Файл: Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью (Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом судебного контроля на стадии возбуждения и расследования преступлений в ходе производства дознания являются решения и действия дознавателя. Однако не любые действия и решения дознавателя подлежат судебному контролю на данных стадиях. Судебный контроль распространяется лишь на те из них, которые ограничивают права и свободы, поставленные конституцией под особый контроль, а также на те, которые препятствуют продолжению производства по делу. Такой вывод вытекает из анализа ст. 29 и 125 УПК.

Действующее законодательство закрепляет три формы судебного контроля:

– предварительный (разрешительный);

– последующий в пределах стадии расследования;

– последующий в судебных стадиях процесса.

Сегодня, по действующему уголовно-процессуальному закону, суду предоставлены права не только принимать решения по существу дела и выносить приговор по результатам рассмотрения уголовного дела в судебном заседании, но и принимать решения в ходе предварительного расследования уголовного дела, так, на досудебных стадиях только суд наделен правом[17]:

– избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога;

– продлить срок содержания под стражей;

– принять решение о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

– о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска или выемки в жилище; о производстве личного обыска;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

– о производстве выемки вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард;

– о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

– о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

– о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что на суд возложена обязанность по разрешению вопросов, наиболее жестко ограничивающих конституционные права и свободы личности, что говорит о роли суда как самостоятельного органа государственной власти, что прямо предусмотрено в ст. 10 Конституции РФ[18].


2.2 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Решение задач и достижение целей оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания обеспечивается применением средств контрольно-надзорной деятельности и, в частности, прокурорского надзора.

В научно-теоретической и учебно-методической литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора.

Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[19].

Вместе с тем многие специалисты обоснованно считают, что этим решением «проигнорирована сущность такого специфического и самостоятельного вида деятельности, какой является оперативно-розыскная деятельность».

Действительно, надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и надзор за законностью процессуальной деятельности имеют определенную специфику и самостоятельное значение, что служит основанием для их потенциального разделения на отдельные отрасли и выделения самостоятельных предметов прокурорского надзора.

Предметом прокурорского надзора является законность оперативнорозыскной деятельности и проведения дознания как вида государственной правоохранительной деятельности (ст.29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В настоящее время в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[20] предмет надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности составляют следующие элементы:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- соблюдение установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

При таком законодательном подходе, с учетом использованной терминологии, в значительной мере деятельность уполномоченного прокурора должна быть связана с проверкой соблюдения норм Конституции Российской Федерации и норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


Однако, согласно мнению Е.Л. Никитина, исходя из положений ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность уполномоченного прокурора должна направлена не только на обеспечение соблюдения законодательных норм, но и исполнение императивных требований и предписаний при решении всех задач оперативно-розыскной деятельности, установленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и других законодательных актах.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и другие федеральные законы, а равно принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Поэтому уполномоченный прокурор должен осуществлять надзор за исполнением не только Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[21], но и всей совокупности норм оперативно-розыскного законодательства, а также изданных в его развитие различных ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, детализирующих и конкретизирующих требования закона.

Таким образом, в современных условиях прокуратура также должна осуществлять надзор за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности при выполнении обязанностей оперативно-розыскными органами для достижения задач оперативно-розыскной деятельности.

В этом случае речь идет о побуждении оперативно-розыскных органов к активным действиям средствами прокурорского надзора, когда под воздействием со стороны органов прокуратуры оперативно-розыскные органы изменяют интенсивность и качество своей работы и достигают определенных результатов деятельности.

Эффективность и полнота решения задач оперативно-розыскной деятельности, помимо средств ведомственного контроля, должна активно стимулироваться применением средств прокурорского надзора. В связи с этим Е.Л. Никитин предлагает, с чем мы полностью согласны, в предмет прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), дополнительно включить следующие элементы[22]:

- соблюдение норм Конституции Российской Федерации, исполнение законов и законность правовых актов в сфере оперативно-розыскной деятельности;


- исполнение требований законов о достижении задач оперативно-розыскной деятельности.

Прокурорский надзор в проведении дознания заключается в следующем. После проверки и утверждения начальником органа дознания обвинительный акт с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения, на что законом ему отведено 2 суток (ч. 4 ст. 225, ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Если прокурор придет к выводу о том, что вышеизложенные требования к обвинительному акту не соблюдены, он возвращает материалы уголовного дела для производства дополнительного дознания, при этом в постановлении формулируя конкретные письменные указания с установлением срока дознания не более 10 суток и не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Полномочиями прокурора на данной стадии охватывается и возможность прекращения уголовного дела в случаях отсутствия события или состава преступления, истечения сроков давности уголовного преследования, смерти подозреваемого, принятия акта амнистии, состоявшегося примирения сторон, применения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, деятельного раскаяния виновного. Также он может переквалифицировать деяние (ч. ч. 1, 2 ст. 226 УПК РФ).

Надзор за соблюдением сроков предварительного расследования - одно из самых важных направлений прокурорского надзора. Особо это касается дел, обвиняемые по которым содержатся под стражей. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено. При возобновлении приостановленного, а также прекращенного уголовного дела прокурор может установить срок дополнительного следствия, не превышающий месяца со дня поступления дела к следователю.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность как вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов, является неотъемлемым элементом системы государственных мер, направленных на противодействие преступности. Однако в отличие от других видов правоохранительной деятельности, ОРД характеризуется значительно меньшей законодательной регламентацией и научной проработкой правовых проблем, возникающих в процессе ее осуществления.

Актуальность данного исследования заключается главным образом в том, что органы дознания и оперативно-розыскной деятельности системы правоохранительных органов Российской Федерации выступают как относительно самостоятельный элемент государственной правоохранительной деятельности. Они являются важным составным элементом аппарата государственной власти. Именно уровень их деятельности во многом определяет состояние преступности в государстве.


В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы и результаты. Оперативно-розыскная деятельность – это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

К органам оперативно-розыскной деятельности причисляют оперативные аппараты, должностных лиц оперативных аппаратов, непосредственно организующих и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а кроме того, граждан, привлекаемых к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий на доверительной основе.

Средства оперативно-розыскной деятельности переданы разнообразными оперативными техническими средствами (оперативной техникой) и оперативными учетами, применяемыми при выявлении и предотвращении преступлений.

Методы оперативно-розыскной деятельности – это сформированные практикой специальные приемы по обнаружению и изучению лиц, ведущих преступную деятельность или имеющих отношение к совершению преступлений, а также раскрытие обстоятельств, обладающих значением для выявления и предотвращения преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность – это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» целью оперативно-розыскной деятельности выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение общественной и государственной безопасности от любых преступных посягательств.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019)
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
  4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне"
  5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О полиции"
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) "О прокуратуре Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности"
  8. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.08.2019) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
  9. Алферов, В.Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин ; под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
  10. Анишина, В.И. Конституционно-правовая доктрина самостоятельности судебной власти в современной России: проблемы теории и практики реализации / В.И. Анишина. – М.: РАП, 2013. – 348 с.
  11. Вилкова, Т.Ю. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие / Т.Ю. Вилкова, Т.Ю. Маркова. – М.: Юрайт, 2016. – 528 с.
  12. Винокуров, А.Ю. Прокурорский надзор: учебник / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
  13. Власенко, Н.А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации / Н.А. Власенко, А.Н. Власенко. – М.: РАП, 2013. – 345 с.
  14. Крылов, И.Ф. Розыск, дознание, следствие / И.Ф. Крылов, А.И. Бастрыкин. – М.: Экзамен, 2014. – 255 с.
  15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : ИТИ Технологии, 2016. – 1120 с.
  16. Ривман, Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности». – СПб. : Питер, 2013. – 180 с.
  17. Серегин, В.И. Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации : курс лекций. – М. : РПА Минюста России, 2017. – 198 с.
  18. Судебный контроль в уголовном процессе : учеб. пособие / И.А. Давыдова, А.В. Ендольцева, Н.Н. Ковтун, ред.: Н.А. Колоколов .– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .– 848 с.
  19. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. – 4-е изд., перераб. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 386 с.
  20. Шевченко, В.М. Психология оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Шевченко В.М., Эриашвили Н.Д., Цветков В.Л., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. – 255 с.
  21. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. – М.: ИНФРАМ, 2014. – 340 с.
  22. Уголовно-процессуальное право: учебник и практикум / под общ. ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. – М.: Юрайт, 2017. – 374 с.