Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Результативность и эффективность системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой политики. Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. На практике стали активно применяться главные свойства кодифицированных актов.

- особая правовая значимость;

- ссистемность;

- всеобщность применения;

- быстрота и качественность техникоюридической обработанности;

- стабильность.

Начало налоговой реформы в РФ это шаг к более справедливому распределению налоговой нагрузки и стабильности налоговой системы в целом. Основным результатом её проведения являлся рост доходов бюджетов всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита.

1.3 Основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Надо заметить, что в основе построения любой системы, в том числе и налоговой, лежат определенные принципы. Если принять за принцип основное начало (идею), на котором строится налогообложение, то речь следует вести о реально существующих вещах, а не о желаемом, и даже не о том, что должно быть с точки зрения научных представлений. С этих позиций в качестве реально существующих принципов налогообложения можно считать лишь те положения, которые прямо обозначены или названы в качестве таковых в конституции или налоговом законодательстве либо которые можно с достаточной степенью обоснованности и достоверности вывести путем анализа этого законодательства, а также налоговой практики[5]. Однако при этом следует учитывать, что включение государством в тексты своих правовых актов некоторых положений в качестве принципов налогообложения порой производится лишь в качестве уступки общественному мнению без намерения руководствоваться ими на практике (несмотря на то что это не абстрактные теоретические суждения, а правила, «выстраданные» многими тысячами налогоплательщиков), вследствие чего при разрешении тех или иных налоговых вопросов как возникали, так и будут возникать сложности в отношении применения общих принципов налогообложения.


Впервые принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы английским ученым-экономистом конца XVIII в. А. Смитом (1723 - 1780) в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», среди которых: нейтральность налоговой системы, справедливость, простота построения налоговой системы. Большое внимание формированию налоговой системы уделяли в своих трудах такие экономисты, как Ж.Б. Сей, Дж.С. Миль, А. Вагнер, А. Маршалл и др.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.

В России действует принцип однократного налогообложения. Между тем в США, например, действует принцип многократного обложения, т.е. обложение одного и того же объекта несколько раз одним или различными налогами. Например, граждане уплачивают федеральный, штатный и местный подоходные налоги. Штатный подоходный налог с населения (помимо федерального подоходного налога) применяется в сорока штатах, местный подоходный налог - в одиннадцати штатах. Большинство косвенных налогов (акцизы на табак, бензин, алкоголь) взимают как центральные, так и местные органы власти. Налог с продаж взимается и штатами, и местными административными единицами[6].

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным. Так, например, данный принцип получил широкую поддержку в Германии. Налоговое управляющее воздействие не должно действовать "удушающе", иначе, когда управление посредством налога приближается в своей массе и по своему воздействию к обязывающему правилу поведения, финансовая функция налога вытесняется управленческой функцией с характером запрета[7]. В России же, как отмечают некоторые авторы[8], установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного императивного абсолютизма, и, в отличие от западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов.

Отметим, что принимаемые сегодня в нашей стране решения, в частности в области налогообложения, обусловили потребность в многолетнем бюджетном планировании[9];


- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. В настоящее время Министерство финансов РФ продолжает придерживаться стратегии нейтральности налоговой системы, а именно минимального влияния налоговых изменений на экономическое развитие страны. Приверженцем данного подхода выступал А.Л. Кудрин, бывший глава финансового ведомства. Противоположную точку зрения высказывает Э.С. Набиуллина. По её мнению, необходимо обеспечивать рост экономики за счет построения стимулирующей налоговой системы, что особенно актуально в условиях создания Таможенного союза и формирования глобальной конкуренции на уровне налоговых систем различных стран. Такой подход отражает приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на 2012 - 2014 гг. - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе[10].

Таким образом, мы видим, что взгляд на налоговую систему у руководителей высших федеральных органов исполнительной власти диаметрально противоположный; нет конкретных предложений по налоговым изменениям и у рабочих групп, созданных по распоряжению экс-Президента РФ Д.А. Медведева. Учитывая скромные оценки Министерства финансов РФ размера налогового бремени, а также его увеличение за последние годы, существует возможность дальнейшего наращивания налогового бремени. С этой идеей не согласны как в Министерстве экономического развития, так и помощник Президента РФ А.В. Дворкович;

- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Данное положение, закрепленное в п. 4 ст. 3 НК РФ, находится в системной связи с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов;

- налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Российской Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Такой позиции придерживается Конституционный Суд РФ. Суть данного принципа, по словам С.Г. Пепеляева, состоит не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений[11];


- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 НК РФ принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах[12]. Во взаимосвязи с п. 6 ст. 3 НК РФ следует рассматривать п. 7 указанной статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора). Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке;

- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Так, например, в Основных направлениях налоговой политики отмечается развитие системы налогового администрирования благодаря принятию Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ[13], внедрению электронных методов взаимодействия сторон как при исполнении налоговых обязательств налогоплательщиком, так и при его информационном обслуживании налоговыми органами. Последовательно реализуются меры налоговой политики, направленные на упрощение процедур учета в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В частности, в п. 2 ст. 101 НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля[14].

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что, во-первых, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика и т.п. Во-вторых, должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.


Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам.

В российской экономической литературе нередко выделяется еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого принципа состоит в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход, обеспечивающий ему нормальное функционирование. Научный подход к установлению ставок налогов должен сочетаться с принципом использования системы налоговых льгот, которые должны реально стимулировать процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно гарантировать гражданам прожиточный минимум.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, являются одним из самых эффективных инструментов воздействия на экономические процессы и предполагают широкое применение налоговых льгот для приоритетных отраслей промышленности и крупных экономических проектов. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит[15], ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов. Так, в Германии после войны было полностью освобождено от налогов жилищное строительство, Великобритания предоставляла широкомасштабные льготы компаниям, осваивающим нефтяные месторождения Северного моря, Китай - экспортерам высокотехнологичной продукции. В большинстве стран под защитой льготного налогового режима находятся сельское хозяйство, малый бизнес, средства массовой информации и другие отрасли индустрии, либо признанные приоритетными, либо имеющие большое социальное значение. В периоды экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов - вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Россия должна использовать этот опыт, для чего необходимо определить приоритетные отрасли, сформулировать стратегию экономического развития страны. Современная российская налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Так, в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)[16] было отмечено, что налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности (этот аспект был рассмотрен выше). А в Бюджетном послании Президента РФ[17] говорится о необходимости поддержки инновационного предпринимательства.