ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1005

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Бухгалтерский учет в бюджетных организациях»

  1. Организации, состоящие на государственном бюджете, как объекты организации бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета.

Бюджетная организация – организация, созданная Президентом РБ, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций.

К бюджетным организациям относятся: учреждения образования, здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма, социального обеспечения, науки и культуры.

Объектами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

- материальные ценности (основные средства, материальные запасы, отдельные предметы в составе оборотных средств; специфические объекты: медикаменты, продукты питания, материалы для научных, учебных и других целей);

- денежные средства на текущих счетах в банке и в кассе;

- расходы по исполнению смет расходов по бюджету и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам (кассовые и фактические);

- финансирование из бюджета и другие источники;

- расчеты (расчеты с поставщиками, подотчетными лицами, персоналом по оплате труда и стипендиатами, со студентами за проживание в общежитии, с родителями за содержание детей в детских учреждениях, по финансированию).

Основными задачами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:

1) обеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств, контроль их наличия и состояния;

2) контроль исполнения смет расходов по бюджету и смет внебюджетных средств;

3) контроль законности, эффективности использования и расходования хозяйственных средств, обеспечение строжайшего режима экономии;

4) обеспечение своевременного и правильного ведения расчетов, контроль соблюдения платежной и финансовой дисциплины;

5) представление отчетности в вышестоящие органы в полном объеме и в установленные сроки.


  1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях. План счетов бухгалтерского учета, его структура и содержание.

В бюджетных организациях ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым поступлениям и иным источникам осуществляется в соответствии с Законом Республики «О бухгалтерском учете и отчетности» и Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.


Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ведется на основе и в соответствии со сметой расходов по бюджету – основной плановый документ, отражающий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета соответствующего уровня на содержание организации и осуществление централизованных мероприятий на предстоящий год.

Порядок организации бухгалтерского учета, предусматривает:

- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

- формы регистров бухгалтерского учета (книги, карточки, ведомости, описи);

- формы мемориальных ордеров – накопительных ведомостей;

- порядок оформления регистров бухгалтерского учета, порядок внесения исправлений и хранения регистров учета и документов, основные требования по порядку проведения инвентаризации имущества, обязательств и составлению отчетности.

Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации в организациях.

В бюджетных организациях может применяться централизованная и децентрализованная формы бухгалтерского учета.

При централизации бухгалтерского учета учет осуществляют централизованные бухгалтерии – самостоятельные структурные подразделения, созданные при государственных органах, бюджетных организациях.

При децентрализации учета организационной формой в бюджетных организациях является самостоятельная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером.

Бюджетные организации составляют и представляют годовую и текущую бухгалтерскую отчетность по установленным формам в определенные сроки на основании данных синтетического и аналитического учета.

Осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетными организациями требует применения системы счетов бухгалтерского учета, которая позволит получать все необходимые сведения для составления отчетности.

Бухгалтерский учет исполнения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств осуществляется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 22.04.2010 № 50.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, определяющий построение всей системы учета бюджетных организаций независимо от их отраслевого уровня.

План счетов позволяет применить во всех бюджетных организациях единообразные методы учета, правильно отражать в учете экономическое содержание финансово-хозяйственных операций, предусмотреть такую группировку счетов, которая дает возможность контролировать деятельность организаций.


По структуре план счетов бюджетных организаций предусматривает:

  • полные наименования синтетических счетов и их номера – двузначные от 01 до 41;

  • наименования субсчетов и их номера.

В основу группировки счетов положено экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов:

1. Основные средства.

2. Материальные запасы.

3. Отдельные предметы в составе оборотных средств.

4. Затраты на производство.

5. Денежные средства.

6. Внутриведомственные расчеты по финансированию.

7. Расчеты.

8. Расходы.

9. Финансирование и займы.

10. Фонды и средства целевого назначения.

11. Реализация.

12. Доходы и финансовые результаты.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств. Синтетическим счетам присвоены цифровые двухзначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не используются и являются резервными. Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета подразделяются на субсчета. Код субсчета трехзначный.

В учетной практике бюджетных организаций для записи финансово-хозяйственных операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при составлении отчетности пользуются субсчетами.

В Плане счетов бюджетных организаций объединены счета для учета бюджетных смет и счета для учета внебюджетных средств и источников их формирования. Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств.

В самостоятельную группу в Плане счетов бюджетных организаций выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота бюджетной организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля. Забалансовые счета имеют двузначные коды. Все забалансовые счета активные, хозяйственные операции на них отражаются без применения двойной записи, т.е. учет ведется по простой системе.




  1. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет бюджетных учреждений.

Бюджетная классификация Республики Беларусь – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей.

Состав бюджетной классификации определен статьей 10 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Бюджетная классификация включает в себя:

- классификацию доходов бюджета – группировку доходов бюджета, основанную на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам: налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, безвозмездные поступления;


- функциональную классификацию расходов бюджета - является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства;

- программную классификацию расходов бюджета - является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам;

- экономическую классификацию расходов бюджета - является группировкой расходов бюджета по экономическому содержанию (расходы на текущие цели, на осуществление капитальных затрат, закупка товаров и оплата услуг, заработная плата рабочих и служащих и др.);

- ведомственную классификацию расходов бюджета - является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов;

- классификацию финансирования дефицита бюджета – является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

  1. Порядок финансирования бюджетных организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах.

В бюджетную систему включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Республиканский бюджет исполняется по росписи доходов и расходов.

Бюджетная роспись – распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Распорядители бюджетных средств определяются путем установления им бюджетных назначений.

Бюджетные назначения – это полномочия на использование и распределение определенной суммы бюджетных средств, представленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном Бюджетным кодексом Республики Беларусь.

Распорядителями бюджетных средств могут быть следующие организации:

  1. по республиканскому бюджету – государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь или правительству Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

  2. по местному бюджету – государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства в соответствии с законодательством.


Получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой и расчетами к ней.

Исполнение республиканского бюджета осуществляется с использованием системы государственного казначейства. При казначейской системе финансирования оплата обязательств бюджетных организаций осуществляется через счета территориального органа казначейства, минуя текущие счета распорядителей средств, открытые в банке.

Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк». Перечисления производятся согласно предъявленным распорядителями средств платежным поручениям. Все распорядители средств республиканского бюджета должны быть зарегистрированы в соответствующем территориальном органе государственного казначейства.

Казначейская система дает возможность осуществлять предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств каждой организации, получающей финансирование из республиканского бюджета.


  1. Счета бухгалтерского учета, применяемые для учета бюджетного финансирования. Синтетический и аналитический учет финансирования и расчетов по финансированию подведомственных бюджетных организаций.

Для учета бюджетного финансирования и расчетов по финансированию подведомственных организаций применяются следующие бухгалтерские счета:

-счет 10 «Текущие счета по бюджету»-учитываются денежные средства перечисляемые из бюджета на расходы бюджетных организаций;

-счет 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию»-предназначен для учета внутриведомственных расчетов и используется у нижестоящих распорядителей и получателей средств бюджета;

-счет 23 «Финансирование и займы» предназначен для учета сумм полученного и использованного бюджетного финансирования и используются главными распорядителями бюджетных средств;

-счет 20 «Расходы по бюджету» используется распорядителями бюджетных средств, на котором отражаются произведенные в течении года расходы.

Синтетический учет хозяйственных операций по бюджетному финансированию и расчетам по финансированию подведомственных организаций:

1.У главного распорядителя бюджетных средств:

-Д-т 10 К-т 23 на сумму полученного бюджетного финансирования;

-Д-т 14 К-т 10 на сумму перечисленных денежных средств подведомственным организациям;

-Д-т 23 К-т 20 на сумму фактически произведенных собственных расходов списанных по окончании финансового года;

-Д-т 23 К-т 14 на сумму фактически произведенных расходов подведомственных организаций, списанные по окончании финансового года;

-Д-т 23 К-т 10 возврат бюджетного финансирования в соответствующий бюджет