Файл: Игра как метод воспитания (Общее представление об игре).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Его целями были подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей и овладение им навыками охоты, ловли рыбы, изготовления оружия и т.п. При этом происходило усвоение ребенком определенного взгляда на мир, а также овладение необходимыми навыками общения. Так человек приспосабливался к окружающей его материальной и общественной жизни путем подражания и собственной активности. По мере того как развивался человек и общество в целом, постепенно изменялось и воспитание.
Доказано, что во многом благодаря воспитанию сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о нравственном и безнравственном, о прекрасном и безобразном, о достоинствах человека, о духовных ценностях, именно поэтому проблемы образования и воспитания привлекали внимание крупнейших мыслителей с тех пор, как появились первые философские системы, исследующие духовную и материальную человеческую деятельность.
В процессе формирования элементарных представлений у детей педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых представлении на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д.
Самым простым и самым доступным методом воспитания является игра. Известно, что игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
На сегодняшний день игра – это и метод воспитания, и форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в многообразных образовательных и воспитательных возможностях игры.
Целью курсовой работы является изучение игры как метода воспитания.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
1) дать определение понятиям воспитания и игры, раскрыть их сущность;
2) рассмотреть игру как ведущую деятельность в детском возрасте;
3) раскрыть особенности использования игры как метода воспитания;
4) выяснить условия эффективности игры как воспитательного метода.
Методы научно-педагогического исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
В своей работе мы будем опираться на работы ведущих русских педагогов и психологов Д. Б. Эльконина, В. А. Сластенина, Ю. К. Бабанского, Б. П. Никитина, Д. В. Менджрицкой и др., которые внесли в создание теории игры значительный вклад и провели множество исследований.
Структура работы включает кроме введения, заключения и списка использованной литературы, три главы. Первая глава посвящена рассмотрению воспитания и его сущность, вторая – игре, а третья - особенностям использования игры как метода воспитания и условиям эффективности игры как воспитательного метода.
Глава I Воспитание и его методы
1.1 Сущность воспитания
Процесс воспитания занимает важное место в целостном педагогическом процессе.
Воспитание можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования личности. Можно сказать, что это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности, нужной и полезной обществу.
Стоит отметить, что на протяжении веков понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», так как само слово однокоренное со словом питание[1].
Словарь Даля дает определение: воспитывать - значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»[2].
По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 г.) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле»[3].
В соответствии со своей концепцией Зигмунд Фрейд давал следующее определение: воспитание - «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».
Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[4].
Необходимо отметить и более четкое определение современной педагогики: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.)[5].
В психологии также существует множество определений понятия воспитание. В первую очередь, воспитание есть «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»[6].
Воспитание – это совокупность нескольких частей - умственного, физического, трудового и политехнического, нравственного и эстетического воспитания.
Умственное воспитание – обучаемые получают систему знаний основ наук. Основы научного мировоззрения закладываются в ходе и результате усвоения научных знаний.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Это могучее орудие в творческой, преобразующей деятельности человека, предполагающее глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания[7]:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований;
- развитие познавательных интересов;
- формирование познавательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков.
Физическое воспитание представляет собой процесс управления физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. В основе современного общества лежит высокоразвитое производство, требующее физически крепкого молодого поколения, которое способно трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Также физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Основными задачами физического воспитания являются[8]:
- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- обучение новым видам движений;
- развитие и совершенствование основных двигательных качеств;
- формирование гигиенических навыков;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, кроме того физическая культура является обязательным предметом в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.
Трудовое воспитание – это процесс формирования трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и способов их использования. Трудно представить себе современного воспитанного человека, который не умеет много и плодотворно трудиться, не владеет знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. В процессе воспитания труд может выступать и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности.
Политехническое образование - ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи[9]:
- формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.
Правильно поставленное политехническое образование развивает дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, готовит к осознанному выбору профессии.
Производительный труд характеризуется:
- материальным результатом;
- организацией;
- включением в систему трудовых отношений всего общества; материальным вознаграждением.
Сегодня внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, вводятся новые учебные курсы, улучшается материальная база.
Нравственное воспитание – это формирование понятий, суждений, навыков и привычек поведения, чувств и убеждений, соответствующих нормам общества.
Мораль есть исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль для себя мораль, она не показная и не для других.
Нравственные понятия и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Определяющий критерий нравственного развития личности - нравственные поступки и действия. Нравственные чувства - переживания своего отношения к нравственным явлениям, возникающие у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.
В основе нравственного воспитания лежат как непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества и общечеловеческие ценности, так и новые принципы и нормы, которые возникают на любом этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества - честность, честь, справедливость, гуманизм, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим, достоинство.
Эстетическое воспитание является базовым компонентом воспитательной системы, в котором обобщены развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов.