Файл: Нотариат в РФ(Суть нотариата в РФ.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип законности как требование беспрепятственной реализации субъективного права и «качественного» правоприменения одинаково предполагает точное и неуклонное соблюдение как материального, так и процессуального (процедурного) закона. Эти две составляющие всегда существуют неразрывно друг от друга. Нотариальные органы в своей деятельности и заинтересованные лица, реализующие свои субъективные права и интересы с помощью нотариуса, должны верно понимать и четко исполнять предписания норм материального права, а также процедурные нормы законодательства о нотариате. Точное исполнение законов является универсальным требованием к нотариальной деятельности, охватывает ее в полном объеме и относится ко всем субъектам нотариального производства. Нотариус обязан проверять соответствие закону требуемых от него действий и предоставляемых ему документов со стороны заинтересованных лиц. Так, например, нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии с законом, отказывает лицам, не имеющим права обращаться за нотариальным действием, в его совершении. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам (ч. 3 ст. 16 Основ). Однако и заинтересованные лица должны обращаться за совершением нотариального действия к компетентному нотариальному органу, проверять его полномочия по лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, требовать от нотариуса совершения только тех действий, которые предусмотрены законом, представлять надлежащим образом оформленные письменные документы.

Принцип законности не может быть полноценно проведен в жизнь без точного и неуклонного соблюдения общих и специальных норм о порядке производства нотариальных действий. Нотариальный орган может выполнять свои функции по охране и защите прав и интересов только путем совершения нотариальных действий, предусмотренных законом. Иных форм ведения нотариальной деятельности сегодня не предусмотрено.

Учитывая положения ст. 35 Основ о том, что законодатель ными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариаль ные действия, помимо предусмотренных в Основах, следует признать, что каждое вновь вводимое нотариальное действие должно быть вписано как в систему норм материального права (иметь четко установленные материально-правовые последствия его совершения), так и в систему норм «процессуального нотариального права», нотариального производства, (т. е. иметь закрепленную процедуру осуществления). В отсутствие одной из двух составляющих нотариальное действие существовать не может. Поэтому любые нововведения в нормы материального права о необходимости включения нотариальной формы в динамику определенных материальных правоотношений должны сопровождаться строгой привязкой к конкретной процедуре осуществления нотариального действия. Нормы законодательства о нотариате, регулирующие порядок осуществления нотариальных действий, не имеют универсального значения, как, например, нормы искового производства в гражданском процессуальном праве и поэтому не могут применяться по аналогии.


Независимость. Одним из основных принципов латинского

нотариата является требование осуществления нотариальной деятельности специальным субъектом – свободным профессионалом, не находящимся в чьем-либо подчинении и не входящим в иерархию органов государственной власти. При оказании квалифицированной юридической помощи такое лицо руководствуется законом, фактическими обстоятельствами и своим внутренним убеждением. В этом проявляются двойственность свободы нотариуса: он независим по своему статусу от государства, каких-либо организаций, граждан и их указаний; он также независим в процессе нотариального производства от своих клиентов – заинтересованных в совершении нотариального действия лиц.

Безусловно, независимость не означает полную бесконтрольность нотариуса. Он, осуществляя публичную функцию от имени государства, лишь относительно автономен от последнего. Нотариус действует как в интересах своих клиентов, так и в интересах всего общества, поэтому также связан и волей лиц, обратившихся к нему за помощью, и помимо закона должен соблюдать этические нормы, установленные нотариальным сообществом. Поэтому независимость предполагает ограждение нотариуса от необоснованного, излишнего вмешательства в его деятельность со стороны посторонних лиц, а также установление эффективного контроля за ним со стороны государства, органов нотариального самоуправления и лиц, обращающихся за нотариальной помощью.

Независимость в первую очередь проявляется закреплением в законе порядка наделения физического лица статусом нотариуса, а также порядком прекращения его полномочий, установлением оснований и условий ответственности нотариального органа за ненадлежащее осуществление своих функций. Проявление требования независимости также можно увидеть в норме закона об ограничениях в деятельности лиц, имеющих статус нотариуса (ст. 6 Основ). Такие лица не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Данные правила призваны исключить возникновение связанности, зависимости нотариуса от своего контрагента, работодателя, а также не допустить пренебрежения нотариусом своим правовым статусом в угоду другим делам и занятиям.

Российское законодательство не устанавливает единого нотариального органа, компетентного совершать нотариальные действия. Такими органами сегодня являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, а также иные уполномоченные на совершение отдельных нотариальных действий органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно, нельзя говорить и о единой степени свободы от государства всех вышеперечисленных лиц.


Очевидно, что нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, а также уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления находятся в большей зависимости от государства, чем нотариусы, занимающиеся частной практикой[13]. Это проявляется во многих чертах, отражающих их взаимодействие с государством и лицами, обращающимися за совершением нотариальных действий. Профессиональную деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, контролирует не государство, а органы нотариального сообщества – нотариальные палаты; они самостоятельно несут полную имущественную ответственность за незаконность своих действий перед клиентами; в отличие от государственных нотариусов и должностных лиц – не находятся на бюджетном финансировании, не получают заработной платы, не находятся в служебных правоотношениях с государством, имеют полное материальное самообеспечение (некоторыми даже выделяется принцип самофинансирования).

При совершении нотариальных действий нотариус руководствуется законом и никакие указания для него не являются обязательными, если они касаются содержания нотариального действия и не соответствуют закону. Никакие лица и государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность нотариуса, обо всех попытках такого вмешательства нотариус может сообщить в правоохранительные органы. Закон устанавливает, что при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Независимость нотариального органа в нотариальном производстве проявляется в его беспристрастности и объективности.

Таким образом, требование законности в нотариальной деятельности не может существовать в отсутствие независимости нотариального органа, а принцип независимости является весомой гарантией принципа законности.

Государственный и национальный язык нотариального производства. Согласно ст. 10 Основ нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. При таких условиях нотариальное производство и делопроизводство ведется нотариусами на русском языке. В случае же установления республикой государственного языка республики, делопроизводство наряду с русским языком может вестись на государственном языке республики (п. 2 Правил нотариального делопроизводства)[14]. Слово «наряду» предполагает одновременное использование русского языка и языка республики, т. е. оформление нотариального документа параллельно на двух языках. Использовать в нотариальном производстве вместо государственного языка только язык республики недопустимо. Относительно возможности ведения делопроизводства на языке автономной области или автономного округа, которую предоставляют Основы, следует признать, что данное положение Основ расходится с Конституцией РФ и вряд ли подлежит применению.


Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком. Учитывая, что Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, отношения к религии и места проживания (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»[15]), перевод обеспечивается нотариусом. Нотариус обязан по своей инициативе донести до сведения физического лица, обратившегося за нотариальной помощью и не владеющего русским языком, всю информацию, важную для его волеизъявления, независимо от наличия просьбы об этом. Несоблюдение данного требования закона со стороны нотариуса рассматривается в судебной практике как одно из грубейших нарушений Основ законодательства о нотариате.

Таким образом, очевидно, что правила о государственном и национальном языке распространяется не только на нотариальное делопроизводство, как это закреплено в Основах и Правилах нотариального делопроизводства, но и на все производство у нотариуса, и должны применяться как при работе с документами и при оформлении нотариальных актов, так и на всех стадиях нотариального производства, при совершении нотариальных действий в полном объеме, в том числе в личной беседе нотариуса с обратившимися к нему лицами, консультациях, при подготовке проектов нотариальных документов.

Использование в нотариальном производстве языка, отличного от установленного действующим законодательством, влечет недействительность нотариального акта. Правила языка нотариального производства являются императивными и не могут быть изменены волей лиц, обратившихся к нотариусу, или самим нотариусом[16].

2.2.Функциональные принципы.

Диспозитивность. Нотариальная деятельность в большинстве случаев связана с обеспечением стабильности и безопасности гражданского оборота. Объектом ее являются общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами прав, свобод и законных интересов в сфере частного права. Вместе с тем законодательство о нотариате не содержит указания на сферу осуществления нотариальной деятельности, не относит напрямую нотариальную деятельность только к сфере гражданского оборота. Многие закрепленные Основами нотариальные действия могут иметь значение не только для правоотношений в сфере гражданского права, но для гражданских процессуальных, семейных, административных и других правоотношений[17].


Однако даже такая «широкая» сфера нотариальной деятельности по оказанию юридической помощи подразумевает добровольность в качестве одной из основ ее осуществления, т. к. большинство из вышеприведенных правоотношений, требующих нотариального обслуживания имеют диспозитивно-разрешительный метод правового регулирования. Поэтому принцип диспозитивности в нотариальной деятельности имеет межотраслевой характер и единую сущность с принципами диспозитивности гражданского и гражданско-процессуального права.

По общему правилу нотариальная защита и охрана прав, свобод и законных интересов возможна только по личной инициативе заинтересованного в этом лица. Нотариальный орган совершает нотариальные действия только в связи с письменным или устным заявлением физических или юридических лиц. Совершение нотариального действия по собственной инициативе нотариуса невозможно за исключением случаев, предусмотренных в законе.

Таким образом, практически все нотариальное производство развивается в соответствии с волей материально заинтересованных лиц. Это и возбуждение производства, и выбор необходимого нотариального действия, и возможность отказа от совершения нотариального действия до издания нотариального акта, а также возможность обжалования незаконного нотариального действия или отказа в его совершении. По некоторым видам нотариальных действий предусматривается еще и определение материально-правового содержания удостоверяемых документов (например, при удостоверении сделок).

Исключениями из принципа диспозитивности являются случаи, предусмотренные законом, когда нотариальные действия могут совершаться по инициативе нотариуса или других лиц, а также случаи, когда материальное законодательство предусматривает обязательную нотариальную форму определенных правоотношений. Но и эти две группы случаев различаются: обязательная нотариальная форма ограничивает заинтересованных лиц только в выборе вида нотариального действия, но никак не принуждает их обращаться к нотариусу (они могут выбрать иные правовые средства для реализации прав и интересов, не требующие нотариальной формы).

Перечень нотариальных действий, которые могут совершаться нотариусом ex officio, имеет единичный характер. Согласно ст. 64 Основ, нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства. В литературе в качестве исключения также указывалось на наложение (снятие) запрета отчуждения имущества как нотариальном действии, обеспечивающим законность сделок[18]. Однако в российском законодательстве условия и порядок совершения такого нотариального действия не определены, а норма ст. 76 Основ имеет отсылочный характер. Наложение и снятие запрещения на отчуждение недвижимого имущество возложено сегодня на службу Росреестра, а не на нотариат. Ввиду этих обстоятельств данное нотариальное действие вряд ли может применяться в настоящее время в отношении недвижимости. Что касается движимого имущества, то регистрация уведомлений о залоге движимого имущества фактически перекрывает данное нотариальное действие и при этом совершается исключительно по заявлению заинтересованных лиц .