Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3.Источники нотариального права в РФ.
Глава 2. Принципы организации и деятельности нотариата.
2.1. Организационно-функциональные принципы.
Глава 3.Применение нотариусом норм иностранного права.
3.1.Приминение норм иностранного права.
3.2. Принятие нотариусом документов, составленных границей.
3.3. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств
3.4. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств.
Так, сущность нотариальных действий заключается в участии в гражданском обороте путем удостоверения бесспорных юридических фактов. При совершении нотариального акта нотариус прежде всего руководствуется нормами материального права: устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате), проверяет дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц (ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате), удостоверяет сделки (глава X Основ законодательства РФ о нотариате) и т.д [8]. Нотариальный процесс можно определить как комплексную систему правовых форм деятельности нотариуса, а также заинтересованных в правовом результате и наступлении правовых последствий граждан, государственных и негосударственных организаций. Нотариальный процесс регулируется правовыми нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих нотариальных актах. таким образом, нотариальное право представляет собой комплексную отрасль права, которая сформировалась в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов. Нормы нотариального права регулируют общественные отношения по поводу нотариальной деятельности на основе различных самостоятельных источников права и сочетания публичных и частных интересов. По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, определяя их юридические последствия [9].
Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.
Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Благодаря интеграции Российской Федерации в международное сообщество роль и место международных договоров в правовой жизни нашей страны продолжает возрастать. так, нотариусами в своей деятельности применяются Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.), а также другие международные акты и договоры. Российская Федерация стала членом совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента А3–0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах — членах сообщества». Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата в европейских странах.
Отдельным вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос о правовом статусе нормативных актов Международного союза латинского нотариата, который является неправительственной организацией, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Федеральная нотариальная палата является членом Международного союза латинского нотариата. Однако из текста Конституции РФ и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. Россия, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом. Даже если такая возможность и имелась, то в собрании законодательства РФ можно было бы увидеть Федеральный закон о ратификации Устава союза, либо иного какого-то договора, свидетельствующего о том, что Россия берет на себя конкретные международные обязательства.
Таким образом, договоры общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость. Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, санкт-Петербурга и севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. (с изм. от 29 декабря 2014 г.) [10]. Несмотря на то что их принятие предшествовало Конституции РФ, они неоднократно были признаны Конституционным судом РФ соответствующими нормам Конституции РФ. само наименование нормативного акта «Основы законодательства» принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором. Нотариат указан в нем как предмет совместного ведения. А по предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а уже регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.
Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами. так, Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Гражданский кодекс РФ регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие.
Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия». согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др.
Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации».[11]
Глава 2. Принципы организации и деятельности нотариата.
2.1. Организационно-функциональные принципы.
Законность как руководящее начало является особым, глубинным элементом структуры права. Законность для права – большее и более значимое начало, чем все остальные «просто» принципы права[12]. В этом смысле все остальные принципы права можно рассматривать как продолжение, конкретизацию и юридические гарантии принципа законности. Основными требованиями законности являются: всеобщность права – необходимость развитого и совершенного законодательства, при котором все общественные отношения, требующие юридического опосредования, регулируется законом, а не произволом и усмотрением; верховенство Конституции и закона, соблюдение иерархии нормативно-правового регулирования; равенство всех перед законом, отсутствие каких-либо привилегий, не предусмотренных законом, для отдельных категорий субъектов; строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей, беспрепятственные возможности для использования субъективных прав; гарантированное, «качественное» применения права, неотвратимость юридической ответственности для нарушителей; стабильность, устойчивость правопорядка.
Законность является общеправовым принципом, закрепленным в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в соответствие с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Требования законности адресованы всем субъектам права – как лицам, использующим и применяющим право, так и лицам, занимающимся законотворческой работой. В этом смысле принцип законности требует одинаково большое внимание уделять не только работе нотариальных органов и органов управления нотариатом по точному и неуклонному исполнению законов, верному их толкованию, но и качеству законопроектной деятельности в сфере нотариата. Особенно важны здесь положения ст. 72 Конституции РФ о нахождении нотариата в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По обоим направлениям работы в условиях проводимых реформ гражданского законодательства, законодательства о судопроизводстве, о нотариате существует немало проблем. С позиции реализации и применения права принцип закон- ности в первую очередь означает, что нотариальные органы, а также заинтересованные лица, должны руководствоваться в своей деятельности исключительно законом. Основами (ст. 5), а также Профессиональным кодексом нотариусов РФ закреплено, что нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставами и решениями нотариальных палат, настоящим Кодексом, а также международными договорами, принципами и нормами Международного Союза Латинского Нотариата и Европейским Кодексом нотариальной этики. Применяя приказы и инструкции министерств и ведомств, акты региональных и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нотариус должен проверить, изданы ли они в пределах предоставленной этим органам компетенции и соответствуют ли они законодательству. Это же правило, исходя из принципа единства организации нотариата, следует распространить и на иные органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные совершать нотариальные действия.