Файл: М-733.Буров. Экономика предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 1213

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В директиве Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» предусмотрено [5]:

  • снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2010 г. не менее чем на 31%, в 2015 г. не менее чем на 50%, в 2020 г. не менее чем на 60% к уровню 2005 года;

  • обеспечение в 2012 г. не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и в 2015 г. вовлечение в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений.

Система показателей использования материальных ресурсов включает группы обобщающих и частных показателей, а также нормы их расхода [7, с. 132–136].

Обобщающие показатели использования материальных ресурсов:

  • материалоемкость производства – характеризует уровень и эффективность использования материальных ресурсов в целом по производству и включает такие параметры, как энергоемкость, металлоемкость, топливоемкость производства;

  • материалоотдача производства – величина, обратная материало-емкости производства;

  • материалоемкость продукции – характеризует стоимость всех материальных затрат либо на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции;

  • материалоотдача продукции – обратная величина материалоемкости продукции;

  • энергоемкость продукции – характеризует стоимость затрат всех видов энергии либо на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции.

Частные показатели включают: показатели полезного использования материальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов, степень вовлечения их в производство.

Показатели полезного использования материальных ресурсов:

  • коэффициент извлечения продукта из исходного сырья – отношение веса (объема) извлеченного продукта к его количеству, содержащемуся
    в исходном сырье;

  • коэффициент выхода продукции из исходного сырья – отношение количества произведенной продукции к количеству израсходованного сырья;

  • коэффициент использования материала – отношение чистого веса изделия к норме расхода материала;

  • коэффициент раскроя – отношение площади заготовок к площади раскраиваемого материала;

  • расходный коэффициент – отношение нормы расхода к полезному расходу материальных ресурсов.

3. Повышение эффективности
использования материальных ресурсов

Источники экономии материальных ресурсов показывают, за счет чего может быть достигнута экономия.

Пути (направления) экономии показывают, каким образом, с помощью каких мероприятий может быть достигнута экономия (качественная подготовка сырья).

Резервы экономии материальных ресурсов – это возникающие или возникшие, но еще не реализованные возможности улучшения использования материальных ресурсов [9, с. 156, 157].


Выделяют три группы резервов: народнохозяйственные, общепромышленно-межотраслевые, внутрипроизводственные (цеховые, заводские, отраслевые) (рис. 15).

Народнохозяйственные резервы – установление прогрессивных народнохозяйственных пропорций в отраслевой структуре промышленности; совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса, хозяйственного механизма, внешнеэкономических связей.

Общепромышленно-межотраслевые резервы – рациональные связи между отраслями; эффективная разработка месторождений; развитие специализации, кооперирования и комбинирования; создание и развитие предприятий различных видов и форм собственности; ресурсосбережение.



Рис. 15. Виды резервов экономии материальных ресурсов

Внутрипроизводственные – улучшение использования материальных ресурсов через совершенствование техники, технологий и организации процессов производства, выпуск новой, более совершенной продукции.

Главное направление экономии материальных ресурсов – увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах) [7, с. 120–123].



Тема 6. Нематериальные активы предприятия

1. Повышение роли нематериальных ресурсов предприятия

Хорошо известно, что большая часть ресурсов предприятий в развитых странах имеет сегодня нематериальный характер.

Роль нематериальных ресурсов в хозяйственной деятельности предприятий непрерывно возрастает. Их доля в структуре цены продажи предприятий в настоящее время достигает на мировом рынке 90–95%. В Республике Беларусь этот показатель не превышает нескольких процентов.

Нематериальные ресурсы включают нематериальные активы и неосязаемые активы.

2. Нематериальные активы предприятия: понятие, состав

Нематериальные активы представляют собой совокупность не имею-щего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев) [6].

Под нематериальными активами понимается собственность, имеющая денежную оценку, но не имеющая физического воплощения.

Согласно нормативно-правовым документам Республики Беларусь, нематериальные активы включают принадлежащие их обладателю имущественные права [6]:

  • на объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения, средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки);

  • на другие объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяется право промышленной собственности;

  • на являющиеся объектами авторского права произведения науки, литературы и искусства:

      • на первичные произведения: литературные, научные (статьи, монографии, отчеты), драматические и музыкально-драматические, произведения хореографии, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, произведения архитектуры, градостроительства и т.д.;

      • на производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства;

      • на составные произведения: сборники, энциклопедии, антологии, атласы, другие составные произведения;

  • на объекты смежных прав: исполнения произведений, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного телевидения;

  • на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;

  • на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающее из лицензионных и авторских договоров;

  • на пользование природными ресурсами, землей и т.д.


Нематериальные активы имеют фиксированную стоимость, учитываются в бухгалтерских документах и подлежат амортизации, которая рассчитывается, исходя из срока службы актива или из периода в 10 лет.

3. Неосязаемые активы предприятия

Неосязаемые активы – это часть концептуальных, информационных, интеллектуальных, коммуникационных ресурсов, в настоящее время не поддающихся измерению согласно стандартам финансовой отчетности и не признаваемых в бухгалтерском учете.

Эти активы, т.е. контролируемые предприятием ресурсы, являются существенными факторами повышения эффективности производства и реализации продукции предприятия. Но пока нет способов выделения их из общей стоимости предприятия как дифференцированных стоимостей. Поэтому предприятие, обладающее значительными неосязаемыми активами, по сравнению с другим предприятием не может обосновать выделение ему более значительных кредитных или инвестиционных ресурсов, хотя успешность такого предприятия очевидна.

В состав неосязаемых активов входят: миссия, стратегия и цели организации; моральные ценности персонала, культура труда, организационная структура; отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, государственными и муниципальными органами, общественными организациями; системы сетевого взаимодействия; брэнд, гудвилл и т.п.

Концептуальные ресурсы – это средства, задающие направление развития организации для достижения высокой эффективности (миссия, концепция, стратегия, цели).

Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах [4].

Интеллектуальные ресурсыресурсы обретения и применения новых знаний (обучение, привлечение сторонних консультантов и др.),
а также
знания технологий и «ноу-хау» как совокупности методов и устройств, используемых для обработки предметов труда.

Коммуникационные ресурсы – средства сообщения и связи, информационные контакты и процессы, посредством которых некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя.

О значимости для предприятия неосязаемых активов можно судить по тому, что, по данным американских исследователей, из каждых ста разорившихся предприятий и фирм 98% прекратили свое существование из-за неправильно выбранной цели.


Р А З Д Е Л III

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ



Тема 1. Система планирования деятельности
предприятия


1. Сущность, цели и задачи планирования

Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения – основа последующей целенаправленной деятельности [23, с. 7]. Планирование – это в первую очередь задание целей любой системе или подсистеме.

Планирование – это процесс разработки плана, включая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание последовательности деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективы [12, с. 267]:



Рис. 16. Планирование в схеме взаимодействия
основных семи функций управления (прямая и обратная связь субъекта
и объекта) [23, с. 7]

Субъект – тот, кто воздействует. Объект – тот, на кого воздействуют.

Процесс планирования заключается в разработке документов, содержащих цели, задачи, этапы, ресурсы, исполнителей и сроки выполнения работ.

С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования пропорций производства [23, с. 5].

С позиции управления производством планирование – это одна из семи основных функций управления (планирование; регулирование; стимулирование; учет; анализ; контроль; организация) [23, с. 6].

В рамках седьмой функции – организации – реализуются все остальные функции прямой связи: планирование, регулирование, стимулирование и обратной связи: учет, анализ, контроль.

2. Виды планирования

В зависимости от обязательности выполнения планов различают директивное и индикативное планирование:


Рис. 17. Виды планирования в организации


Директивное планирование предполагает применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Директивный план является обязательным для выполнения, регламентируется соответствующими документами – законами, указами, приказами, распоряжениями, выполнение строго контролируется. Применяется во всех государствах в областях обороны, безопасности, чрезвычайных ситуаций, устранения дестабилизирующих воздействий [19, c. 10]. На предприятии директивное планирование применяется в текущем планировании [20, с. 19].

Индикативное планирование предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит рекомендательный характер, однако в распоряжении государства для достижения поставленных целей остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций. Индикативные планы применяются при разработке программ, прогнозов социально-экономического развития [19, c. 14]. На предприятии индикативное планирование применяется в перспективном планировании [20, с. 19].


В зависимости от срока действия и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет (10, 15, 20 лет). Обычно включает социальное, экономическое и научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование – от 1 года до 5 лет.

Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование [7, с. 148].

По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование – это поиск новых возможностей развития предприятия (организации); тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей; оперативно-производственное планирование – это процесс реализации возможностей в конкретном исполнении. Например, развитие предприятия путем создания филиалов и дочерних предприятий в других регионах.

Стратегическое планирование – это часть управленческой деятельности по созданию и поддержанию основных соответствий между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями, изменениями в сфере маркетинга и достижением главного преимущества перед конкурентами.

Стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, ориентированная на будущее направление развития [23, с. 19].

Этапы стратегического планирования [7, с. 151]:

  • определение миссии предприятия (организации);

  • формулирование целей и задач функционирования предприятия;

  • анализ и оценка внешней среды;

  • анализ и оценка внутренней структуры предприятия;

  • разработка и анализ стратегических инициатив;

  • выбор стратегии.

Тактическое планирование (технико-экономическое) – это планирование всей деятельности предприятия и его структурных подразделений в объемных показателях (штуках, рублях) путем сопоставления ресурсов
с потребностями
и доведения заданий по выпуску продукции в виде рекомендаций линейному персоналу с учетом норм расхода и затрат [23,
с. 14, 15].
Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Это развернутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, отвечающая на вопрос, как предприятие может достичь перспективных целей [7, с. 156].

В тактический план развития предприятия (организации) входят следующие разделы [7, с. 156–160; 9, с. 334]:

  • план реализации продукции (план продаж);

  • план производства продукции (производственная программа);

  • план по маркетингу;

  • план научных исследований и разработок;

  • план инноваций (технического, технологического и организационного развития предприятия);

  • план инвестиций и капитального строительства;

  • план по внешнеэкономической деятельности;

  • план материально-технического снабжения;

  • план по персоналу и оплате труда;

  • план по издержкам производства, прибыли и рентабельности;

  • финансовый план;

  • план по фондам специального назначения (фонд накопления, фонд потребления, инновационный фонд и т.п.);

  • план природоохранных и экологических мероприятий;

  • план социального развития коллектива;

  • экономическая эффективность производства;

  • нормы и нормативы.