Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Задачи и принципы розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы подготовительного следствия и дознания своими действиями и процессуальными решениями дают карт-бланш на проведение оперативно-розыскной деятельности, а если быть поточнее на проведение оперативных действий, которые предусмотрены федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ. [6]

Другими словами, первоочередным основанием оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации является наличие возбужденного уголовного дела в порядке сто сорок шестой статьи уголовно-процессуального кодекса, по факту совершенного преступного деяния, или наличие оперативной информации о готовящемся преступлении и проведении оперативных действий в целях его пресечения. В этом случае органы предварительного следствия и дознания возбуждают уголовное дело по факту предоставленных оперативными подразделениями материалов проверки.

Вторым основанием проведения оперативно-розыскной деятельности является воплощение розыска лиц, скрывающихся от органов подготовительного следствия, дознания, суда и органов выполнения назначенных трибуналом уголовных наказаний. Это соединено с тем, что почти всегда в ближайшее время лица, скрывающиеся от процессуальных органов, интенсивно оказывают противодействие розыску и личному сыску, потому для их местопребывания нужно применение оперативных действий.

Третьим основанием внедрения ОРД в соответствии с законодательством нашего государства является добывание информации о ситуации, действиях либо бездействиях, которые создают угрозу государственной, военной, финансовой, информационной либо экологической безопасности России. Это обосновано тем, что лица планирующие, которые организуют и совершающие преступного деяния против перечисленных выше сфер жизни страны использую отлично-развитые методы конспирации, также сами в прошедшем могут иметь опыт оперативной работы.

Четвертым основанием, согласно намеченных целей перед ОРД, считается установление собственности, подлежащего изъятия. В современной положение в экономике это чрезвычайно принципиально, в связи с тем, что за счет доходов, приобретенных криминальных методом, что является преступлением, которые были предусмотрены статьей 174.1 УК РФ, возникает возможность возмещения нанесенного вреда перед страной и некоторыми пострадавшими лицами.

Кроме того, необходимо отметить конституционное основание ОРД. Оперативно-розыскная деятельность средством внедрения некоторых видов оперативных действий ограничивает конституционные права людей. Конституция это подтверждает тем, что на проведение оперативно-розыскной деятельности в некоторых вариантах нужно разрешение суда.


1.2 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Для основного обозначения понятия оперативно-розыскной деятельности нужно обратится к задачам это вида правоохранительной работы. Как нами уже было отмечено раннее, перед правовыми нормами, которые составляют юридическую базу оперативно-розыскной деятельности, стоит диапазон задач, обязательных к реализации компетентными органами, наделенными страной определенными возможностями.

Главные задачи оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, также выявление и установление лиц, их подготавливающих, которые совершают либо совершивших

2) воплощение розыска лиц, скрывающихся от органов дознания и.т.д.

3) добывание информации о ситуации, действиях либо бездействиях, которые создают угрозу государственной, армейской, финансовой, информационной либо экологической безопасности России

4) установление собственности, подлежащего изъятия

Законодатель сформировал 4 главные задачи оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и утвердил их в федеральном законе, регулирующем законодательные отношения в данном виде правоохранительной сферы.

Отталкиваясь от рассмотренных нами задач оперативно-розыскной деятельности, мы можем прийти к выводу про то, что оперативно-розыскная деятельность по собственному понятию в российском современном праве обеспечивает выполнение принципа неизбежности от уголовного наказания, за совершенное незаконное действие в отношении страны и общества.

Принцип неизбежности от уголовного наказания предусматривает требование, чтоб каждое лицо, которое совершило преступление, перетерпело уголовно-правовое воздействие за совершение преступного деяния. Кроме того, принцип неизбежности в собственном смысле содержится и реализуется в главных принципах уголовного кодекса России.

Все главные законодательные принципы, которые собственной работой обеспечивает оперативно-розыскная деятельность, содержатся в статьях третей, четвертой, пятой, 6-ой и седьмой УК РФ.

Кроме того, в этом нюансе нереально не отметить принципиальный тезис про то, что оперативно-розыскная деятельность неразрывно связана с уголовно-правовым нормативно-правовыми актами РФ и обеспечивает его действие во времени и пространстве, как того от нее просит законодатель. Это дает осознание того, что оперативно-розыскная деятельность в общем обеспечивает реализацию конституционных законодательных норм и уголовно-законодательного законодательства. Конституция Россия предполагает охрану прав и свобод человека и гражданина, тем производит обеспечение легитимных интересов людей и людей в общем. В данном Конституция содержит внутри себя принцип неизбежности


Основываясь на своего законодательного регламентирования, оперативно-розыскная деятельность имеет свои легитимные принципы, на которые всецело опираются в собственной работе работники оперативных служб и подразделений.

Принцип правопорядка – значит то, что должностные лица оперативных подразделений при выполнении оперативно-розыскной работе исходят из положений законов. Принцип почтения прав и свобод человека и гражданина – состоит в том, что защита людей в процессе проведения оперативно-розыскной работе производится 2-мя методами. Первый метод — это оспаривание действий должностного лица. Второй метод - это ведомственный и судебный контроль, также прокурорский контроль. [7]

Принцип конспирации – это главной особый принцип, который сохраняет в тайне деяния, проводимые оперативными работниками, проводимые негласно с целью решения задач оперативно-розыскной работе. На рассмотрении этого принципа я желаю заострить больше внимания, так как он является основополагающим в этом виде правоохранительной работе. Этот принцип регулирован федеральным законом "О государственной тайне" и защищен уголовным кодексом России.

Конспирация – это выполнение, сохранение потаенны какой-нибудь работе; принцип скрытности, секретности в принципе; явление существования тайности, негласности.

Конспирация — закрепление в нормативных актах последующих положений. В процессе проведения оперативных действий используются приемы, которые обеспечивают тайну факта их воплощения, также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям руководящих лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность и способствующих им лиц.

Общие положения оперативно-розыскной деятельности, научная интерпретация ее качеств и другие вопросы, которые касаются субъектов в допустимости пределов доступны для общего обсуждения.

Верные данные об использованных либо применяемых в процессе проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках информации, способах, планах и итогах оперативно-розыскной работе, о лицах внедренных в организованные криминальные группы, общества и формирования, негласных сотрудниках, также стратегии проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют государственную тайну раскрываются на основании решения органа, который проводил оперативно-розыскную деятельность.

Предание гласности информации о лицах, внедренных в организованные криминальные группы, общества и формирования, негласных сотрудниках, также лицах, которые оказывают помощь на секретной базе, допускается с их письменного на то согласия.


Судебные решения, постановления прокурора, которые дают право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и надлежащие, которые были приняты к производству материалы хранятся в органах, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

Оперативные служебные документы, которые отражают итог оперативно-розыскной работе могут быть представлены арбитре, следователю, дознавателю и прокурору в вариантах, которые были установлены законом.

Принцип сочетания гласных и негласных способов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий. [8]

Принцип наступательности – значит, что оперативно-розыскная деятельность основана на рациональном по времени выполнения средств и способов, которые обеспечивают сбор и проверку информации, нужной для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Принцип взаимодействия с жителями и опора на его помощь при выполнении оперативно-розыскной работе. Принцип подотчетности и подконтрольности руководящих лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия.

Принцип индивидуальной ответственности лиц и управления оперативных служб и подразделений за законность в процессе проведения оперативно-розыскной работе.

Принцип независимости при выполнении служебных обязательств – значит запрет на случайное вмешательство в процесс оперативно-розыскной работе руководящих лиц и органов, уполномоченных на этот вид правоохранительной работе.

Система принципов оперативно-розыскной работе принципиальна как база работе органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Основываясь на собственном законодательном регламентировании, оперативно-розыскная деятельность имеет свои легитимные принципы, на которые всецело опираются в собственной работе работники оперативных служб и подразделений. [9]

В первой главе были рассмотрены подобные нюансы оперативно-розыскной работе в России, как ее понятие, основания и законодательное обеспечение, также рассмотрен вопрос о задачах и принципах оперативно-розыскной работе. Следующая глава будет изучать вопросы об органах, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

  1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность


В Российской Федерации существует шесть органов, осуществляющих и реализующих на правовой основе оперативно-розыскную деятельность. Данные органы относятся к исполнительной ветви власти, их руководители являются членами правительства РФ и имеют статус федеральных министров. Правоохранительные органы и силовые структуры, реализующие оперативно-розыскные мероприятия полностью имеют централизованную структуру управления и подчиненности. Также следует отметить, что организация управления в данных органах подобна министерству обороны. Это означает наличие руководства по принципу единоначалия и строгой иерархичности.

В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядок управления имеет, как мною уже было отмечено раннее, централизованную систему управления. В буквальном смысле это выражено в том, что нижестоящие подразделения правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в регионах России или каких-либо населенных пунктах напрямую подчинены федеральному центру, а не органам местного самоуправления. Этот принцип распространен на все правоохранительные органы и силовые структуры, наделенные полномочиями на проведение и реализацию оперативно-розыскной деятельности.

Важным будет выделить и такой факт, что территориальные подразделение данных органов исполнительной власти не подчиняются главам субъектов Российской Федерации и не подотчетны их аппарату управления. Согласно юрисдикции, все органы, осуществляемые оперативно-розыскную деятельность прямо подчинены президенту Российской Федерации и подотчетны только ему.

Руководители органов исполнительной власти, наделенных полномочиями и правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, являются постоянными членами совета безопасности и национального антитеррористического комитета РФ.

Каждое правоохранительное ведомство или какая-либо силовая структура, являющаяся органом исполнительной власти, наделенным государством полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, направленной на защиту его правовых интересов имеет ряд схожих и отличительных особенностей.

К схожим особенностям мы можем отнести те факторы, которые присущи каждому правоохранительному органу, работающему и функционирующему в рамках оперативно-розыскной деятельности.

К этому мы можем отнести наличие зданий и сооружений, вооружения и специальной техники, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.