Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (Задачи и принципы розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
В каждом силовом ведомстве в законном порядке установлено форменное обмундирование, знаки отличия, ведомственные награды и системы дисциплинарных взысканий. Все сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, имеют специальные или воинские звания в зависимости от ведомства, в котором они проходят службу. Основное название должности сотрудников и военнослужащих, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности – это оперуполномоченный. [10]
Юридическая наука предоставляет нам, более развернутое определение этой должности. Оперуполномоченный – это оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания – это специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Также в зависимости от служебной деятельности в оперативных службах и подразделения правоохранительных органов предусмотрена следующая должностная иерархическая система:
1) Оперуполномоченный;
2) Старший оперуполномоченный;
3) Оперуполномоченный по особо важным делам;
4) Старший оперуполномоченный по особо важным делам.
Данная система присвоения должностей предполагает присвоение более высокого воинского или специального звания. Все сотрудники, состоящие в должностях оперуполномоченных, в соответствии с федеральным законом "О государственной тайне", имеют допуск, к сведениям, составляющим государственную тайну. Как уже было мною отмечено раннее, результаты проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, особенно тех мероприятий, которые в соответствии с законным порядком ограничивают конституционные права граждан, являются сведениями, составляющими государственную тайну. Документирование и документоведение таких результатов оперативно-розыскных мероприятий предполагают собой наличие грифа секретности.
В зданиях и сооружениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соблюдается режим секретности, согласно федеральному закону "О государственной тайне". За нарушение режима секретности, а также за утрату сведений, составляющих государственную тайну, произошедшую в случае нарушения данного режима, оперативные сотрудники и их руководители несут персональную дисциплинарную и уголовную ответственность. Также оперативный личный состав и его руководство несет персональную дисциплинарную и уголовную ответственность в случае незаконного рассекречивания таких сведений.
Отличительной чертой вышеупомянутых органов является в том, что проводимая ими оперативно-розыскная деятельность направлена на разные преступные объекты. Это мы с вами можем наблюдать в задачах, которые ставит действующая власть перед этими органами. Этот аспект отражен в отдельных федеральных законах, регламентирующих существование органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, имеет свой федеральный закон, регламентирующий нормы только конкретного правоохранительного органа или силовой структуры.
Приведём пример таких правоохранительных органов и силовых структур Российской Федерации, задачами которых стоит исполнение и реализация оперативно-розыскной деятельности.
Первым, а точнее одним из самых основных, органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, является министерство внутренних дел или МВД. С деятельностью подразделений МВД России в своей обыденной общественной и частной жизни может столкнуться каждый гражданин России или иностранный гражданин, прибывающий в нашей стране.
В структуре МВД России оперативно-розыскной деятельностью занимаются отдельно-взятые службы. Ниже мною будет приведены их примеры.
Уголовный розыск – это специальная оперативная служба министерства внутренних дел, в задачу, которой входит предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений обще уголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда и без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов.
Из определения видно, что задачи, которые ставит МВД России перед уголовным розыском, абсолютно идентичны с задачами федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ. [11]
Следующей оперативно службой МВД России является УЭБиПК, а именно управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
УЭБиПК – это оперативное подразделение в структуре министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающие и осуществляющие оперативным путем функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства.
Одним из старейших подразделений современного российского МВД является управление собственной безопасности.
Управление собственной безопасности (УСБ) – это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ.
Задачей УСБ МВД РФ является предотвращение проникновения в службу органов МВД лиц, преследующих противоправные цели, предупреждение и выявление преступлений и коррупции со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих, работников органов внутренних дел. Обеспечивать сотрудникам и их близким государственную защиту.
И наконец, четвертым самым молодым оперативным подразделением МВД России стало управление наркоконтроля (ОНК).
ОНК появилось в МВД в связи с ликвидацией федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передачи ее функций МВД России.
Также в МВД еще имеются специализированные центры и оперативно-розыскные части узкой специфичной направленности, также имеются 30 статистические подразделения, сопровождающие оперативную работу всех служб и подразделения негласной работы.
Следует отметить, что все подразделения МВД являются органом дознания и согласно УПК РФ обязаны исполнять поручения следователя либо дознавателя по сопровождению уголовных дел.
Также деятельность МВД в целом регламентирована федеральным законом от 07.02.20011 г. №3-ФЗ "О полиции".
Следующим, рассмотренным мною органом, реализующим оперативно-розыскную работу, является федеральная служба безопасности (ФСБ России). Деятельность ФСБ России регламентирована ФЗ от 30.06.2003 г. "О ФСБ России".
На сегодняшний день, согласно действующего законодательства, территориальные органы ФСБ России имеют две основные задачи.
Первой задачей ФСБ РФ является обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Второй задачей является выявление, предупреждение, пресечение деятельности иностранных спецслужб, защита конституционного строя, территориальной целостности и обороноспособности РФ.
На ряду, с ФСБ оперативно-розыскной деятельностью в подобном ключе занимается федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).
Основной задачей оперативных подразделений ФСО России является обеспечение безопасности высших лиц государства и представителей иностранных государств. [12]
Федеральная таможенная служба (ФТС России) на основании ФЗ "О службе в таможенных органах" от 27.07.1997 г. и в рамках других регламентирующих нормативно-правовых актах осуществляет оперативно-розыскную деятельность.
Задачей оперативной службы ФТС России является выявление, предупреждение, пресечение противоправных перевозок через государственную границу РФ.
Следующим органом исполнительной власти, наделенным полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, является служба внешней разведки (СВР России), которая действует на основании ФЗ от 10.01.1996 г.
В задачи СВР входит получение информации, способствующей политической и экономической безопасности Российской Федерации. Также СВР в своей оперативной работе тесно взаимодействует с главным разведывательным управлением генерального штаба министерства обороны РФ в сфере военной разведки.
Последним органом, осуществляющим ОРД, является Федеральная служба исполнения наказаний министерства юстиции РФ. Задачами оперативных подразделений ФСИН Минюста РФ является выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых на территориях исправительных учреждений. Также в их обязанности входит розыск лиц, совершивших побег из исправительных учреждений пенитенциарной системы РФ.
Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп. 1-6 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.
Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
К таким задачам можно отнести: - изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;- получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;- определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.); - изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей.
Своеобразные задачи должны решаться оперативными подразделениями и в случае разоблачения так называемых "воров в законе старой гвардии“, не купивших это звание на воровском сходе, но короновавшихся ” в зоне", в тюрьмах, в соответствии со старыми воровскими традициями. Поэтому целесообразно дополнить следующие задачи следующими, позволяющими точно выявить “вора в законе старой гвардии”: - установление источников доходов проверяемого лица. Вор в законе, как правило, не имеет легального заработка; - определение степени авторитета вора в законе среди других лидеров преступного мира региона.
По крайней мере, он должен быть признан другими руководителями региона; - контроль за фактами оказания финансовой помощи проверяемым преступным группам. Последний, согласно "воровскому кодексу", обязан помогать осужденным и их семьям; - изучение психологических качеств данного человека, в частности наличие организаторских способностей, знание воровских законов и преданность воровским идеалам, отсутствие компрометирующей информации о предательстве этим человеком "воровских идеалов" и т. д. Выполнение этих задач необходимо при выявлении, раскрытии и расследовании проявлений организованной преступности. [13]
Заключение
В результате основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются получение информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывающихся лиц. Одной из важнейших результативных задач науки Об оперативно-розыскной деятельности является нахождение баланса между оперативно-розыскными мероприятиями и соблюдением прав и свобод человека, верховенства закона.
Следует также дать определение оперативно-розыскной деятельности - это вид деятельности, осуществляемый публично и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах своих полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, имущества, обеспечения общественной безопасности и защиты государства от преступных посягательств.
В заключение курсовой работы мы сделаем ряд основных выводов по теме работы. Согласно ст. 1 Федерального Закона РФ "Об оперативно - розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность (далее-ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наряду с такими ее видами, как следственная, судебная и др. Орда ведется как публично, так и за кулисами. Она носит исключительно государственный характер и направлена на получение информации, выявление скрытых (скрытых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, а также розыск скрывающихся лиц. Это направление деятельности строго определено и санкционировано государством.