ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 1197
Скачиваний: 7
В директиве Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» предусмотрено [5]:
-
снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2010 г. не менее чем на 31%, в 2015 г. не менее чем на 50%, в 2020 г. не менее чем на 60% к уровню 2005 года;
-
обеспечение в 2012 г. не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и в 2015 г. вовлечение в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений.
Система показателей использования материальных ресурсов включает группы обобщающих и частных показателей, а также нормы их расхода [7, с. 132–136].
Обобщающие показатели использования материальных ресурсов:
-
материалоемкость производства – характеризует уровень и эффективность использования материальных ресурсов в целом по производству и включает такие параметры, как энергоемкость, металлоемкость, топливоемкость производства;
-
материалоотдача производства – величина, обратная материало-емкости производства;
-
материалоемкость продукции – характеризует стоимость всех материальных затрат либо на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции;
-
материалоотдача продукции – обратная величина материалоемкости продукции;
-
энергоемкость продукции – характеризует стоимость затрат всех видов энергии либо на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции.
Частные показатели включают: показатели полезного использования материальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов, степень вовлечения их в производство.
Показатели полезного использования материальных ресурсов:
-
коэффициент извлечения продукта из исходного сырья – отношение веса (объема) извлеченного продукта к его количеству, содержащемуся
в исходном сырье; -
коэффициент выхода продукции из исходного сырья – отношение количества произведенной продукции к количеству израсходованного сырья;
-
коэффициент использования материала – отношение чистого веса изделия к норме расхода материала;
-
коэффициент раскроя – отношение площади заготовок к площади раскраиваемого материала;
-
расходный коэффициент – отношение нормы расхода к полезному расходу материальных ресурсов.
3.
Повышение эффективности
использования
материальных ресурсов
Источники экономии материальных ресурсов показывают, за счет чего может быть достигнута экономия.
Пути (направления) экономии показывают, каким образом, с помощью каких мероприятий может быть достигнута экономия (качественная подготовка сырья).
Резервы экономии материальных ресурсов – это возникающие или возникшие, но еще не реализованные возможности улучшения использования материальных ресурсов [9, с. 156, 157].
Выделяют три группы резервов: народнохозяйственные, общепромышленно-межотраслевые, внутрипроизводственные (цеховые, заводские, отраслевые) (рис. 15).
Народнохозяйственные резервы – установление прогрессивных народнохозяйственных пропорций в отраслевой структуре промышленности; совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса, хозяйственного механизма, внешнеэкономических связей.
Общепромышленно-межотраслевые резервы – рациональные связи между отраслями; эффективная разработка месторождений; развитие специализации, кооперирования и комбинирования; создание и развитие предприятий различных видов и форм собственности; ресурсосбережение.
Рис. 15. Виды резервов экономии материальных ресурсов
Внутрипроизводственные – улучшение использования материальных ресурсов через совершенствование техники, технологий и организации процессов производства, выпуск новой, более совершенной продукции.
Главное направление экономии материальных ресурсов – увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах) [7, с. 120–123].
Тема 6. Нематериальные активы предприятия
1. Повышение роли нематериальных ресурсов предприятия
Хорошо известно, что большая часть ресурсов предприятий в развитых странах имеет сегодня нематериальный характер.
Роль нематериальных ресурсов в хозяйственной деятельности предприятий непрерывно возрастает. Их доля в структуре цены продажи предприятий в настоящее время достигает на мировом рынке 90–95%. В Республике Беларусь этот показатель не превышает нескольких процентов.
Нематериальные ресурсы включают нематериальные активы и неосязаемые активы.
2. Нематериальные активы предприятия: понятие, состав
Нематериальные активы представляют собой совокупность не имею-щего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев) [6].
Под нематериальными активами понимается собственность, имеющая денежную оценку, но не имеющая физического воплощения.
Согласно нормативно-правовым документам Республики Беларусь, нематериальные активы включают принадлежащие их обладателю имущественные права [6]:
-
на объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения, средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки);
-
на другие объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяется право промышленной собственности;
-
на являющиеся объектами авторского права произведения науки, литературы и искусства:
-
на первичные произведения: литературные, научные (статьи, монографии, отчеты), драматические и музыкально-драматические, произведения хореографии, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, произведения архитектуры, градостроительства и т.д.;
-
на производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства;
-
на составные произведения: сборники, энциклопедии, антологии, атласы, другие составные произведения;
-
-
на объекты смежных прав: исполнения произведений, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного телевидения;
-
на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;
-
на использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающее из лицензионных и авторских договоров;
-
на пользование природными ресурсами, землей и т.д.
Нематериальные активы имеют фиксированную стоимость, учитываются в бухгалтерских документах и подлежат амортизации, которая рассчитывается, исходя из срока службы актива или из периода в 10 лет.
3. Неосязаемые активы предприятия
Неосязаемые активы – это часть концептуальных, информационных, интеллектуальных, коммуникационных ресурсов, в настоящее время не поддающихся измерению согласно стандартам финансовой отчетности и не признаваемых в бухгалтерском учете.
Эти активы, т.е. контролируемые предприятием ресурсы, являются существенными факторами повышения эффективности производства и реализации продукции предприятия. Но пока нет способов выделения их из общей стоимости предприятия как дифференцированных стоимостей. Поэтому предприятие, обладающее значительными неосязаемыми активами, по сравнению с другим предприятием не может обосновать выделение ему более значительных кредитных или инвестиционных ресурсов, хотя успешность такого предприятия очевидна.
В состав неосязаемых активов входят: миссия, стратегия и цели организации; моральные ценности персонала, культура труда, организационная структура; отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, государственными и муниципальными органами, общественными организациями; системы сетевого взаимодействия; брэнд, гудвилл и т.п.
Концептуальные ресурсы – это средства, задающие направление развития организации для достижения высокой эффективности (миссия, концепция, стратегия, цели).
Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах [4].
Интеллектуальные
ресурсы –
ресурсы
обретения и применения новых знаний
(обучение, привлечение сторонних
консультантов и др.),
а также знания
технологий и «ноу-хау» как совокупности
методов и устройств, используемых для
обработки предметов труда.
Коммуникационные ресурсы – средства сообщения и связи, информационные контакты и процессы, посредством которых некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя.
О значимости для предприятия неосязаемых активов можно судить по тому, что, по данным американских исследователей, из каждых ста разорившихся предприятий и фирм 98% прекратили свое существование из-за неправильно выбранной цели.
Р А З Д Е Л III
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема
1. Система
планирования деятельности
предприятия
1. Сущность, цели и задачи планирования
Планирование представляет собой процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения – основа последующей целенаправленной деятельности [23, с. 7]. Планирование – это в первую очередь задание целей любой системе или подсистеме.
Планирование – это процесс разработки плана, включая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание последовательности деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективы [12, с. 267]:
Рис. 16. Планирование
в схеме взаимодействия
основных
семи функций управления (прямая и
обратная связь субъекта
и объекта)
[23, с. 7]
Субъект – тот, кто воздействует. Объект – тот, на кого воздействуют.
Процесс планирования заключается в разработке документов, содержащих цели, задачи, этапы, ресурсы, исполнителей и сроки выполнения работ.
С общеэкономической позиции планирование – это один из методов регулирования пропорций производства [23, с. 5].
С позиции управления производством планирование – это одна из семи основных функций управления (планирование; регулирование; стимулирование; учет; анализ; контроль; организация) [23, с. 6].
В рамках седьмой функции – организации – реализуются все остальные функции прямой связи: планирование, регулирование, стимулирование и обратной связи: учет, анализ, контроль.
2. Виды планирования
В зависимости от обязательности выполнения планов различают директивное и индикативное планирование:
Рис. 17. Виды планирования в организации
Директивное планирование предполагает применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Директивный план является обязательным для выполнения, регламентируется соответствующими документами – законами, указами, приказами, распоряжениями, выполнение строго контролируется. Применяется во всех государствах в областях обороны, безопасности, чрезвычайных ситуаций, устранения дестабилизирующих воздействий [19, c. 10]. На предприятии директивное планирование применяется в текущем планировании [20, с. 19].
Индикативное планирование предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит рекомендательный характер, однако в распоряжении государства для достижения поставленных целей остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций. Индикативные планы применяются при разработке программ, прогнозов социально-экономического развития [19, c. 14]. На предприятии индикативное планирование применяется в перспективном планировании [20, с. 19].
В зависимости от срока действия и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет (10, 15, 20 лет). Обычно включает социальное, экономическое и научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование – от 1 года до 5 лет.
Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование [7, с. 148].
По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование – это поиск новых возможностей развития предприятия (организации); тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей; оперативно-производственное планирование – это процесс реализации возможностей в конкретном исполнении. Например, развитие предприятия путем создания филиалов и дочерних предприятий в других регионах.
Стратегическое планирование – это часть управленческой деятельности по созданию и поддержанию основных соответствий между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями, изменениями в сфере маркетинга и достижением главного преимущества перед конкурентами.
Стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития. Стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, ориентированная на будущее направление развития [23, с. 19].
Этапы стратегического планирования [7, с. 151]:
-
определение миссии предприятия (организации);
-
формулирование целей и задач функционирования предприятия;
-
анализ и оценка внешней среды;
-
анализ и оценка внутренней структуры предприятия;
-
разработка и анализ стратегических инициатив;
-
выбор стратегии.
Тактическое
планирование (технико-экономическое)
– это планирование всей деятельности
предприятия и его структурных подразделений
в объемных показателях (штуках, рублях)
путем
сопоставления ресурсов
с потребностями
и доведения
заданий по выпуску продукции в виде
рекомендаций линейному персоналу с
учетом норм расхода и затрат [23,
с.
14, 15]. Тактическое
планирование
является средством реализации
стратегических планов. Это развернутая
программа всей производственной,
хозяйственной и социальной деятельности
предприятия, отвечающая на вопрос, как
предприятие может достичь перспективных
целей [7, с. 156].
В тактический план развития предприятия (организации) входят следующие разделы [7, с. 156–160; 9, с. 334]:
-
план реализации продукции (план продаж);
-
план производства продукции (производственная программа);
-
план по маркетингу;
-
план научных исследований и разработок;
-
план инноваций (технического, технологического и организационного развития предприятия);
-
план инвестиций и капитального строительства;
-
план по внешнеэкономической деятельности;
-
план материально-технического снабжения;
-
план по персоналу и оплате труда;
-
план по издержкам производства, прибыли и рентабельности;
-
финансовый план;
-
план по фондам специального назначения (фонд накопления, фонд потребления, инновационный фонд и т.п.);
-
план природоохранных и экологических мероприятий;
-
план социального развития коллектива;
-
экономическая эффективность производства;
-
нормы и нормативы.