Файл: Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание (Правоспособность граждан)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правоспособность граждан
1.2. Содержание правоспособности
Глава 2. Дееспособность граждан
2.3. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным
Глава 3. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных лиц и лиц без гражданства
3.1. Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации
3.2. Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты
3.3. Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства
Усыновление иностранными гражданами русских детей одна из норм участия иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях. Участие иностранных граждан в гражданско-правовых отношениях возможно лишь исходя из объёма своей правоспособности и дееспособности.
Иностранные лица участвуют и в иных гражданско-правовых отношениях на территории Российской Федерации. Правовое основание такого участия закреплено в ГК РФ6, где определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданско-правовые отношения включают основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирование договорных и иных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
При участии иностранных лиц в гражданско-правовых отношениях на территории России иностранцы становятся участниками хозяйственных отношений, если они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Таким образом, для осуществления хозяйственной деятельности на территории России иностранные граждане в том случае, если становятся участниками хозяйственной деятельности в Российской Федерации, обязаны доказать, что наличие правового статуса на занятие хозяйственной деятельностью. Такое условие было определено в ст.1 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а в настоящее время в ст.2 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №160-ФЗ/ в ред. ФЗ от 08.12.03г №169 ФЗ).[21]
Можно привести пример судебной практики Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/95, в котором определено, что иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Вопрос иностранного инвестирования в России сегодня мне кажется значительным и актуальным, так как определяет уровень экономического развития страны и позволяет иностранцам размещать капитал, денежные средства в какие-либо предприятия, организации в России. Не запрещённое законодательством инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаётся неотъемлемым правом и охраняется законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №ФЗ-160. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договорённости сторон, без ограничений по объёму и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РФ.
Рассмотрим вышеназванное Постановление ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/91, где рассматривается немаловажный вопрос, а именно вопрос признания ТОО «Гобул» предприятием с иностранными инвестициями.
Согласно Постановления ВАС РФ от 02.11.95г. суду для разрешения представлен протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного суда РФ, которым предлагается изменить решение об отмене в удовлетворении требований государственной налоговой инспекции по Московскому р-ну г. Чебоксары, которая обратилась в Высший арбитражный суд Чувашской Республики с иском о признании недействительным постановление главы администрации Московского района г.Чебоксары от 23.09.92г. №1005, которым производственно-коммерческая фирма «Гобул» зарегистрирована в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Решением от 25.05.95г. в удовлетворении исковых требований отказано, апелляционная инстанция так же не нашла оснований для отмены постановленного решения.
Не смотря на то, что решение было определено согласно ранее действующего законодательства, я выбрала данную практику, так как исходя из анализа ФЗ №160-ФЗ от 09.07.99г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и ранее действовавшего законодательства РСФСР «Об иностранных инвестициях: механизм признания инвесторами остался прежним.
Президиум в ходе судебного рассмотрения установил, что правовые основания для признания ТОО «Гобул» предприятием с иностранными инвестициями отсутствует. Согласно ст.1 действующего в рассматриваемый период Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства.
В ст.2 действующего Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» также указано, что иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ признаётся инвестором.
В постановленном акте ВАС РФ от 02.11.95г. №6358/95 суд определил, что сведения о том, что участники ТОО «Гобул» – граждане республики Болгарии соответствуют требованиям Закона, отсутствуют.
При таких обстоятельствах они не могут расцениваться как иностранные инвесторы, а, следовательно, отсутствуют основания для реализации ТОО «Гобул» в порядке, установленным Законом.
Таким образом, инвесторами на территории Российской Федерации в соответствии с Законом созданы условия осуществления ими деятельности, исходя из объёма предоставленных прав и наделения обязанностей, т.е. исходя из их правосубъектности.[22]
3.2. Обеспечение самостоятельной правоспособности лиц без гражданства как способ защиты
Термин «безгражданство» в теории права определяет такое правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-нибудь государства. Безгражданство может быть абсолютным (безгражданство с момента рождения) и относительным (безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства).
Необходимо отметить тенденцию большинства правовых государств бороться с правовой аномалией безгражданства. Результатом стало создание таких необходимых международно-правовых документов как Всеобщая декларация прав человека 1948г. и Европейская конвенция о гражданстве, где провозглашено право на гражданство. Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными.
В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранных граждан. Однако необходимо определить важный момент: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать лицам без гражданства в Российской Федерации защиту. Как и иностранные граждане, лица без гражданства не несут воинской обязанности, не обладают таким конституционным правом на территории Российской Федерации как избирательное, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Россия не принимает участие ни в одном международном договоре, специально посвящённым лицам без гражданства и ограничивается внутренними мерами.
Обеспечивая защиту лицам без гражданства и используя концепцию защиты прав человека, Россия ориентируется на европейские стандарты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами в Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри государственные средства правовой защиты.[23]
«Россия, вступив в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию, и мы не вправе даже формально юридически отгораживаться от внешнего мира и должны ориентироваться на европейские стандарты», - сказал уполномоченный по правам человека Олег Миронов.
Правозащитная идея основана на уважении к себе и к своей Родине, патриотизме, восприятии чужой беды как своей собственной. И здесь особенно важно вспомнить проблему беженцев, страдание мирного населения, которое покидает свои дома и впоследствии становится беженцами, приобретает такой статус в силу объективных причин.
Россия предоставляет защиту беженцам, исходя из сотрудничества на международном уровне и тем самым приводя законодательство Российской Федерации в области прав человека в соответствие с нормами международного права. Внутреннее законодательство России также определяет нравственную категорию защиты прав человека и позволяет лицам без гражданства в случае признания их беженцами принять гражданство Российской Федерации. Данное условие, закреплённое в ст.13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.03г. №151-ФЗ определяет наличие правоспособности лиц без гражданства при приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, при наличии дееспособности и достижения 18-го возраста. Тем самым российское законодательство определяет самостоятельную правосубъектность лиц без гражданства, без чего невозможно гарантировать возможность восстановить статус гражданства, которым лицо не владело с рождения, либо утратило в силу каких-либо причин.
Одной из характеристик правового государства является тот факт, что оно, подчиняясь международному контролю и взятым на себя обязательствам, предоставляет всем лицам без гражданства, находящимся на его территории, определённые права на участие в социальной, экономической, общественной жизни общества, пока они не приобрели статус гражданства.
Следовательно, лица без гражданства, в том числе беженцы, могут участвовать и в гражданско-правовых отношениях, которые являются неотъемлемой частью экономико-социальной жизни российского общества. Такое участие обеспечивает лицам без гражданства правоспособность и дееспособность, определяемая российским законодательством.
Ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием лиц без гражданства.
3.3. Характеристика правоспособности и дееспособности иностранных лиц и лиц без гражданства
Приобретение иностранными лицами и лицами без гражданства Российской Федерации – самостоятельный факт, характеризующий правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вопрос приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентирован в Законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02г. №62-ФЗ (в ред. От 11.11.03г. №151-ФЗ).
Для приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства Российской Федерации необходимо наличие следующих фактов:
достижение 18-го возраста;
наличие дееспособности;
наличие заявления о приёме в гражданство.
Приём в гражданство Российской Федерации осуществляется, как в общем, так и в упрощённом порядке.
Заключение.
Целью данной работы было раскрытие важных моментов, касающихся правоспособности и дееспособности граждан.
Проанализировав все вышесказанное относительно правоспособности и дееспособности физических лиц, можно сделать вывод, что речь идет о взаимосвязанных и взаимозависимых понятиях.
Каждое из этих понятий занимает свое место в правовом регулировании гражданских отношений физических лиц.
И если правоспособность служит непременной предпосылкой наделения граждан правом, то дееспособность служит правовым инструментом претворения этого права в жизнь.
По количеству ограничений дееспособности можно судить о степени свободы граждан в нашем обществе.
Делая выводы, хотелось бы акцентировать внимание на том, что между рассматриваемыми понятиями "правоспособность" и "дееспособность" нельзя поставить знак равенства, правоспособность едина для всех и является мерилом равноправия граждан, а дееспособность принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, наступая по достижении гражданином определенного возраста.
Правоспособность и дееспособность не тождественны друг другу, есть существенные различия:
1. правоспособность вне зависимости от возраста, ведь правоспособность возникает в момент его рождения, а прекращается биологической смерть в момент, когда возврат к жизни исключен, тогда как дееспособность гражданина находится в прямой от него зависимости;
2. на правоспособность не влияет состояние здоровья физического лица, а дееспособность нередко предполагается серьезными отклонениями в состоянии здоровья субъекта права;