Файл: «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.».pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты понятия «оперативно-розыскные мероприятия»
1.1 Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика
2 Процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.4. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища
Введение
Цель работы рассмотреть основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Задачи:
1 Определить теоретические аспекты понятия «оперативно-розыскные мероприятия».
2 Выявить процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Оперативно-розыскные мероприятия как основной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности проводятся только при наличии правовых оснований, то есть указанных в ФЗ об ОРД обстоятельств, побуждающих к началу соответствующих действий оперативно-розыскного назначения. В то же время, ряд правовых оснований, которые не имеют юридического решения должны быть связанны с фактическими основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий, которыми являются конкретные сведения о событиях, имеющих криминальные признаки, зафиксированные документально в делах оперативного учета.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ст. 7 Федерального закона об ОРД.
Все перечисленные основания можно разделить на две группы:
- основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц,скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);
- основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений,необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 7).
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические аспекты понятия «оперативно-розыскные мероприятия»
1.1 Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика
Оперативно-розыскные мероприятия – это мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами с целью выявить, пресечь или раскрыть преступление, отыскать скрывающихся и пропавших без вести людей, установить имущество, подлежащее конфискации, добыть информацию о событиях и деяниях, опасных для государства[7].
На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий.
- Опрос.
- Наведениесправок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочнаязакупка.
- Исследованиепредметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествлениеличности.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
- Прослушиваниетелефонныхпереговоров.
- Снятие информации с технических каналов связи.
- Оперативноевнедрение.
- Контролируемаяпоставка.
- Оперативныйэксперимент.
- Получениекомпьютернойинформации.
Представленный действующим законодательством перечень оперативно-розыскных мероприятий делится на два вида: гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия.
Исходя из того, что по своему понятию ОРД это вид правоохранительной деятельности, она также имеет еще одно основное юридическое определение, к которому нам также необходимо обратиться, с целью дальнейшего понимания нормативного регламентирования данного вида деятельности.
Итак, мы выяснили, что в РФ правоохранителями применяется пятнадцать видов оперативно-розыскных мероприятий.
Первым видом ОРМ является опрос.
Опрос – это сбор оперативной информации в процессе общения оперуполномоченного с гражданами, которые осведомлены или могут знать сведения о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих интерес для решения задач борьбы с преступностью. Опросы существуют двух видов, а именно гласный и негласный. Способом оформления опроса является рапорт оперативного сотрудника и сообщение гражданина. Негласный опрос – это легендированный опрос или оперативная установка[10].
Вторым видом ОРМ является наведение справок. Наведение справок – это сбор оперативной информации, путем изучения документов, в том числеархивных, а также направления запросов в информационные системы. Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ, заключающиеся в обнаружении и изъятии предметов, сохранивших следы преступления и иных предметов, которые могут служить средствомобнаружения преступления и лиц к нему причастных. Получаемые образцы делится на три группы – это свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы.
Проверочная закупка – это ОРМ, связанное с затратным приобретением предметов, веществ, изделий с целью выявление, предупреждения, пресечения, задержания с поличным лиц, причастных к совершению преступления и для решения других задач ОРД. ОРМ оформляется посредством акта закупки.
Пятым видом ОРМ является исследование предметов и документов. Исследование предметов и документов – это ОРМ, направленное на получение объективной информации и свойств, предметов и их отождествления, документов и их идентификацию, биологических объектови их принадлежности, иных объектов. Оформление и документирование этого вида ОРМ предполагает рапорт сотрудника.
Наблюдение – это ОРМ, направленное на получение информации об объекте путем слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемое на транспорте и открытой местности.
Отождествление личности – это способ установление лиц, причастных к приготовлению и совершению преступлений или находящихся в розыске путем установления идентификации, проведения исследования, поиска в информационных системах. Способ оформления этого ОРМ – рапорт.
Обследование зданий сооружений, участков местности – это ОРМ,связанное с визуальным, слуховым и иным изучением объектов, представляющих оперативный интерес с использованием технических средств.
Контроль почтовых отправлений – это способ получения фактических данных о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес[25].
Прослушивание телефонных переговоров – это развернутый контроль за регулярным общением объектов ОРД и их окружения, основанный на специальных технических средствах и оперативных тактических правилах, позволяющий перехватывать, прослушивать сообщения устных бесед, передаваемые по телефонной связи, ведущиеся между гражданами на тему преступной деятельности. ОРМ документируется, как фонограмма, акт и рапорт.
Снятие информации с технических каналов связи – это ОРМ, направленное на получение информации негласным контролем, копирование с использованием технических средств, электромагнитных и других полей, возникающих при передаче информации по сетям электронной связи, телекоммуникационных информационных систем для сбора, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Оперативное внедрение – это ввод оперуполномоченного, штатного негласного сотрудника или лица, оказывающего содействие, в преступную среду, с целью выявления, предупреждения, раскрытия преступлений, а также разложения организованной преступной группировки изнутри. Оперативное внедрение имеет ряд условий. Первое - это подготовка внедрения. Второе – это постановка задач. После это назначается подбор сотрудников, которые имеют оперативный опыт, а также избирают вид деятельности для них внутри ОПГ. Следующим условием считается разработка легенды внедряемого сотрудника, обеспечение его документами для прикрытия, техническими средствами и линии поведения. Следующим этапом является разработка оперативной комбинации. Последним важнымусловием остается соблюдение конспирации. Способ документирования ОРМ – рапорт и справка-меморандум.
Контролируемая поставка – это получение информации оперуполномоченными или другими лицами путем негласного сопровождения груза, а также выявления лиц его перевозимых[5].
Оперативный эксперимент – это ОРМ, связанное со зданием, негласно контролируемым, условием и объектом для преступной деятельности, в целях задержания лиц, совершающих преступления средней тяжести, тяжких и особо тяжких[18].
Получение компьютерной информации— это новое ОРМ, введенное законодателем ФЗ от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. В Модельном законе СНГ нет ОРМ с таким названием, но есть близкое ОРМ — мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем. Под этим ОРМ в модельном законе понимается получение сведений, необходимых для решения конкретных задач ОРД, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, возникающих при обработке информации в информационных системах, базах данных, и ее передаче посетям электрической связи, компьютерным сетям, и иным телекоммуникационным системам.
- подробном разборе оперативно-розыскных мероприятий нами раскрыта суть оперативно-розыскной деятельности.
1.2 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
В теории ОРД основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида:
- фактические (собственно основания);
- юридические (формальные основания или поводы).
В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь, к юридическим (формальным) основаниямотносятся документы, содержащие такую информацию.
Ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности не разграничивает фактические и юридические основания, перечисляя их единым списком. В то же время она структурно состоит из двух частей, откуда следует, что законодатель разделил все основания проведения ОРМ на две группы:
- основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц;
- основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[15].
К первой группе относятся шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.
Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), что является достаточно распространенным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает здесь некоторые ограничения.
Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:
1) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;
2) в случае не установления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;
3) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений при наличии фактических к тому оснований. Такими основаниями будут выступать сведения, обосновывающие необходимость применения ОРМ, например данные о причастности подозреваемого к другим преступлениям, сокрытии им других соучастников содеянного либо похищенного имущества, об оказании противодействия расследованию и т.д. В рассматриваемом случае следует лишь учитывать требование ч. 2 ст. 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия[28].
Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт не установления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве уголовному делу не должно ограничивать инициативу и активность оперативных работников. Фактическим основанием для проведения ОРМ в этой ситуации будут выступать сведения о невозможности или крайней затруднительности установления виновного лица уголовно-процессуальными мерами (например, неочевидный характер преступления, отсутствие следов, вещественных доказательств и т.д.).