Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации(Определение и основные модели местного самоуправления).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение и основные модели местного самоуправления
1.1 Определение местного самоуправления
1.2. Основные модели местного самоуправления
2. Становление и тенденции развития местного самоуправления в России
2.1. История становления местного самоуправления в России
2.2. Тенденции развития местного самоуправления в России
Проблемы местного самоуправления в РФ на современном
3.1. Проблемы местного самоуправления на современном этапе в РФ
Введение
Местное самоуправление является важной основой конституционного строя России, одним из важнейших демократических институтов. Местное самоуправление признано основой российской системы народной власти, ей выделяется главная роль в определении и решения проблемных вопросов местного значения.
В процессе развития местного самоуправления стоит целый комплекс экономических, правовых, социальных и других проблем. Его целью является более эффективное и действенное решение вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления наиболее доступны для людей, что дает возможность для более широкого обсуждения вопросов использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Тема исследования это процессы реформирования местного самоуправления, направленный на обеспечение автономности и самостоятельности муниципальных органов власти, повышение контролирующих функций государственной власти и ответственности органов местного самоуправления.
Если рассмотреть историю становления и развития местного самоуправления в России, то можно сказать что наше государство имеет богатейший опыт в проведении глобальных изменений в механизмах управления органами местных властей.
Реформа местного самоуправления началась с принятия Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года.
В ходе реализации переходных положений закона возник целый ряд проблем, таких как :
- нехватка квалифицированных кадров;
- организационные, правовые и финансовые проблемы;
В процессе выявления проблем для устранения и реализации подготовки функционирования новой модели местного самоуправления в Закон о местном самоуправлении 2003 года внесено множество изменений и дополнений. Многие дополнения носили уточняющий характер, но в тоже время внесенные изменения серьезно меняли саму концепцию развития местного самоуправления заложенную в Закон.
Выбор темы, цель и основные задачи были определены наличием данных проблем в развитии местного самоуправления.
Предметом исследования является местное самоуправление.
Основной темой данной работы являются особенности становления и развития местного самоуправления в России.
Цель курсовой работы - изучение истории становления и тенденций развития местного самоуправления в России, наличие проблем на современном этапе и пути их решения.
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия «Местное самоуправление».
- Дать характеристику основных моделей местного самоуправления.
- Раскрыть историю становления и формирования современной модели местного самоуправления в России.
- Определить тенденции развития местного самоуправления в РФ.
- Проблемы местного самоуправления на современном этапе и пути их решения.
При написании данной работы использовались материалы взятые из законодательных и нормативных актов, научных статей и других источников, раскрывающих понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе. Исследовательские работы о проблемах реформирования местного самоуправления в РФ.
1. Определение и основные модели местного самоуправления
1.1 Определение местного самоуправления
Понятие «самоуправления» это – организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [].
В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [].
В первой редакции статьи 1 «О местном самоуправлении в РСФСР» местное самоуправление определено как организация деятельности граждан для самостоятельного, решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства РФ.
Местное самоуправление – это право граждан на самостоятельное ведение местных дел, под свою ответственность.
Выше уже приводилось определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [].
Конституция Российской Федерации 1993 года формально закрепила самостоятельность местного самоуправления и его независимость от государственной власти.
В части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления [].
Местное самоуправление – это деятельность граждан по решению вопросов местного значения. Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определялось, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [].
Делами какой-либо территориальной единицы заведуют не центральные или региональные государственные власти, а ее жители и органы, непосредственно избираемые ими и стоящие во главе территориального образования. Поэтому реально осуществлять местное самоуправление могут только те сообщества, которые имеют правовой статус. Благодаря возможности выбирать и контролировать власть, местное сообщество в принципе становится не только объектом, но и субъектом управления.
К органам местного самоуправления относятся:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления занимаются вопросами, такими как:
- организация и содержание детских садов, школ и училищ;
- организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; обеспечение охраны общественного порядка;
- использование и содержание муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
- содержание муниципальных сетей, обеспечение предоставления коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
- строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования);
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования и многие другие вопросы.
Во всех определениях местного самоуправления имеются общие признаки, такие как:
- местное самоуправление это одна из основ государственного устройства, основной принцип организации современного демократического общества;
- местное самоуправление представляет собой систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения;
- субъектом местного самоуправления выступает население, проживающее на соответствующей территории и образующее целостную социально – экономическую общность;
- местное самоуправление реализуется через представительные органы власти, избранные местными жителями, заинтересованными в их успешной деятельности.
1.2. Основные модели местного самоуправления
Различные модели местного самоуправления отличаются дуг от друга особенностями взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, между органами местной и государственной власти, их взаимодействия с демократическими институтами, самостоятельности и ответственности всех субъектов в общей системе публичной власти. В мировой практике принято различать англосаксонскую, континентальную и советскую модели местного самоуправления. Ученый Чиркин В.Е. выделяет три базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую, романо-германскую или континентальную и иберийскую []. Другой ученый Емельянов В.А. выделяет англосаксонскую, континентальную или французскую, смешанную или гибридную, и советскую модели местного самоуправления [].
Англосаксонская модель получила свое распространение в таких странах как : США, Канада, Великобритания, Индия, Австралия, и т.д.. Отличие данной модели это, высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль, со стороны населения, отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления, отсутствие местных администраций. Основной принцип действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий.
Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Н.Ю. Козлова отмечала: «Территориальным органам на местах вверялись все стороны управленческой деятельности, вплоть до осуществления судебно-полицейских функций» [].
Англосаксонская модель слабо связана с российскими традициями: «…очевидно, что существовавшая веками система российской публичной власти в большей мере сочетаема с романо-германским муниципальным проектом, а также органична некоторым элементам иберийской модели» [].
Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Ближнего Востока, Латинской Америки, франкоязычной Африки.
Континентальная модель основывается на сочетании местного самоуправления и прямого государственного управления на местах. Впервые данная модель возникла во Франции. «Сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, построение определенной иерархической пирамиды является основной чертой континентальной модели местного самоуправления. Поскольку ее родиной является Франция, данную модель еще называют французской» [].
В рамках континентальной модели местного самоуправления представительные органы создаются порой лишь в административно – территориальных единицах, признанных законодателями в качестве территориальных сообществ, а в отдельных административных подразделениях, местные органы могут вообще отсутствовать. Данная модель предполагает также определенную подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим звеньям. В странах с континентальной моделью местного самоуправления, местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. Концепция европейской континентальной модели построена на основе государственной теории самоуправления.
Иберийская модель местного самоуправления приближена к европейской континентальной, она получила распространение во многих государствах Латинской Америки, в Испании и Португалии. Для данной модели характерно своеобразное переплетение элементов государственного управления и местного самоуправления, в рамках которого можно говорить об известном совмещении тех и других и преобладании роли первых. Дело в том, что в рамках этой системы осуществление управленческой деятельности на местах ведет население соответствующей административной единицы. Главное должностное лицо избираться советом и становится председателем совета, в то же время это лицо утверждается центральными органами государственной власти в качестве ее представителя. Благодаря этому префект, мэр, алькад, одновременно выступает и как исполнительный орган местного самоуправления, и как орган государственного управления в данной административно-территориальной единице, обладающий правом контроля над деятельностью представительного органа местного самоуправления – совета [].