Файл: Собственная торговая марка как инструмент коммерческой деятельности (Ликвидность и платежеспособность предприятия).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Ликвидность и платежеспособность предприятия
1.1. Ликвидность и платежеспособность
1.2. Анализ финансового положения ОАО «Прогресс»
1.3. Общая характеристика организации ООО «Прогресс».
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия (на примере ООО)
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого предприятия
2.2. Анализ коммерческих рисков и основных экономических показателей деятельности предприятия.
2.3 Управление коммерческими рисками и способы их снижения на предприятии.
В условиях работы предприятия ОАО "ПРОГРЕСС" на полном хозяйственном расчете и самофинансировании на первый план выдвинулись задачи оперативного контроля за выполнением плана по реализации и прибыли, состоянием основных фондов, оборотных средств и фондов экономического стимулирования.
Бухгалтерия принимает непосредственное участие в разработке и выполнений мероприятий по повышению эффективности всей работы фирмы.
Бухгалтер по заработной плате помимо выполнения функций по организации труда и заработной платы, нормированию, тарификации, внедрению научной организации труда вменяется в обязанность разработка рациональных структур управления предприятием, положений о структурных подразделениях и должностных инструкциях, внедрение прогрессивных систем управления, механизации и автоматизации управленческого труда.
В центре внимания бухгалтера находятся задачи по организации труда и управления: внедрение типовых проектов рабочих мест, определение норм выработки и расценок, обмен передовыми методами труда, контроль за соблюдением трудового законодательства.
Выручка от реализации продукции на ОАО "ПРОГРЕСС" в отчетном году составила 364830 руб., что на 139518 тыс. руб. больше, чем плановый уровень. Полная себестоимость реализованной продукции в отчетном году составила 339976 тыс. руб., что больше себестоимости прошлого года на 137042 тыс. руб. Повышение себестоимости произошло в результате увеличения затрат на производство продукции.
Уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции в 2013 г. увеличился на 3,33% или на 3 коп. Организации ОАО "ПРОГРЕСС" необходимо принять меры по снижению себестоимости продукции: экономия сырья и материалов; экономия заработной платы; сокращение непроизводительных расходов. Производительность труда повысилась на 2630,13 тыс. руб. или на 67,71% и составила 6514,82 тыс. руб.: уменьшение численности работников на 2 человека привело к снижению выручки на 7769 тыс. руб.; повышение производительности труда на 2630,13 тыс. руб. повысило размер выручки на 147287 тыс. руб. Стоимость основных фондов составила 32519 тыс. руб., показатели фондоотдачи и фондоемкости в 2013 г. составили соответственно 11,219 и 0,089.
Повышение фондоотдачи привело к повышению фондорентабельности на 0,004, это означает улучшение эффективности использования основных средств организации.
Эффективной коммерческой деятельности способствует благоприятное местонахождение предприятия с удобными подъездными путями. За длительный период коммерческой деятельности по продажам электрооборудования ОАО "ПРОГРЕСС" вышло за пределы Пензенской области. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.
2.2. Анализ коммерческих рисков и основных экономических показателей деятельности предприятия.
Финансово-экономическое состояние предприятия представляет собой набор универсальных показателей, рассчитываемых на базе основных форм бухгалтерской отчетности.
К основным аспектам данного анализа показателей, которые необходимо оценить, относятся:
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ деловой активности;
- анализ эффективности деятельности предприятия.
Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует, знать все виды потерь, связанных c предпринимательством, и уметь заранее вычислить их или измерить как вероятные прогнозные величины.
Вероятные потери D в этом случае в стоимостном выражении определяются по формуле
=О х Ц
О - вероятное суммарное уменьшение объёма выпуска продукции;
Ц - цена реализации единицы объёма продукции.
Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи c недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле
=Ц х О
Ц - вероятное уменьшение цены единицы объёма продукции;
О - общий объем по проведенному анализу можно сделать выводы:
Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ОАО «ПРОГРЕСС» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы диссипации и самострахование.
Данное предприятие распределяет общий риск путем объединения c другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.
Участниками являются физические лица, которые обязаны платить членские взносы. Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.
ОАО «ПРОГРЕСС» занимается несколькими видами деятельности: продажа оргтехники, услуги по ремонту и обслуживанию копировальных аппаратов. В зависимости от технических параметров того или иного копировального аппарата его цена может значительно меняться. Таким образом, ОАО «ПРОГРЕСС» ориентируется на потребителей c разными финансовыми возможностями.
Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация закупок запасных частей и расходных материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадёжности отдельных поставщиков запасных частей, расходных материалов и комплектующих.
Помимо методов диссипации риска ОАО «ПРОГРЕСС» использует метод самострахования для снижения степени риска. На предприятии созданный резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в условиях кризиса неплатежей. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению c возможными потерями в результaте возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов.
Кроме вышеперечисленных методов в ОАО «ПРОГРЕСС» используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Данное предприятие приобретает различные компьютерные системы нормативно справочной информации, заказывает прогнозно-аналитические исследования консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменений правил ведения хозяйственной деятельности, подготовиться к нормативным новшествам.
2.3 Управление коммерческими рисками и способы их снижения на предприятии.
Методы управления рисками:
- Получение Информации;
- Прогноз;
- Творческие методы;
- Анализ;
- Оценка.
Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем:
- оценить возможные убытки, связанные с рисками;
- принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
- по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.
Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и основную. Информационное обеспечение подсистемы поддерживается «службой администрирования и актуализации баз данных».
Ядром подразделения является «служба координации», которая осуществляет планирование и организацию всей работы.
Служба координации выполняет следующий комплекс задач:
- поддержание взаимосвязи с руководством предприятия и другими подсистемами управления предприятием;
- определение периодичности проведения работ по контролю риска функционирования предприятия;
- определение состава работ очередного цикла контроля и управления (выбор типа анализа риска, методик, способов фиксации результатов и т.д.);
- определение момента начала работ по анализу риска пробного решения;
- организация взаимодействия исполнительных и информационных групп.
Руководству предприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управления риском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска, принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимает предложенные пробные решения вместе с анти рисковыми программами либо отвергает их.
Непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастую противоречит деятельности основных производственных и управленческих подразделений предприятия, ухудшает их отчётные показатели, так как требует затрат, не приносящих сиюминутных доходов.
Поэтому крайне важно, чтобы окончательные антирисковые решения принимались на высшем уровне управления, где стоящие перед предприятием глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения и ростом масштабов хозяйственной деятельности, не заслоняются промежуточными целями отдельных подразделений и их управляющих. Отдел управления риском является логичным дополнением к традиционно самостоятельным функциональным подсистемам предприятия и располагается на одном управленческом уровне с ними.
Проектирование системы антирисковых мероприятий предполагает разбиение комплекса работ между различными подразделениями и регулирование их отделом управления риском.
Система управления рисками ООО "ПРОГРЕСС" включает в себя следующие этапы:
идентификация риска, выявление его факторов;
оценка степени риска (измерение);
определение приемлемого уровня риска, непосредственное управление;
контроль уровня риска (текущий мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка мероприятий по его ограничению (снижению).
Основными методами управления рисками, которые использует предприятие, являются:
мониторинг - сбор и анализ информации, составление прогнозов развития в отношении операций, заключающих в себе потенциальный риск;
регламентация операций - разработка процедур проведения операций;
диверсификация - взвешенное распределение активных и пассивных операций по источникам привлечения инструментам инвестиций с целью ограничения рисков отдельных сегментов рынка;
принятие (признание) банковских рисков на приемлемом для Банка уровне.
Существует две основные стратегии управления рисками: пассивная защита и активное реагирование.
Пассивная защита — это стратегия различных видов и способов страхования. При пассивной защите от рисков финансовые менеджеры могут избирать различные способы страхования в зависимости от источников риска и направлений деятельности, по которым может возникнуть риск.
Можно использовать страхование через страховые компании, процедуры хеджирования, самострахование.
Договор со страховой компанией:
- определенного имущества от утраты (гибели), недостачи или повреждения;
- предпринимательских рисков (от убытков в предпринимательской деятельности) из-за нарушения своих обязательств контрагентами предприятия, изменений условий деятельности по не зависящим от предприятия обстоятельствам, неполучения ожидаемых доходов;
- ответственности предприятия перед третьими лицами за причинение им вреда (например, страхование ответственности транспортного предприятия — перевозчика за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам, грузополучателям; страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности за вред, причиненный таким источником).
Кроме того, со страховой компанией можно заключить договор на оказание комплекса услуг по менеджменту рисков.
Хеджирование финансовых рисков путем осуществления соответствующих операций с производными ценными бумагами является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового события. Однако оно требует определенных затрат на выплату комиссионного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию финансовых рисков.
Активное реагирование предусматривает следующие методы
1.разделение рисков;
2.передача рисков;
3.сокращение рисков за счет осуществления различных технических мероприятий и обучения персонала;