ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 1206
Скачиваний: 7
Оперативное планирование (оперативно-производственное, оперативно-календарное) – это планирование производственного процесса как совокупности операций с их увязкой в пространстве и во времени в физически детализированных показателях путем доведения планов-графиков хода процессов до линейных руководителей и приведения системы в равновесие согласно заданным параметрам [23, с. 14, 15].
Бизнес-планирование – это оценка целесообразности того или иного проекта или мероприятия, как правило, требующих для своей реализации крупных инвестиций. Бизнес-план несет в себе элементы стратегического, тактического и оперативного планирования.
Бизнес-план (англ. business plan) представляет собой документ, в котором описываются все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализируются все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяются способы решения этих проблем. В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями [24, с. 9].
Бизнес-план – это экономическая программа эффективного управления предприятием.
В Правилах по
разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов, утвержденных постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 8 августа 2005 г. № 873, рекомендуются
следующие разделы бизнес-плана:
-
резюме;
-
характеристика организации и стратегия ее развития;
-
описание продукции;
-
анализ рынков сбыта;
-
стратегия маркетинга;
-
производственный план;
-
организационный план;
-
инвестиционный план;
-
прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
-
показатели эффективности проекта;
-
юридический план.
3. Принципы и методы планирования
При планировании следует применять следующие принципы:
– системности – предполагает определение общей цели системы и подчинение деятельности всех подсистем этой общей цели;
– непрерывности – учитывает преемственность долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов;
– целенаправленности – требует, чтобы план носил целевой характер, был направлен на достижение ясной цели;
– приоритетности – позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях;
– оптимальности – означает выбор наилучшего, самого эффективного варианта планируемых действий;
– адекватности – требует планирования целей и действий, соответствующих имеющимся возможностям;
– экономичности – означает необходимость получения экономического выигрыша в доходах, превышающих расходы на процесс планирования.
Рис. 18. Методы планирования
Р ис. 19. Схема взаимодействия среднесрочного и текущего планирования
Тема
2.
Производственная
программа
предприятия
1.
Производственная программа предприятия:
понятие, структура
Производственная программа (план производства продукции) – это план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции [13, с. 127]:
Рис. 20. Состав производственной программы предприятия
Основные разделы производственной программы – план производства в натуральном выражении и план производства в стоимостном выражении.
При
составлении плана
производства в натуральном выражении
применяют натуральные измерители
физического объема выпускаемой продукции
(штуки, тонны, метры и т.п.). Все расчеты
плана производства ведут по номенклатуре
и ассортименту выпускаемой продукции
[11,
с. 226].
Номенклатура (лат. nomenklatura – роспись имен) – систематизированный перечень названий материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг [26, с. 440].
Ассортимент – перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам) [26, с. 37].
Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, а ассортимент – детализированный перечень позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.
Второй раздел производственной программы – это план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию [11, с. 227].
Стоимостными показателями выпуска продукции выступает валовая, товарная и чистая продукция:
Рис. 21. Состав стоимостных показателей продукции
Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми цехами, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри организации (предприятия) для дальнейшей обработки или была реализована на сторону.
Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности организации (предприятия) за определенный период времени.
Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.
Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля (ОТК) и не сданная на склад готовой продукции.
Товарная продукция – стоимость всей продукции, произведенной организацией (предприятием) за определенный период времени (например, за год), за вычетом продукции внутризаводского оборота и не законченной производством продукции.
Реализованная продукция – это денежное выражение объема продукции, поступившей на рынок, проданной организацией (предприятием) за определенный период и оплаченной покупателем [26, с. 598]. Это вся проданная товарная продукция, произведенная организацией за определенный период, или ее часть, а также реализованные остатки продукции, имевшиеся на начало периода.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).
План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.
План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:
-
государственный заказ;
-
заказы потребителей (по договорам и контрактам);
-
потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].
Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.
Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.
2. Этапы разработки производственной программы
Производственная программа предприятия нацелена на выполнение плана продаж продукции и основывается на возможностях производственной мощности предприятия:
Таблица 5
Этапы разработки производственной программы
№ п/п |
Производственная программа предприятия |
1. |
Определяются номенклатура и ассортимент продукции и объем ее поставок в натуральном выражении согласно плану продаж, на основании государственного заказа, заключенных хозяйственных договоров и планируемого объема продукции для свободной продажи |
2. |
Составляется план поставок продукции потребителям в нату-ральном выражении |
3. |
Определяется
изменение остатков
нереализованной
продукции |
4. |
Определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода |
5. |
Объем производства обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям, участкам, цехам, организации (предприятию) |
6. |
Рассчитываются стоимостные измерители – товарная и реализованная продукция |
7. |
Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами |
8. |
Программа планируется по основным и вспомогательным цехам организации (предприятия) |
3. Производственная мощность предприятия
Производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это способность закрепленных средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (месяц, сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы [18, с. 124].
Производственная мощность – максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период (обычно за год, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии [26, с. 567].
Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственные мощности.
Входная мощность – производственная мощность предприятия или цеха, участка на 1 января текущего года или на иную конкретную дату.
Выходная мощность – мощность предприятия (цеха, участка) на конец планового периода.
Рис. 22. Показатели для расчета производственной мощности предприятия
Проектная мощность – производственная мощность предприятия (цеха, участка), введенная в действие, но не освоенная. Оборудование еще не эксплуатируется.
Среднегодовая мощность – это производственная мощность, которой будет располагать предприятие (цех, участок) в среднем за год или за расчетный период. Среднегодовая мощность (ПМсг)определяется балансовым методом: прибавлением к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитанием среднегодового ее выбытия по следующей формуле:
где ПМН – мощность на начало года (входная);
ПМвв – мощность, введенная в течение года;
ПМвыб – мощность, выбывшая в течение года;
n1, n2 – количество полных месяцев до конца года с момента соответственно ввода и выбытия мощностей.
Нормы производительности оборудования для вновь создающихся предприятий принимаются паспортные, а для действующих предприятий – технически обоснованные, но не ниже паспортной нормы.
При расчете производственной мощности принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования. Для расчета трудоемкости используются плановая номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
Рис. 23. Состав оборудования по его эксплуатационному состоянию
Рис. 24. Нормы производительности оборудования
Рис. 25. Структура годового фонда времени работы оборудования
Коэффициент использования производственной мощности определяется как отношение объема продукции, произведенной за определенный период, к среднегодовой мощности за тот же период.
Тема 3. Экономический расчет хозяйствования предприятий
1. Бюджетный, хозяйственный, коммерческий расчеты
Основным методом управления предприятием является экономический. Его смысл заключается в том, что при принятии управленческих решений производятся расчеты соотношения затрат и результатов.
В зависимости от того, как соотносятся доходы и расходы предприятия, за счет каких источников предприятие получает доходы и покрывает расходы, различают три метода хозяйствования: бюджетный расчет, хозяйственный расчет, коммерческий расчет.
Бюджетный расчет – это метод хозяйствования, при котором текущие затраты частично или полностью покрываются за счет средств бюджета [7, с. 400].