Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Характеристика предприятия).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы значения человеческого фактора в управлении на макро и микроуровне
1.1 Значение организации труда на предприятии
1.2 Значение человеческого фактора в деятельности организации
1.3 Влияние человеческого фактора в антикризисной управлении организацией
2 Анализ значения человеческого фактора в управлении организацией на примере ООО «Круиз»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Особенности анализа показателей движения трудовых ресурсов
2.3 Анализ влияния человеческого фактора на деятельность организации
Проанализируем за возрастной структурой коллектива, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 Количественный состав персонала по возрасту и гендерному признаку
Возрастная категория |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Удельный вес, % |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||||||
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
|
2 |
- |
3 |
1 |
7 |
1 |
6 |
- |
5 |
8 |
13 |
7 |
|
26-35 лет |
4 |
2 |
8 |
2 |
13 |
3 |
11 |
25 |
16 |
15 |
23 |
20 |
36-45 лет |
9 |
3 |
17 |
6 |
23 |
5 |
26 |
36 |
39 |
38 |
41 |
33 |
46-55 лет |
13 |
2 |
12 |
2 |
9 |
4 |
37 |
25 |
27 |
15 |
16 |
27 |
Старше 56 л. |
7 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
20 |
13 |
9 |
15 |
7 |
13 |
Итого: |
35 |
8 |
44 |
13 |
56 |
15 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
За анализируемый период в организации в основном работают люди в возрасте от 46 до 55 лет и от 36-45 лет, их процентное соотношения в структуре за 2014 год составляет 35 % и 28%.
В 2015 году численность персонала от 46-55 лет составляла 24%, это на 11% меньше чем в 2014 году и на 6% меньше чем в 2016 году. Это связано с выходом на пенсию работников. С другой стороны в 2016 году наметилась тенденция к омоложению состава. Доля работников от 26 до 35 лет составляет 23, % что имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Самая малая доля приходится на работников в возрасте от 18 до 25 лет 11 %. Старение кадров может привести к тому, что через несколько лет предприятие будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных работников, эта проблема уже существует.
Таким образом, целесообразно руководителю предприятием уделить больше внимания молодым кадрам, которым необходимо передавать практические навыки работы, организовывать недели обмена опытом, конкурсы профессионального мастерства.
Поскольку изменения в количественном составе происходят в результате движения персонала, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание. Данные персонала представлены таблице 3.
Таблица 3 Данные о движении персонала 2014 - 2016 гг., чел.
Наименование показателей |
Численность работников |
Отклонение 2015 к 2014 году |
Отклонение 2016 к 2015 году |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Абс. |
Отн.% |
Абс. |
Отн.% |
|
Численность персонала на начало года |
40 |
43 |
57 |
3 |
107,5 |
14 |
132,5 |
Принято работников |
5 |
25 |
27 |
20 |
500 |
2 |
108 |
Выбыло работников, в т.ч. |
2 |
11 |
10 |
9 |
550 |
-1 |
90,9 |
- в связи с сокращением численности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- по собственному желанию |
2 |
11 |
10 |
9 |
550 |
-1 |
90,9 |
Численность на начало года |
43 |
57 |
71 |
14 |
132,5 |
14 |
124,5 |
Среднесписочная численность |
41,5 |
50 |
64 |
8,5 |
120,4 |
14 |
128 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,12 |
0,50 |
0,38 |
0,38 |
416,6 |
-0,13 |
76 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,05 |
0,22 |
0,16 |
0,17 |
440 |
-0,06 |
72,7 |
Коэффициент постоянства |
0,96 |
0,86 |
0,89 |
-0,04 |
89,5 |
0,03 |
103,4 |
Из таблицы видно, что коэффициенты оборота по приему работников и оборота по выбытию невысоки, специалисты отдела кадров всегда интересуются, по какой причине увольняется тот или другой работник. Эти причины можно классифицировать следующим образом:
2.3 Анализ влияния человеческого фактора на деятельность организации
В таблице 4 раскроем основные причины увольнения персонала ООО «Круиз:
Таблица 4 Причины увольнения персонала ООО «Круиз»
Наименование причины увольнения |
2016 год |
Экономические причины |
36 |
Психологический климат в коллективе |
28 |
Нарушители трудовой дисциплины |
5 |
По семейным обстоятельствам |
2 |
Всего: |
71 |
Главная причина текучести – это низкая заработная плата, среднегодовой доход 1 работника составляет 286,53 тыс. рублей, что для г.Ворожен очень мало. Целесообразно ее пересмотреть, т.к. наблюдается отток квалифицированных кадров в другие сферы деятельности.
Несмотря на множество функций выполняемых отделом кадров ООО «Круиз», некоторые из них не выполняются должным образом. Так, функции ведения документации по кадрам и учет личного состава выполняются не в полной мере. Также имеется недостаточное информирование персонала об имеющихся вакансиях. Недостаточно эффективно формируется и ведется банк данных о количественном и качественном составе кадров.
Следует ввести коррективы в обеспечение предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и предметом деятельности общества. В процесс проведения аттестации работников общества, ее методического и информационного обеспечения также стоит внести изменения. Остальные функции отдела кадров ООО «Круиз» выполняются нормально, но для полноценной работы нужно регулировать имеющиеся недостатки в функциях кадровой службы ООО «Круиз».
Мероприятия по совершенствованию работы с кадрами с целью снижения их текучести должны содержать:
- предложения по совершенствованию критериев и методов подбора и расстановки кадров;
- методики совершенствования аттестации кадров на предприятии, работы с резервом на выдвижение, повышения квалификации кадров;
- предложения по формам оплаты труда и видам льгот в целях привлечения, найма и закрепления работников на предприятии;
- методику оценки трудовой деятельности и доведения ее до работников:
рекомендации по совершенствованию организации и условий труда — повышение качества трудовой жизни; - методы перемещения сотрудников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на должности или участки работы, ротация кадров;
- рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.
По каждому из указанных направлений развития кадрового потенциала в настоящее время имеются отечественные и зарубежные методики, которые должны быть предложены разработчиками проекта с учетом специфики данного предприятия.
Руководитель предприятия должен выбрать для себя стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, попустительный). Знать методы формирования коллектива и поддержания в нем нормального социально-психологического климата.
Изучив сложившееся в ООО «Круиз» состояние работы по управлению персоналом, считаю необходимым в целях её совершенствования выполнить следующие мероприятия:
Таблица 5 - Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом с учетом специфики туристической отрасли
Раздел |
Содержание мероприятий |
Основные результаты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты проведенных опросов
|
2.4 Расчет экономической эффективности с целью оптимизации влияния человеческого фактора на систему управления организацией
Рассчитаем экономический эффект от двух мероприятий – повышению квалификации и развитию кадров туристической организации и эффект от реализации маркетинговой стратегии ключевыми сотрудниками офиса.
Сегодня во всем мире конкурентоспособность предприятия, определяют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень мотивации персонала, организационные структуры и формы работы, позволяющие достичь высокого уровня конкурентоспособности работников и эффективнее использовать их трудовой потенциал.
Развитие персонала
В качестве одного из мероприятий по повышению конкурентоспособности компании ООО «Круиз» за счет повышения квалификации работников предлагается система внедрения поощрительной надбавки за профессиональное мастерство.
В новой надбавке предусмотрена возможность установления поощрительных надбавок за личный вклад в результаты деятельности ООО «Круиз», а также в этой надбавке учитывается стаж и уровень образования сотрудника (естественно, приветствует образование в сфере социального сервиса и туризма_.
Поощрительная надбавка устанавливается за показатели оценки личного вклада рабочего и профессиональное мастерство (таблица 6).
Таблица 6 Распределение поощрительной надбавки за показатели оценки личного вклада сотрудника
№ |
Личный вклад работника |
Поощрительная надбавка |
1 |
Напряженность работы |
(от 0 до 2%) |
2 |
Рациональное использование рабочего времени |
(от 0 до 4%) |
3 |
Работа со сложными турами |
(от 0 до 5%) |
4 |
Перевыполнение установленного задания |
(от 0 до 20%) |
5 |
Стаж работы |
(от 0 до 4%) |
6 |
Профессиональное мастерство |
(от 0 до 8%) |
7 |
Выполнение дополнительных заданий, поручений |
(от 0 до 3%) |
8 |
Инициативность работников |
(от 0 до 4%) |
9 |
Уровень образования |
(от 0 до 10%) |