Файл: «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая позиция отражает смысл норм Конституции Российской Федерации, законодательства и содержит официальную позицию суда относительно толкования норм применительно к конкретному вопросуотраслевого регулирования или конкретному или типовому (подобному) случаю.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации присутствуют в его решениях, касающихся отраслевого регулирования, которые для правоприменительной практики имеют ценность и значение.

Правовые позиции отражаются в аргументации, приводимой в мотивировочной части решения этого Суда, на которой базируется итоговый вывод, являются обоснованием, раскрывающим сущность его решения и (или) содержания истолкованных положений закона. Такая же аргументация может быть положена в основу и других решений применительно к подобным или идентичным ситуациям. Тем самым обеспечивается единообразие правоприменительной практики и толкования положений закона, в связи с чем правовая позиция подлежит учету правоприменительными органами[10].

Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях его Пленума, содержащие толкование положений закона, призваны обеспечить правильное и единообразное их применение всеми судами, что по существу обязывает и других правоприменителей действовать сообразно тому толкованию, которое дано Верховным Судом Российской Федерации.

При организации и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе следует принимать во внимание законодательные и нормативно-правовые установления, касающиеся конституционного статуса лиц и правового положения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.

Некоторые конституционные права указанных лиц обеспечиваются наравне с правами законопослушных граждан. Несмотря на то что конституционные положения распространяются на всех лиц, проживающихнатерритории Российской Федерации, между законопослушным гражданином и лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы, имеется существенное различие.

В связи с вступлением в силу приговора суда о применении наказания в виде лишения свободы меняется и правовое положение лица, осужденного к лишению свободы. В отношении егоначинает действовать уголовно-исполнительное законодательство. Соответственно, часть конституционных прав превращается в обязанности для осужденного к лишению свободы, что, в свою очередь, не противоречит международным стандартам.


Так как лицо, осужденное к лишению свободы, признано виновным в совершении преступления, а именно посягнуло на права либо свободы иных лиц, а государство, обеспечивает их защиту, то в этих целях на осужденных и налагаются определенные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации ограничения.

При анализе правового положения осужденного к лишению свободы в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации видно, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации

Оперативные подразделения наделены правом и обязанностью осуществлять оперативно-розыскную деятельность, задачами которой являются в том числе выявление, предупреждение и раскрытие готовящихсяи совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Тем самым оперативно-розыскные средства и методы, используемые в исправительных учреждениях, можно отнести и к оперативно-режимным, не требующим судебного санкционирования[38].

Таким образом, можно сделать вывод, что право осужденного на тайну телефонных переговоров, гарантируемое Конституцией Российской Федерации, ограничивается и самой Конституцией, статусом осужденного, определенным приговором суда, а также федеральными законами и иными нормативными актами, регламентирующими порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Следовательно, проведение в отношении осужденных оперативно-технических мероприятий по снятию информации с технических каналов связи и прослушиванию телефонных переговоров, предусмотренных нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеет правовое основание.

2.3. Основы оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Во-первых, уголовно-процессуальный закон не устанавливает никаких правовых механизмов, направленных на возможность приобщения материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, то есть придания им подобия процессуальной формы. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности разрешает использование ее результатов в


уголовном процессе, а сам закон такой процедуры не содержит>. Ни органы предварительного расследования, ни суды формально не имеют ни малейшей правовой возможности ввести такие материалы в уголовный процесс посредством каких-либо следственных или иных процессуальных действий: подобных действий просто не предусматривает.

    • во-вторых, даже если бы сотрудник полиции и устанавливал подобные механизмы (аналогично тому, как это предусмотрено для представления вещественных доказательств или документов подозреваемым,

обвиняемым, защитником, потерпевшим и иными заинтересованными

участниками), это все равно не повлияло бы на разрешение существующих проблем. Такие механизмы позволили бы лишь формально приобщать материалы оперативно-розыскной деятельности к уголовному делу, при этом не изменяя их правовой природы, не придавая им никакой мнимой уголовно-процессуальной формы[22].

Вопреки иллюзорным тезисам многих ученых-процессуалистов, видимо, просто опасающихся посмотреть правде в глаза и пытающихся прикрыть красивыми доктринальными рассуждениями существующие проблемы, никакие следственные, судебные или иные процессуальные действия не позволят применить "задним числом" к уже произведенным оперативно-розыскным мероприятиям установленные законом правовые гарантии доброкачественности.

Можно выделить следующие типичные оперативно-розыскные ситуации по применению средств оперативной техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий:

  • невозможность или крайняя затруднительность получения оперативно значимой информации иным путем;
  • быстрота и эффективность, которые сопутствуют поставленной цели;
  • возможность зашифровать оперативно-розыскные силы, средства и методы работы;
  • возможность искусственного создания условий для наиболее вероятного оставления следов преступления.
  • нашей точки зрения, понятие оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной сиситеме можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий предполагает:
  • формирование комплекса законодательных, подзаконных, в том числе ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих применение технических средств в розыскной деятельности;
  • повышение уровня оперативно-технической подготовки сотрудников оперативных подразделений, применяющих оперативно-технические технические средства при решении возложенных на них задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания;
  • модернизацию имеющихся и создание новых образцов оперативно-

технических средств, используемых оперативно-розыскных мероприятий;

- улучшение технического оснащения оперативных подразделений

УИС[17].

Основываясь на этих положениях, оперативно-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий в УИС в широком смысле можно сформулировать как систему правовых, научных, организационных и иных мер по созданию необходимых условий для разработки, внедрения ипрактического использования оперативно-технических средств, применяемых для решения возложенных на оперативные подразделения УИС оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания.

Соответственно, субъектами такого обеспечения являются соответствующие управления ФСИН России, учебные и научные учреждения ФСИН России, территориальные органы.

Представляется, что оперативно-техническое обеспечение розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе в узком смысле характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется только в рамках и способами, которые указаны в законах и подзаконных, в том числе ведомственных нормативных, актах ФСИН России;
  • субъектами этой деятельности могут быть только оперативные сотрудники, а также лица, оказывающие им конфиденциальное содействие;
  • практическое применение оперативно-технических средств осуществляется в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации.

На основании этих положений оперативно-техническое обеспечение розыскной деятельности в УИС в узком смысле может быть определено таким образом. Это предусмотренное законами и подзаконными, в том числе ведомственными нормативными, актами ФСИН России практическое применение оперативными сотрудниками УИС, а также лицами, оказывающими им конфиденциальное содействие, оперативно-технических средств при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих получение фиксированной информации о действиях объектов оперативной заинтересованности, а также фактах и событиях в целях выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемыхв исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также решения других задач, возложенных на оперативные подразделения УИС [5].

Не проводя широкого анализа указанных основных признаков (элементов) оперативно-технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, выделим лишь наиболее значимые их стороны.

Техническая оснащенность оперативных подразделений полиции.


Этот элемент наиболее значимый в представленной нами системе. Техническая оснащенность оперативных подразделений уголовного розыскавыражена в степени оснащенности оперативно-техническими средствами обнаружения и фиксации оперативно значимой информации. Степень технической оснащенности как в качественном, так и вколичественном отношении отражает возможности оперативных подразделений полиции успешно решать поставленные перед нимиоперативно-служебные задачи по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания.

Оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств.

Акцентируя внимание на этом аспекте, следует подчеркнуть, что можно иметь в достаточном количестве любую технику и не получить желаемого эффекта, так как техника сама по себе, без специалистов, в совершенстве владеющих ею, ничего решить не способна. Самый современный и совершенный компьютер без надлежащего программного обеспечения и грамотного пользователя - это не более чем сверхдорогостоящие "счеты" или в крайнем случае "пишущая машинка"[22].

Поэтому подход к оперативно-техническому обеспечению оперативно-розыскных мероприятий только как к проблеме снабжения оперативных подразделений средствами оперативной техники не верен по существу. Обеспечение оперативных подразделений оперативно-техническими средствами - это только один из элементов системы оперативно-технического обеспечения мероприятий, никоим образом не исчерпывающий его содержания.

По общему правилу для применения оперативно-розыскных сил, средств и методов требуется, чтобы оперативный состав действовал быстро, тактически грамотно, был подготовлен к решению возникающих оперативно-тактических задач.

Применительно к органам внутренних дел под оперативной готовностью понимает такое состояние системы органов внутренних дел, которое обеспечивает при поступлении информации о подготавливаемых или совершенных преступлениях быстрое и организованное применение сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для предотвращения и раскрытия преступлений, а также розыска скрывшихся преступников.

С учетом изложенного оперативная готовность сотрудников оперативных подразделений полиции к применению оперативно-технических средств представляет собой адекватную требованиям оперативно-розыскных мероприятий профессионально-техническую подготовку оперативных сотрудников, включающую специальные знания, умения, навыки по применению оперативно-технических средств при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач по оперативно-розыскному обеспечению исполнения наказания[21].