Файл: Цель и задачи налогового учета (Бухгалтерский учет. Понятие и функции налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учёт тесно связан с органами налоговой инспекции и налоговой системой в целом. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Говоря о взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, необходимо отметить следующее: разрыв между этими двумя видами учета является довольно серьезной проблемой не только для бухгалтеров-практиков, но и работников налогового ведомства. Налоговое законодательство должно быть нейтрально по отношению к бухгалтерскому, т.е. независимо от изменений в бухучете налоговая база должна оставаться постоянной и рассчитываться исходя из норм, установленных в налоговых законах. Общие черты финансового и налогового учета:

-обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ (гл.25);

-используемые измерители - денежное выражение (рубли);

-объект учета - организация в целом (т.е, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);

-периодичность составления в предоставлении отчетности;

-обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;

-«исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;

-пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей.

Временные разницы возникают вследствие несовпадения моментов признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учетах. При этом сам объект, по которому в отчетном периоде формируется разница в соответствии с правилами бух. и нал. учета оценивается как для бух., Варианты возникновения вычитаемых временных разниц:

1. Применение разных способов расчета амортизации для налогового и бухгалтерского учета.

2. Применение разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в налоговом и бухгалтерском учете;


3. Применение в случае продажи объектов ОС для целей б.у. и н.у. остаточной стоимости объектов ОС и расходов, связанных с их продажей.

4. Наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары при использовании кассового метода определения доходов и расходов в н.у., а в б.у. исходя из допущения фактов временной определенности хозяйственной деятельности.

1.4 Понятие, составление и предоставление налоговой отчетности

Налоговая отчетность - это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.

Налоговая отчетность осуществляется путем подачи налогоплательщиком налоговой документации - документов, содержащих сведения об исчислении и уплате налога. Другие сведения не могут являться предметом налоговой документации и налоговые органы не имеют прав

Особенностью налоговой документации является то, что в ее составе нет специализированных «налоговых» первичных документов, поскольку основанием для ведения налогового учета является, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Исходя из этого, другие сведения не могут быть предметом налоговой документации и налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика представления сведений, не предусмотренных законодательством о налогообложении, или представление налоговой документации до наступления сроков отчетности.

Налоговые документы состоят из четырех групп.

1. Расчетно-декларативная документация - документы, в которых фиксируются налоговые расчеты и суммы налогов.

2. Справочная документация - документы, содержащие справочные сведения, детализирующие данные для исчисления налогов, расшифровывающие или обосновывающие налоговые расчеты.

3. Учетная документация - документы, представляющие сводные формы налогового учета.

4. Налоговые извещения - документы, направляемые налоговыми органами налогоплательщикам и включающие сведения о сроках и суммах налога, подлежащего уплате (или доплате).

Составление отчетности:

1. Налоговая отчетность составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках.


2. Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком (допускается использование факсимиле), а также заверяется его печатью, если это юридическое лицо.

3. При реорганизации или при ликвидации налогоплательщика юридического лица, на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного баланса или промежуточного ликвидационного баланса соответственно.

4. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями.

Сроки сдачи налоговой отчетности, связанной с применением упрощенной системы налогообложения предпринимателем установлены до 30 апреля года, следующего за окончанием отчетного периода.

Составление налоговой отчетности осуществляется ежеквартально, а так же после окончания года. Однако по некоторым из налогов отчетов необходимо представлять каждый месяц.

Составление отчетности как-то бухгалтерской или налоговой – является одна из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии

В российской налоговой системе предусмотрены налоги, отчетность по которым сдается только при наличии объекта обложения и суммы налога к уплате. Это акцизы, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, а также сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Плательщиками перечисленных налогов признаются организации, которые реализуют подакцизные товары, владеют соответствующим имуществом на праве собственности, а также используют недра и биологические ресурсы.

Организации, которые не ведут активной хозяйственной деятельности, при определенных обстоятельствах могут исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль. В этом случае также придется сдавать соответствующую налоговую отчетность.

За непредставление обязательной налоговой отчетности организация может быть оштрафована в соответствии со статьей 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса. А должностное лицо такой организации может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.


Налоговая отчетность включает следующие отчеты:

• Декларация по налогу на прибыль

• Декларация по налогу на имущество

• Декларация по налогу на добавленную стоимость

• Декларация по Единому социальному налогу

• Декларация по взносам в ПФ РФ

• Декларация в ФСС РФ

• Декларация по налогу на рекламу

• Сведения о рублевых счетах

• Сведения о валютных счетах

• Перечень дебиторов и кредиторов

Глава 2 Организация налогового учета ОАО «Восточная транспортно-энергетическая компания»

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ОАО «Восточная транспортно-энергетическая компания» является дочерним предприятием ОАО «РАО Энергетические системы востока» созданная для эффективного и качественного удовлетворение нужд Холдинга в транспортных услугах.

АО «ВОСТЭК» начало свою деятельность в 2004 году под наименованием ОАО «Владсетьремонт» как подрядное ремонтное предприятие, которому был передан станочный парк и цеха Производственно-ремонтной базы, ранее принадлежавшие Тепловым сетям ОАО «Дальэнерго», а также часть имущества, принадлежавшие электросетевым структурным подразделениям ОАО «Дальэнерго». Производственная деятельность АО «ВОСТЭК» начата 12 июня 2004 года после перевода персонала производственно-ремонтной базы Тепловых сетей в ОАО «Владсетьремонт».

Одними из основных задач ОАО «ВосТЭК» является оказание полного комплекс услуг по: обеспечению подвижным составом дочерних и зависимых обществ ОАО «РАО ЭС Востока», построения оптимальных логистических схем доставки грузов, решение вопросов снижения транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, соблюдения графиков подачи подвижного состава и сроков доставки грузов.

Вышеуказанные задачи особенно актуальны для энергетических предприятий Дальневосточного Федерального Округа ввиду их социальной значимости, сложных климатических условий, а также удаленности от основных поставщиков топлива.


В настоящее время АО «ВОСТЭК» осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

-сдача в аренду имущества, принадлежащего Обществу на праве собственности и ином праве;

-организация перевозок грузов;

-поставка угольной продукции и нефтепродуктов энергопредприятиям Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) и третьим лицам.

Успешная реализация ОАО «ВосТЭК», поставленных задач, стала возможна благодаря слаженной, эффективной, нацеленной на получение максимального результата - работе, а также высококвалифицированному штату сотрудников.

Рассмотрим динамику финансовых результатов компании за период 2013 – 2014 годы, представленную в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за 2013 - 2014 гг.

Показатель

2013 год

2014 год

Отношение показателей 2014 г. к 2013 г. (%)

Выручка, тыс. руб.

535 368

630 541

117.78

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

495 344

588 509

118.8

Прибыль от продаж, тыс. руб.

40 024

42 032

105

Прочие доходы, тыс. руб.

6 576

17 243

262.2

Прочие расходы, тыс. руб.

13 741

30 199

219.77

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

32 859

29 076

88.48

Налог на прибыль, тыс. руб.

7 069

8 205

116.07

Расчеты, проведенные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы:

- прирост выручки на 117.78% обеспечил увеличение прибыли от продаж на 5% или в стоимостном выражении на 2 008 тыс. руб.;

- отрицательное сальдо от прочих расходов и доходов привел к снижению налогооблагаемой прибыли на 11.52%;

- за счет изменения ставок налоговых отчислений произошло увеличение налога на прибыль на 16.07%.

В связи с ростом налоговых отчислений сумма чистой прибыли сократилась на 16.14% или в денежном выражении на 3 916 тыс. руб.

Таблица 2.2

Анализ финансовой устойчивости предприятия по абсолютным показателям (тыс. руб.)

Показатель

2013 год

2014 год

Текущие активы

417 420

701 980

Собственные оборотные средства

15 979

30 420

Нормальные источники финансирования текущих активов

332 465

579 061

Соотношение анализируемых показателей

1.26

1.21