Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Процедуры несостоятельности (банкротства)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1 История развития института «банкротство»
1.2 Понятие несостоятельности (банкротства)
1.3 Критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
Глава II. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Рассмотрение дел о банкротстве в РФ
2.2 Процедуры несостоятельности (банкротства)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что законодательство по регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства) постоянно изменяется. Со времени принятия федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в 2002 г. в него вносились изменения более пятидесяти раз. Столь частое обновление законодательства о банкротстве допустимо, если оно вызвано изменениями экономической ситуации в стране. К сожалению, не все изменения Закона о банкротстве могут быть объяснены объективными причинами. Многие из них являются результатом лоббирования интересов тех или иных коммерческих и государственных структур.
К наиболее заметным новеллам Закона о банкротстве 2002 г. можно отнести также следующие: значительно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (физические лица; юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, некоторых других); существенно сближены права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (получают удовлетворение своих требований в третью очередь, принимают участие в голосовании по вопросу заключения мирового соглашения); изменилось правовое положение прокурора в арбитражном процессе (исключен из числа лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом); более детально регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, полномочия арбитражных управляющих, судопроизводство по делам о банкротстве, что, безусловно, повысило гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере несостоятельности (банкротства).
Предмет исследования – нормы гражданского права, регулирующие общественные отношения в сфере несостоятельности (банкротства).
Целью исследования является исследование понятия, признаков, критериев банкротства (несостоятельности) в гражданском праве РФ.
Объект, предмет и цель определили следующие задачи:
– исследовать историю законодательства о банкротстве в РФ;
– дать понятие несостоятельности (банкротства);
– раскрыть критерии и признаки несостоятельности (банкротства);
– изучить правила рассмотрения дел о банкротстве в РФ, а также процедуры несостоятельности (банкротства);
– провести анализ статистических данных дел по банкротству в Амурской области.
Теоретическую основу составили труды таких авторов как В.В. Витрянского, А.В. Габова, М.В. Кратенко, В.С. Каменков, А.А. Кирилловых, Д.М. Натариус, О.М. Свириденко, Т.П. Шишмаревой и другие.
Метод исследования: исторический; аналитико - теоретический анализ научных публикаций и учебной литературы, а также судебной практики по данному вопросу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1 История развития института «банкротство»
Институт несостоятельности (банкротства) является сравнительно новым институтом для России, который находится в постоянном своем развитии. В настоящее время действует уже третий закон, регулирующий взаимоотношения в сфере несостоятельности (банкротства) - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О несостоятельности (банкротстве)».
Причиной частный внесений изменений мы видим в появлении правовых коллизий и проблемных вопросов в данной сфере. Поэтому данная темы является и на сегодняшний день актуальной, ведь для комплексного анализа данного института необходим анализ и его истории становления в России [16, с. 30].
По мнению О.М. Свириденко, весь период истории и развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), условно можно подразделить на шесть этапов [16, с. 31].
На первым этапе произошло принятие нормативных правовых акто, затрагивающих данную сферу - Русская Правда, Псковская судная грамота, Соборное уложение 1649г., Вексельный устав 1729 г. Отметим, что в Русской Правде законодателем обозначены как два вида несостоятельности – несчастная (невиновная), возникшая не по вине должника, и злонамеренная (виновная), наступавшая в случае легкомысленного поведения купца, которые относились к видам коммерческой несостоятельности. Также в то время были определены и очередности удовлетворения требований кредиторов и соответствующие процедуры.
Псковская грамота содержала правовую форму процедуры разрешения конкуренции требований нескольких кредиторов на одно и то же имущество должника.
Соборное уложение 1649 г. регулировало конкурсный процесс и порядок удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника. Также были определены и признаки банкротства: недостаточность имущества должника, наличие нескольких кредиторов, имеющих требования к такому должнику, и определенный порядок удовлетворения требований этих кредиторов.
На втором этапе (XVIII в.) были приняты такие нормативно-правовые акты как Устав о банкротах 1740 г., Банкротный устав 1753 г., Устав 1763 г., Устав 1768 г. На данном этапе были приняты нормы, регулирующие участие иностранных субъектов по делам о несостоятельности [9, с. 39].
Однако, по состоянию на начало XVIII в. в России отсутствовали систематизированные нормы по данной сфере. Так, Устав о банкротах 1740 г. придавал действию документа обратную силу; ограничивал круг субъектов, на которых распространялось действие данного Устава, исключительно лицами, осуществляющими торговую деятельность; прописано использование в качестве критерия несостоятельности признака неоплатности; было разграничение двух видов несостоятельности – несчастной и злостной, регулирование которых различалось с точки зрения последствий.
Банкротный устав 1753 г. определял критерии наступления несостоятельности с точки зрения положений, определяющие различие между «безвинным» и «обманным» банкротом в отношении личных последствий, возникавших для несостоятельного должника, а также положения об участниках конкурсного процесса и управлении им.
Устав 1763 г. уже выделял непорочную, неосторожную и злостную несостоятельность, которые были различны по обстоятельствам действия должника (до и после открытия конкурса). Также присутствовала норма об неоплатности как признак несостоятельности, круг лиц – банкротов был шире [9, с. 40].
Уставом 1768 г. были внесены изменения, подлежали смягчению личные последствия объявления должника банкротом, правила о сделках, заключенных должником со времени банкротства, отменили публично-правовую карательную санкцию за совершение сделок и т.д.
Третий этап (XIX в.) показал, что были приняты такие нормативно-правовые акты как Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Банкротный устав 1880 г. Это позволило провести кодификацию в области законодательства о несостоятельности (банкротстве), его совершенствование.
Устав о торговой несостоятельности 1832 г. выделил неосторожную, злостную, подложную или злонамеренную несостоятельность, разграничил виды банкротства, а самое главное, появились специальные коммерческие суды, рассматривающие дела о несостоятельности [9, с. 41].
Можно сказать, что принятие Банкротного устава в 1880 году является попыткой комплексного изучения данного института, кодификации нормативно-правовых норм в данной сфере. Появились правовые новшества в данном институте, конкретизированы критерии, признаки несостоятельности и ее виды и т.д.
Четвертый этап характеризуется в Указе Сената 1868 г., ознаменовавшем начало нового этапа развития источников правового регулирования отношений, связанных с банкротством. Во время действия советской власти регулирование несостоятельности как такое отсутствовало, но вот после в 1917 году появилась новая необходимость в реформировании. Например, в Положении о выборах в Учредительное собрание от 2 октября 1917 г. было закреплено лишение права участия в выборах несостоятельных должников, признанных на основании вступивших в законную силу определений суда злонамеренными банкротами, до истечения трех лет по такому признанию [17, с. 40].
На пятом этапе становления законодательства по несостоятельности (банкротству) произошло принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. Гражданского процессуального кодекса РСФСР. С этого времени, уточнены все положения по признанию сделок недействительными, установлены правила зачета взаимных требований и т.д. В начале 1960-х годов нормы о банкротстве исключены из законодательства страны, что позволило убыточным предприятиям пользоваться поддержкой государства.
На шестом этапе развития законодательство несостоятельности (90-е годы ХХ века) наблюдается кризис всех отраслей и становления института частной собственности в России, что сделало необходимым и востребованным изменение законодательства, устанавливающего деятельность субъектов в условиях рыночного хозяйства. Был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», внесены изменения в статьях 61 и 65 ГК РФ [17, с. 41].
Практика действия закона 1992 года показала его серьезные недостатки. Например, появились факты преднамеренных банкротств крупнейших организаций, банкротство использовалось в недобросовестных целях, с нарушением интересов страны.
В 1998 г. был принят второй Закон о банкротстве, который отражал новые условия экономического развития страны. Этот Закон более подробно, чем прежний, регулировал различные отношения, возникающие в связи с банкротством лиц. В частности, в нем был расширен круг лиц, которые могли признаваться банкротами: коммерческие организации (за исключением казенных предприятий); некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов; граждане, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями (хотя соответствующие положения Закона и не вступили в действие). Закон по существу был законодательным актом прямого действия, содержал развернутую главу об особенностях судопроизводства по делам о банкротстве. В то же время Закон имел ряд недостатков, вызывавших необходимость его изменения.
В 2002 г. был принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который содержит главу 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». Это обстоятельство также предопределило необходимость принятия нового, ныне действующего Закона о банкротстве 2002 г., который отличается от предыдущих законов значительно большим законодательным массивом. Если Закон 1992 г. содержал 51 статью, а Закон 1998 г. - 189 статей, то в действующем Законе о банкротстве с учетом дополнений, внесенных в него, их около 400. Появились новые правовые институты и нормы, например институты финансового оздоровления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, нормы о проверке обоснованности заявленных требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций.
К наиболее заметным новеллам Закона о банкротстве 2002 г. можно отнести также следующие: значительно расширен круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (физические лица; юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций, некоторых других); существенно сближены права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (получают удовлетворение своих требований в третью очередь, принимают участие в голосовании по вопросу заключения мирового соглашения); изменилось правовое положение прокурора в арбитражном процессе (исключен из числа лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом); более детально регламентированы процедуры созыва и проведения собрания кредиторов и комитета кредиторов, полномочия арбитражных управляющих, судопроизводство по делам о банкротстве, что, безусловно, повысило гарантии прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В 2014 г. в Закон о банкротстве внесен еще ряд существенных изменений и дополнений:
- глава IX Закона о банкротстве «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» дополнена новым § 4.1 «Банкротство кредитных организаций»;
- глава X Закона о банкротстве «Банкротство граждан» дополнена новым § 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина».
Таким образом, отношения в сфере несостоятельности (банкротстве) постоянно развиваются, устраняются правовые коллизии и пробелы. возникновение и формирование института несостоятельности (банкротства) в России позитивно влияют на развитие отношений собственности, закрепление прав и обязанностей субъектов экономической деятельности. В своем развитии правоотношения, возникающие при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), прошли ряд этапов, которые связаны с совершенствованием правовой сферы и принятием за период с 1992 г. по настоящее время трех Законов о несостоятельности (банкротстве), что свидетельствует о достаточно динамичном развитии этих правоотношений, необходимости развития современной концепции несостоятельности (банкротства), с учетом существенного влияния различных факторов социально-экономического развития государства, особенностей правового статуса субъектов экономической деятельности.