Файл: «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с постоянной оперативной готовностью оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств существует состояние ситуационной оперативной готовности, отражающее особенности складывающейся оперативно-розыскной ситуации при проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий. Ситуационная оперативная готовность - это актуализация приобретенных ранее знаний, умений, навыков, имеющегося опыта для решения конкретных задач, возникающих в ходе оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказания; состояние мобилизованности оперативного сотрудника на целенаправленное тактически грамотное применение оперативно-технических средств в конкретных условиях.

Постоянная и ситуационная оперативная готовность оперативных сотрудников к использованию оперативно-технических средств находятся в сложном взаимодействии. Будучи реализованным, состояние ситуационной оперативной готовности оказывает обратное управляющее воздействие на компоненты постоянной оперативной готовности к применению оперативно-технических средств.

2.4. Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия обследование жилища

Определяя процессуальные моменты проведения обследования жилища, необходимо предварительно отметить некоторые обстоятельства. Во-первых, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Правоотношения, возникающие в рамках оперативно-розыскной деятельности, наиболее близки к уголовно-процессуальным. Это объясняется прежде всего общностью задач оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что обследование жилища может быть гласным, негласным и зашифрованным. Гласное обследование производится в отношении владельцев соответствующего объекта, предполагает сообщение им о сути и содержании производимого оперативно-розыскного мероприятия. При этом конечные цели могут не доводиться до сведения указанных лиц, однако они должны сознавать, что на принадлежащем им объекте проводится оперативно-розыскное мероприятие[14]. Результаты гласного обследования фиксируются в документах, подписываемых всеми участниками, в том числе и владельцами объекта. Негласное обследование осуществляется оперативным сотрудником в отсутствие владельцев объекта, которые остаются в неведении о самом факте проведения оперативно-розыскного мероприятия. При этом в негласном обследовании могут участвовать, например, специалисты. Зашифрованное обследование проводится в присутствии владельца объекта, но с сокрытием от него смысла и содержания производимых действий (например, оперативный сотрудник прибывает на объект под видом работника коммунальной службы, рекламного агента и т.п., для установления наличия или отсутствия определенных предметов).


Очевидно, что если гласное обследование жилища можно провести по правилам, максимально сходным с уголовно-процессуальными действиями, то для негласного и зашифрованного обследования соблюдение этих правил в полном объеме невозможно в принципе.

Понятие "жилище" в оперативно-розыскной деятельности должно интерпретироваться так же, как оно определено в уголовно-процессуальном законе: а) индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями; б) жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания; в) равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания [20].

Обследование жилища производится по судебному решению, поскольку ограничивает соответствующее конституционное право. Вместе с тем в практической деятельности гласное обследование жилища в ряде случаев осуществляется без судебного решения, если с его проведением согласны все лица, проживающие в соответствующем жилище. Представляется, что в этом нет нарушения закона, поскольку указанные лица своим добровольным разрешением на обследование устраняют ограничение принадлежащего им конституционного права. Лица должны проживать в жилище на законных основаниях и присутствовать в жилище на момент начала оперативно-розыскного мероприятия. Согласие указанных лиц получается в письменной форме (как правило, в виде отдельного заявления), с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения лица, даты и времени составления указанного заявления. Ведомственный нормативный акт предусматривает для проведения остальных видов обследования составление распоряжения начальника оперативно-розыскного органа. Представляется, что обследование жилища может проводиться без этого документа, поскольку непосредственно законом его составление не предусмотрено[3].

Гласное обследование жилища производится с участием не менее чем двух понятых, которые должны воспринимать все действия, осуществляемые

  • рамках данного оперативно-розыскного мероприятия. В ходе гласного обследования жилища возможно визуальное восприятие обстановки и элементарные поисковые действия, являющиеся прямым продолжением визуального обозрения. Недопустим углубленный поиск, вскрытие помещений, взлом стен и полов, сейфов и т.п. Важным является вопрос о порядке оформления результатов гласного обследования жилища. В соответствии с названным выше ведомственным нормативным актом результаты обследования иных объектов фиксируются в специальном протоколе обследования. При этом наиболее близкое к обследованию следственное действие оформляется протоколом осмотра места происшествия. Представляется, что результаты гласного обследования жилища также могут быть зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия, однако после этого все материалы оперативно-розыскной деятельности должны быть представлены в следственное подразделение,

поскольку проведение следственного действия невозможно само по себе [24]. Нерешенным является вопрос о возможности изъятия в ходе гласного

обследования жилища материальных объектов. В научной литературе справедливо обращается внимание на то, что законодательная регламентация по этому поводу практически отсутствует. Правоприменительная практика развивается по диаметрально противоположным направлениям. Так, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала изъятие наркотических средств в ходе обследования жилища незаконным, обосновав это тем, что данное оперативно-розыскное мероприятие осуществляется негласно и не может быть направлено на обнаружение и изъятие доказательств по уголовному делу .Напротив, судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда признала изъятие наркотиков в рамках обследования жилища правомерным, указав, что проведение данного ОРМ до возбуждения уголовного дела было обусловлено необходимостью обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения

преступления, а также получения иной значимой информации.

Изъятие в ходе обследования предметов и документов, имеющих значение для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности,

соответствует Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". Верховным Судом Республики Ингушетия также были признаны законными действиями оперативных сотрудников, в ходе гласного обследования жилища изъявших наркотические средства.

Наибольшую сложность, но вместе с тем и важность для доказывания представляет порядок проведения негласного или зашифрованного обследования жилища. В практической деятельности выработан оптимальный алгоритм проведения данного оперативно-розыскного

мероприятия, соблюдение которого обеспечивает возможность использования результатов обследования в процессе доказывания.

Во-первых, после получения информации оперативный сотрудник обязан принять меры к установлению принадлежности жилища, в котором планируется провести оперативное обследование. Данные о собственнике запрашиваются в органах Росреестра или БТИ. Выясняется, не обладает ли какое-либо из проживающих в жилище лиц иммунитетом от уголовного преследования; такие сведения собираются оперативным путем и оформляются рапортом оперативного сотрудника.

После этого оперативный сотрудник составляет мотивированный рапорт на имя руководителя оперативно-розыскного органа, в котором указывает существо поступившей информации о возможности нахождения интересующих предметов на определенном объекте, и ходатайствует о проведении оперативного обследования данного объекта. Обращение в суд допускается после получения письменного согласия руководителя оперативно-розыскного органа, оформляемого в виде резолюции на рапорте[19].


Во-вторых, для проведения обследования жилища руководителем оперативно-розыскного органа выносится постановление о разрешении проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, в котором приводится обоснование необходимости проведения обследования жилища.

В-третьих, постановление о проведении обследования жилища рассматривается единолично судьей по месту нахождения оперативно-розыскного органа. Порезультатамсудьявыносит одно из двух решений: а)

  • разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, в этом случае в постановлении судьи должен быть указан точный адрес жилища и его владелец; в) об отказе в удовлетворении ходатайства. Постановлению судьи присваивается гриф секретности, оно передается оперативному сотруднику[33].

В-четвертых, на основании постановления оперативными сотрудниками осуществляется негласное проникновение в жилище. Во время нахождения в жилище могут произведены следующие действия:

а)непосредственно визуальный осмотр жилища;

б) запечатление обстановки с помощью технических средств (фотографирования, видеосъемки и т.п.);

в) установка технических средств фиксации (скрытых видеокамер, портативных микрофонов и т.п.);

г) сбор образцов для сравнительного исследования (изъятие части обнаруженного в жилище предмета или вещества).

Следует учитывать, что при негласном обследовании понятые не присутствуют, и результаты оперативно-розыскного мероприятия оформляются рапортом оперативного сотрудника. Составление протокола осмотра места происшествия в указанной ситуации представляется

неправомерным, поскольку рассматриваемое оперативно-розыскное мероприятие не является следственным осмотром в силу отсутствия таких базовых для осмотра правил, как гласность проведения, проникновение в

жилище в присутствии его собственника или официальных представителей жилищных организаций и т.п.

Исходя из сказанного, важно сформулировать следующее правило: в ходе обследования обнаруженные предметы не могут изыматься в полном объеме, допускается либо их исследование на месте, либо изъятие части вещества для исследования в стационарных условиях. По сути, данное правило является частным случаем более общего требования о проведении оперативно-розыскных мероприятий таким образом, чтобы не исключить последующее производство следственных действий, направленных на получение информации из того же источника. Поскольку обследование не имеет присущих следственным действиям механизмов и гарантий достоверности результатов (участия собственника и понятых, составления протокола), подтвердить впоследствии факт изъятия соответствующего предмета из конкретного жилища оказывается крайне затруднительным, а иногда и просто невозможным, в силу чего результаты оперативно-розыскного мероприятия не будут иметь доказательственного значения. Соответственно, при изъятии предмета целиком невозможно будет доказать наличие в действиях лиц состава преступления[11].


Как правило, результаты обследования используются для принятия решений о производстве следственных действий (осмотра, обыска или выемки), в ходе которых и происходит изъятие в полном объеме предметов и

веществ, обнаруженных при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Вопрос о возможности приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств предметов, изъятых непосредственно в ходе обследования, является достаточно спорным. Необходимо учитывать, что их изъятие производится без понятых, без составления протокола, без иных механизмов, удостоверяющих достоверность происхождения объекта. Однако при этом принадлежность изъятого вещества к его основной части, изымаемой в рамках следственного действия, может быть подтвержденаобъективнымиспособами (например, путем производства сравнительной экспертизы). В подобных случаях обвиняемому может быть инкриминировано совершение преступления с включением того объема вещества, который был изъят в ходе оперативно-розыскного мероприятия. Так, оперативными сотрудниками была получена информация о том, что гражданин Республики Таджикистан Ш. занимается незаконным сбытом наркотических средств, которые хранит в арендуемой квартире. В судебном порядке было получено разрешение на проведение негласного обследования данного жилого помещения.

3 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Оперативно-розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации, подразумевает собой законной ограничение конституционных и иных прав граждан и лиц без гражданства.

  • связи с этим аспектом за оперативно-розыскной деятельностью в российском праве предусмотрен контроль и надзор. За одними правоохранительными органами, реализующими ОРД, контроль и надзор осуществляется в большей степени, а за другими в меньшей. Данный юридический аспект появляется из вывода, который нами был получен во время рассмотрения федеральных законов.

Говоря о надзоре контроле, осуществляемом за оперативно-розыскной деятельностью, необходимо ответить на вопрос о том, на что направлен данный контроль и надзор. Практически сама юридическая основа оперативно-розыскной деятельности закреплена в оперативно-розыскных