Файл: Особенности формирования проектной команды инновационного проекта (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
введение
Инновационный менеджмент (им) основан на некоторых идеях, выдвинутых австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, работавшим в 1930-е годы, который определил инновации как важный фактор экономического роста. Его книга "Капитализм, социализм и демократия" впервые полностью развила концепцию созидательного разрушения.
Инновационный менеджмент помогает организации ухватиться за возможность и использовать ее для создания и внедрения новых идей, процессов или продуктов.
Креативность является основой управления инновациями; конечная цель-изменение услуг или бизнес-процесса. Новаторские идеи являются результатом двух последовательных шагов-имитации и изобретения.
Инновационные процессы можно либо проталкивать, либо вытягивать через развитие. Выталкиваемый процесс основан на существующей или недавно изобретенной технологии, к которой организация имеет доступ. Цель состоит в том, чтобы найти выгодные приложения для уже существующей технологии. Вытянутый процесс, напротив, основан на поиске областей, где потребности клиентов не удовлетворяются, и поиске решений для этих потребностей.
Создавая многофункциональные команды разработчиков, включающие как рабочих, так и пользователей, а также маркетологов, можно решить обе проблемы.
Инновации, хотя и недостаточны сами по себе, являются необходимой предпосылкой для дальнейшего выживания и развития предприятий. Наиболее прямой путь бизнес-инноваций - это технологические инновации, прорывные инновации или социальные инновации. Однако Управление инновациями играет важную роль в поощрении технологических и институциональных инноваций.
Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений то обстоятельство, что скорейшее внедрение инновационных технологий в коммерческую практику позволит изменить сложившиеся подходы к диагностике и лечению многих заболеваний и существенно повысить качество лечения пациентов. При этом обязательным условиям для достижения таких преимуществ является как высокая коммерческая эффективность данных технологий, так и их экономическая целесообразность.
Инновация-это часто технологическое изменение, которое превосходит предыдущую практику. Чтобы руководить инновациями или поддерживать их, менеджеры должны в значительной степени сосредоточиться на инновационной сети, что требует глубокого понимания сложности инноваций. Сотрудничество является важным источником инноваций. Инновации все чаще выводятся на рынок сетями организаций, отобранных в соответствии с их сравнительными преимуществами и действующих координированно.
Когда технология проходит стадию серьезной трансформации и дает успешную инновацию, она становится отличным опытом обучения не только для материнской отрасли, но и для других отраслей. Крупные инновации, как правило, являются результатом внутри-и междисциплинарных связей между технологическими секторами, наряду с комбинацией неявных и явных знаний. Сеть необходима, но сетевая интеграция является ключом к успеху для сложных инноваций. Социально-экономические зоны, технологические коридоры, соглашения о свободной торговле и технологические кластеры-вот некоторые из способов поощрения организационных сетей и межфункциональных инноваций.
Во внедрении инновационных технологий заинтересованы все стороны лечебного процесса. Их создателям необходимо получить прибыль и вернуть затраченные на разработку ресурсы, экономическим работникам – улучшить условия и качество своего труда, а пациентам – получить квалифицированную экономическую помощь. Руководству организаций и органам управления, как на локальном, так и на общегосударственном уровнях, внедрение инноваций в экономике выгодно лишь при условии их коммерческой эффективности и экономической целесообразности.
Во всем мире методы и способы внедрения инновационных технологий в коммерческую практику определяет плательщик. Стоит отметить, что в большинстве стран мира в данной роли выступает государство. Это связано в первую очередь с тем, что внедрение инноваций в экономике зачастую сопровождается значительным увеличением затрат без соответствующего изменения состояния здоровья пациентов. При этом производители технологий нередко спекулируют понятием «инновационный», используя его как инструмент продвижения товара на рынке.
Цель задания
Целью настоящего задания является изучение методов построения команды инновационных проектов, а именно:
- Проанализировать опыт управления инновационными проектами.
- Выполнить анализ методов внедрения инновационных технологий в проектную деятельность.
- Выполнить анализ процессов формирования проектных команд для инновационных проектов.
- Проанализировать шаги по совершенствованию методов внедрения инновационных технологий в коммерческую практику ООО «Битрикс24».
- Выявить риски функционирования проектной команды в инновационном проекте.
Инновационные проекты.
Команда инновационного проекта Битрикс AI Скоринг.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Специфика инновационного проектного подхода
Методы и инструменты инновационного проектного управления расширяют сферу своего применения и в последние годы все чаще используются в государственном управлении. Это стремление обусловлено стремлением перенести накопленный опыт успешного управления крупными корпорациями на основе проектного менеджмента. Проектное управление сегодня – один из базовых инструментов трансформации государственного управления.[1]
Инновации никогда не были так актуальны, как сегодня, все говорят об инновациях, везде можно прочитать об инновациях. Но что же такое инновация и что такое управление инновационными проектами?
Инновация происходит от латинского слова "innovare" и означает обновление. С экономической точки зрения инновация - это нечто новое, приносящее пользу организации и / или обществу.
Термины, которые часто ассоциируются с инновациями, - это идея и изобретение. Изобретение отличается тем, что оно еще не эксплуатировалось и не использовалось как новое решение существующей проблемы по сравнению с инновацией.
Первые шаги в использовании проектного подхода начались с реализации в России административной реформы, в частности внедрения управления по результатам приоритетных национальных проектов еще в 2005 году. В 2011 г. приняты государственные стандарты в области управление проектами, которые установили требования к управлению программой, проектом, портфелем проектов. Затем, в 2014 г., был утвержден и введен в действие ГОСТ Р ИСО 21500–2014 «Руководство по проектному менеджменту», включающий общие рекомендации, понятийный аппарат и характеристики процессов в проектном менеджменте.
В числе результатов деятельности Совета формирование первого портфеля проектов по 10 стратегическим направлениям развития, а также утверждение требований к квалификации участников проектной деятельности в области управления проектами. Деятельность Правительства РФ в области внедрения проектного управления была оценена наградой Международной Ассоциации Управления Проектами (IPMA)за продвижение, развитие и внедрение современного управления проектной деятельностью в государственном секторе в России [3].
В 2017 году были отобраны 5 «пилотных» государственных программ, реализация которых планируется с использованием инструментария проектного управления. Каждая из программ имеет 5 конкретных, измеримых, актуальных целей, а также ряд финансируемых проектов и программ, который определяется по итогам ранжирования. Кроме того, разработан Индекс зрелости проектной деятельности, который с 2018 года будет использоваться в федеральных и региональных органах власти.
Особое внимание к внедрению инновационного проектного управления обусловлено рядом преимуществ: [5]
- Нацеленность на результат и ограничения по ресурсам. Каждый проект имеет цели, показатели результативности, сроки, бюджет, контрольные точки, распределение ответственности;
- Планирование в проектной деятельности позволяет определить вектор развития, ключевые точки проекта и ответственных лиц, появляется четкость в понимании цели и пути к ее достижению, формирование исполнительской дисциплины;
- Гибкость проектного управления позволяет определить наиболее важные задачи и управлять приоритетами в процессе реализации проекта. Таким образом, государственные органы получают возможность своевременно и гибко реагировать на изменения внешней среды, повышая качество управления;
- Взаимодействие в проектных командах осуществляется без длительной цепочки согласований – как следствие, повышается оперативность принятия решений;
- Прозрачность принятия решений - руководитель проектной команды напрямую взаимодействует с членами команды, а они, в свою очередь, обладают полномочиями по принятию решений. Рядовые чиновники становятся не простыми исполнителями, а участниками процесса управления.
С целью единообразия применения инструментов управления проектами в федеральных и региональных органах власти разработана нормативная и методологическая база. Помимо обозначенных выше государственных стандартов, разработаны Правила разработки, реализации и оценки эффективности пилотных государственных программ, переводимых на механизмы проектного управления [4].
С 2014 года ежегодно Аналитическим центром при Правительстве РФ организуется конкурс профессионального проектного управления «Проектный Олимп», целью которого является распространение знаний в области управления проектами в органах государственной власти, государственных компаниях. Конкурс проводится по таким номинациям, как: «Организация и деятельность проектных офисов», «Системы управления проектной деятельностью», «Управление комплексным проектом – Лучший проект года».
На основании данного исследования и опыта регионов можно сделать вывод о том, что применение проектного подхода в деятельности органов государственной власти имеет свои ограничения, связанные со спецификой управления в государственном секторе. К недостаткам применения проектного подхода следует отнести [4]:
- Подчиненность государственного служащего одновременно функциональному руководителю и руководителю проекта создает двойную нагрузку и увеличение отчетности;
- Дублирование функций проектных офисов и других органов исполнительной власти, что связано с ведомственным подходом к организации проектных офисов;
- Большинство государственных служащих обладают недостаточной квалификацией в области проектного управления, что создает «видимость» применения инструментов проектного подхода при отсутствии конкретных результатов;
- Слабая система мотивации государственных служащих, скептическое отношение к нововведениям, непонимание преимуществ проектного менеджмента;
- Недостаточная взаимосвязь стратегического и проектного менеджмента. Отсутствие выстроенной схемы «стратегия-программа-проект» зачастую приводит к реализации проектов, которые не соответствуют стратегическим целям страны или региона.
Ряд регионов предпринимает активные действия в данном направлении, организуя проектные офисы, разрабатывая нормативно-правовую базу, обеспечивая повышение квалификации госслужащих. Анализ опыта регионов лидеров в области внедрения проектного управления (Белгородская область, Пермский край, Приморский край) показывает, что для успешного применения инструментов проектного менеджмента необходима работа по следующим направлениям: [7]
- Нормативно-правовое обеспечение;
- Формирование проектных офисов, осуществляющих информационную и методическую поддержку;
- Развитие компетенций, обучение госслужащих;
- Развитие информационной системы управления проектами;
- Формирование и поддержка проектной мотивации.
1.2 Зарубежный опыт реализации инновационной политики
Большинство экономически развитых стран реализуют инновационную политику на своих территориях уже в течение нескольких десятилетий и имеют значительный опыт в данной области. Сегодня политика этих государств направлена на преодоление специфических слабых мест и барьеров для инноваций, которые могут присутствовать в экономике.