Файл: Субъекты и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью (Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица данных органов выступают важнейшими субъектами оперативно-розыскной деятельности. Подобное значение указанных субъектов оперативно-розыскной деятельности установлено их ролью в системе государственных органов, ведущих борьбу с преступностью.

Выполнение задач по борьбе с преступностью подразумевает непрерывное применение надлежащими государственными органами помощи со стороны отдельных граждан. Указанная помощь может быть оказана как в гласном, так и в негласном порядке.

По преимуществу негласный характер оперативно-розыскной деятельности подразумевает, как правило, конфиденциальность отношений должностных лиц оперативных аппаратов с гражданами, которые оказывают им помощь в решении задач по борьбе с преступностью.

Именно поэтому содействие граждан органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, проводится, как правило, на конфиденциальной основе.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об ОРД» допускается привлечение некоторых граждан с их согласия к подготовительным или прямым оперативно-розыскным мероприятиям с условием сохранения при их желании негласности оказания помощи органам, проводящим оперативно-розыскную деятельность[8].

Бесспорно, исполнение оперативно-розыскной деятельности как метода познания в области борьбы с преступностью подразумевает, кроме того, возможность применения специальных сведений разнообразных отраслей науки, техники, искусства или ремесла. Организация сотрудничества в области оперативно-розыскной деятельности с соответствующими специалистами значительно расширяет границы участия в настоящей деятельности прочих граждан.

В таком случае отношения с указанными гражданами-специалистами не нуждаются в конфиденциальности. Сам характер оперативно-розыскной деятельности подразумевает определенную засекреченность сведений в связи с осуществляемым исследованием. Как правило, подобная закрытость заключается в служебной тайне, распространенной на персонал соответственных учреждений, где проводятся изучения.

Описывая правовое положение субъектов оперативно-розыскной деятельности, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин[9] устанавливают, что полномочия должностных лиц подразумевает обусловленную совокупность их прав и обязанностей. Тем не менее, в отличие от прав и обязанностей прочих субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц всегда тесно связаны и порой нет возможности их четко разграничить.


Например, решение вопроса о заведении дела оперативной проверки согласно полученной первичной оперативной информации выступает вместе с тем и правом, и обязанностью оперативного работника. Это будет зависеть от его усмотрения касательно присутствия или отсутствия надлежащих оснований для возбуждения подобного дела.

В то же время усмотрение оперативного работника не всегда совпадает с усмотрением руководства оперативного аппарата. В подобном случае письменное распоряжение руководителя будет обязательным для оперативного работника[10].

Установление оперативным работником комплекса оперативно-розыскных мероприятий по делу оперативной проверки - его непосредственная обязанность, но предпочтение определенных мероприятий - это его право, обусловливаемое внутренним убеждением, сформированным на профессиональных сведениях, практическом опыте, а кроме того, целом ряде психологических и прочих составных элементов.

Несмотря на некоторые различия в служебных обязанностях оперативных работников различных министерств, ведомств и даже подразделений одного органа дознания, служебная деятельность оперуполномоченных имеет схожие черты. Основное отличие оперуполномоченных от других должностных лиц органа дознания — особые полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и проводить агентурную работу. Делопроизводство, сопровождающее розыск и агентурную работу, секретно и не подлежит разглашению и опубликованию.

Оперуполномоченный, как участник процессуального дознавательного действия имеет определенный статус, который указан в УПК РФ. Закон запрещает ему проводить расследование и дознание. Согласно статьям 144- 145, должностные обязанности оперативника включают в себя: проверку сообщения о совершении преступления; принятие решений о начале действий, в рамках установленных законом. Ведение делопроизводства, сопровождающее оперативно-розыскную деятельность.

Следующая особенность полномочий заключается в том, что осуществление служебных прав и обязанностей оперативного работника происходит через применение надлежащих мер государственного принуждения, как правило, административного порядка. Несомненно, что права и обязанности прочих субъектов оперативно-розыскной деятельности установлены более четко, а непосредственно данные субъекты не располагают правом употребления мер государственного принуждения для обеспечения их исполнения. Подобным образом, в случае когда полномочия должностных лиц, их права и обязанности располагают относительно определенным характером, то обязанности других субъектов оперативно-розыскной деятельности неизменно выступают как безусловные[11].


Нарушение субъектами оперативно-розыскной деятельности установленных для них полномочий и обязанностей приводит к наступлению дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Особое внимание принадлежит уголовной ответственности. Несомненно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, которые привлечены к сотрудничеству с органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе, несут постоянное и прямое отношение к преступной деятельности. Данная «близость» неизменно несет риск для субъекта оперативно-розыскной деятельности самому стать причастным к преступлению.

Нередко такому риску подвержены лица, внедренные в преступные группировки. Поэтому должностное лицо оперативного аппарата должно само четко знать уголовное право, очень ответственно относиться к организации работы прочих субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Государство в лице компетентных органов осуществляет функцию борьбы с преступностью и охраны правопорядка. В исполнении данной функции одно из важнейших мест принадлежит оперативным аппаратам правоохранительных органов. Согласно ч. 1 ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» исполнение оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям надлежащих ведомств.

Так, в полиции согласно Закону Российской Федерации «О полиции»[12] оперативно-розыскная деятельность производится с целью обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, розыска лиц, которые совершили преступления или подозреваются и обвиняются в их совершении, лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда и прочих категорий лиц.

2 Виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью

2.1 Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Суд - государственный орган, наделенный правом рассматривать уголовное дело по существу и в пределах свой компетенции, установленной Уголовно-процессуальным кодексом, принимать по нему решения, вплоть до вынесения приговора. Суд - основной участник уголовного процесса и субъект уголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешения дел, т.е. функция правосудия, является его исключительной прерогативой[13].


В обеспечении законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведения дознания важную роль играет судебный контроль. УПК РФ закрепил судебный контроль как неотъемлемую часть уголовно-процессуальной деятельности. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» неоднократно упоминается судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью, который выражается в двух основных формах:

- объективное исследование рассматриваемых в суде материалов уголовных дел и оценка допустимости представленных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности;

- санкционирование отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

Оценка судом допустимости вводимых в уголовный процесс доказательств, полученных в результате использования оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, позволяет не только выявить допущенные в процессе оперативно-розыскной деятельности нарушения, но и принять действенные меры к их устранению и восстановлению попранных прав и свобод граждан и юридических лиц.

Важную роль в контроле за оперативно-розыскной деятельностью имеет судебное санкционирование оперативных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Такой контроль предусмотрен в статьях 5, 7, 8, 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[14]. Напомним, что эти нормы регламентируют порядок соблюдения прав и свобод человека и гражданина, основания и условия правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

В этих статьях не только узаконено судебное санкционирование отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но и определена процедура получения такого разрешения суда. В этом отношении особенно показательна статья 9, в которой детально регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

К числу судов, которым рекомендовано принимать к рассмотрению материалы о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан, относятся в первую очередь верховные суды республик, краевые и областные суды, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, суды автономной области и автономных округов, военные суды округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил Российской Федерации.


Это не означает, что правоохранительные органы не могут обратиться за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий в другие суды.

Точно так же закон четко не ограничивает, к какому судье необходимо обратиться за санкционированием отдельных оперативных мероприятий. В статье 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что «указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно».

Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О разъяснено, что судьи на весь период исполнения ими обязанностей допускаются к государственной тайне и потому оперативные органы могут обращаться за разрешением на проведение оперативных мероприятий к любой судье[15].

В случае отказа судьи санкционировать мероприятие, ограничивающее конституционные права и свободы граждан, оперативный орган вправе обратиться по этому же поводу в вышестоящий суд, который рассматривает не только мотивированное постановление о необходимости проведения такого мероприятия, но и может затребовать копию решения нижестоящего суда. С процессуальной точки зрения это не обжалование решения суда первой инстанции, а новое обращение в суд по одному и тому же вопросу получения разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан.

В целях исключения фактов нарушений законности срок действия, вынесенного судьей разрешения на проведение оперативного мероприятия ограничен шестью месяцами. В отдельных случаях судья имеет право, исходя из обстоятельств дела, указать в вынесенном постановлении менее длительный срок проведения мероприятия, ограничивающего права и свободы граждан.

Имеются особенности судебного контроля по уголовным делам, дознание по которым производилось в сокращенной форме, сформулированные в ст. 226.9 УПК РФ.

В ходе судебного следствия сторона защиты вправе приобщить к уголовному делу документы, положительно характеризующие обвиняемого, о наличии у него детей, иных лиц на иждивении, а также подтверждающие любые обстоятельства, которые могут быть учтены в качестве смягчающих при назначении наказания.

Рассмотрение дела производится в порядке, установленном ст. ст. 316, 317 УПК РФ (особый порядок судебного разбирательства при согласии подсудимого с предъявленным ему обвинением), а приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении. Как полагает Т.Н. Долгих[16], такая формулировка законодателя оставляет неразрешенным вопрос о том, надо ли суду при рассмотрении дела «...непосредственно исследовать доказательства или речь идет об исследовании доказательств при изучении судьей всех материалов уголовного дела при подготовке к судебному рассмотрению как специальная форма исследования, аналогичная используемой судом при рассмотрении уголовных дел в порядке гл. 40 УПК РФ».