения кредитором своего клиента в плане возврата полученного кредита и оценки его кредитоспособности.

На втором этапе банк осуществляет контроль за целевым использованием, предоставленных средств и их возвратом. Это минимизирует риски не возврата кредитных денег.

На третьем этапе уточняются вопросы возврата кредита по номиналу и по процентам . Проценты могут выплачиваться ежемесячно, или в конце кредитного договора. Сумма номинала может выплачиваться равномерными долями ежемесячно, или в конце кредитного договора.

Часть процентов, уплачиваемых организацией процентов за пользование кредитом включается в себестоимость продукции , а другая часть - уплачивается за счет чистой прибыли . Из нее уплачиваются и проценты по просроченным и отсроченным ссудам.


12. Финансы внешнеэкономической деятельности

организаций


12.1. Содержание финансов внешнеэкономической

деятельности организаций

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций представляют собой экономическую категорию , которая выражает экономические отношения в процессе внешнеэкономической деятельности , в результате которой формируются и перераспределяются валютные фонды.

Специфика функционирования финансов внешнеэкономической деятельности организаций обусловлена двумя основными факторами , действующими на них.

Во - первых , специфика механизма валютно-кредитного обслуживания внешнеэкономических связей организаций состоит в том, что в настоящее время всем хозяйствующим субъектам Республики Беларусь предоставлено право выхода со своей конкурентоспособной продукцией на мировые рынки .

Во - вторых , создание механизма обеспечения внешнеэкономических связей организаций во многом предопределяется сложившейся системой международных расчетных и кредитных отношений Республики Беларусь.

Предоставление организации права самостоятельности выхода на внешний рынок, его внешнеторговая и валютная самостоятельность создают условия для повышения эффективности и конкурентоспособности экспорта и рационализации системы импорта белорусских организаций . Теперь они могут совершать экспортно - импортные операции за счет собственных , привлеченных и заемных ( кредитных ) валютных средств.

Валюта необходима белорусским хозяйствующим субъектам : во - первых , для расчетов с внешними контрагентами за поставки сырья, материалов, полуфабрикатов готовой продукции;

во - вторых, учитывая значительную изношенность основных фондов, белорусские организации используют валютные средства для : приобретения современной техники и технологий на западных рынках для модернизации производства; для эффективного вложения капитала в зарубежных странах ; для освоения новых рынков сбыта.


Валютная выручка белорусских товаропроизводителей является объектом распределения между государством и организациями, ее зарабатывающими. Белорусское государство, как и многие другие страны, законодательно обязывает субъекты хозяйствования часть своей валютной выручки продавать на Белорусской валютно - фондовой бирже ( на практике от 30 до 40 % ).

Валюта нужна белорусским резидентам не только для осуществления производственно - торговой деятельности . Наши организации могут получать дополнительные доходы от владения валютными средствами путем участия в операциях с валютными ценностями . При наличии соответствующего разрешения они могут осуществлять инвестиции в иностранных государствах .

Кроме того, организации также могут производить инвестиции в иностранные ценные бумаги, в связи с чем имеют свой интерес в виде дивидендов. При владении контрольным пакетом акций иностранного субъекта у них появляется возможность поставить такие организации под свой контроль.

Для проведения своих внешнеторговых операций по установленному перечню товаров, организации обязаны получать соответствующие лицензии и квоты.

Таким образом , в результате внешне экономической деятельности в организациях формируются и перераспределяются фонды в иностранной валюте. Источниками их поступления могут быть :

валютная выручка от экспорта продукции за рубеж ; взносы иностранных инвесторов в валюте в уставный фонд организации ; заемные и привлеченные средства в иностранной валюте ; иностранная валюта , приобретенная на внутреннем валютном рынке

республики ; добровольные пожертвования в иностранной валюте юридических и физических лиц.

Для формирования валютных фондов белорусские организации открывают валютные счета в коммерческих банках , имеющих лицензии Национального банка Республики Беларусь на совершение операций в иностранной валюте.

Открываются текущие валютные счета. На этих счетах учитываются остатки средств после обязательной продажи валютной выручки или иных поступлений в иностранной валюте. С этих счетов осуществляются платежи в иностранной валюте. На каждый вид валюты открывается отдельный лицевой счет.

Все организации Республики Беларусь независимо от форм собственности обязаны продавать на Белорусской валютно - фондовой бирже средства в иностранной валюте в установленном размере в течение 5 рабочих дней со дня поступления их на счета в белорусские и иностранные банки.

Для учета средств в иностранной валюте при осуществлении операций по обязательной продаже организация открывает специальный счет . Это - специальный транзитный валютный счет . Он открывается при первом поступлении средств при наличии в банке текущего счета организации в иностранной валюте. На транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме средства в иностранной валюте , поступающие в пользу организации .